Напоминание

«ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Автор: Татьяна Сергеевна Жилина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 36 "Яблонька"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО
Наименование материала: консультация логопеда для педагогов ДОУ
Тема: «ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев»

В.А Сухомлинский

.

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени

общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев

рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в

системе

по

их

обучению

и

воспитанию

предусматриваются

воспитательно-

коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института

физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений

пальцев рук (М. М. Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей

была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев

соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же

развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей

совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи

происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития

моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем

тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда

входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится

разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев

рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно

давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать

в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из

пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать

различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки,

спички.

В

полуторагодовалом

возрасте

детям

даются

более

сложные

задания:

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-

потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого

сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на

себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и

безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены

вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего

развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное

воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение

в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук

приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в

дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без

труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно теми, у которых

наблюдается общее недоразвитие речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в

младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные

точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно

выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии

элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание

шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет

достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не

допускайте скуки и переутомления.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной

умелости.

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко

разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не

разожмёшь;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- кистями рук делать «фонарики»;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на пальчик;

- завязывать узлы на толстой верёвке, на шнурке;

- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,

заводить механические игрушки ключиками;

- закручивать шурупы, гайки;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- складывание матрёшек;

- игры с вкладышами;

- рисование в воздухе;

- игры с песком и водой;

- мять руками поролоновые шарики, губку.

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать ножницами;

- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными

мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные. Они увлекательны и

способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы

отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их

деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения

взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать

внимание

на

одном

виде

деятельности.

Кроме

пальчиковой

гимнастики,

существуют

и

различные

графические

упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений

руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в

дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Детям

предлагаются разнообразные графические упражнения, такие как:

- рисование разнообразных дорожек (прямых, извилистых, широких, узких).

Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными;

-

штриховка.

Существуют

различные

виды

штриховки:

горизонтальная,

вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями

и т.д.

- обводка рисунка точно по линии, не отрывая карандаша от бумаги;

- соединение точек одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- «клубочки» - обвести клубочки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

Клубочки можно наматывать от центра или от края по часовой стрелке и против;

- рисование фигур – внутри большой постепенно уменьшающиеся фигуры, а

вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры;

- продолжи узор по клеточкам;

- нарисовать рядом такую же картинку, как на образце;

- дорисуй картинку – дорисовывание второй половинки так, чтобы она была

похожа на первую;

- графический диктант.

Учёные установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в

прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Эта роль

пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно. Талантливые люди из

народа создавали такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и другие, в

которых мать заставляет работать пальцы ребёнка. Физиологи специальными

экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и

объяснили причину этого явления. Дело в том, что в головном мозге двигательная

речевая область является частью общей двигательной области; большой участок,

почти треть всей площади, «заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с

участком, «заведующим» движениями органов речи. Следовательно, тренировка

тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень

развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты

память и внимание, связная речь.



В раздел образования