Автор: Форковец Анфиса Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "БЦРР-детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: Алтайский край, рп. Благовещенка
Наименование материала: Конспект занятия с использованием проблемной ситуации в подготовительной группе «Поможем Буратино»
Тема: Конспект занятия с использованием проблемной ситуации в подготовительной группе «Поможем Буратино»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия с использованием проблемной ситуации в
подготовительной группе «Поможем Буратино»
Цель: Формирование детской самостоятельности в различных видах
деятельности посредством применения проблемных ситуаций в
воспитательно-образовательном процессе.
ЗАДАЧИ:
(для педагога)
1. Расширять представления детей об объектах окружающего мира,
явлениях действительности и их отношениях.
2. Формировать умение детей слушать друг друга.
3. Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с
помощью взрослого формулировать противоречие и решать его; побуждать к
выбору лучшего из предложенных решений.
(для ребенка)
1. Развивать любознательность, познавательную активность к объектам и
явлениям окружающего мира.
2. Развивать креативность мышления, умения делать выводы
самостоятельно.
3. Развивать речь детей как средство общения. Обогащать и
активизировать словарь, формировать умение находить разные варианты
ответов на поставленный вопрос.
Материал и оборудование:
Таз с водой, различные предметы на подносе: шурупы, болтики, камень,
ключ, магниты, пустая бутылка, веревочки, палочки, несколько скрепок.
Магнитная доска и магнитные фигуры, магнитный конструктор, емкости
для самостоятельного экспериментирования.
Заготовки для изготовления игры «Рыболов».
Ход занятия:
1. Проблемная ситуация
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, один сказочный герой обратился к нам за
помощью, если отгадаете загадку, то узнаете, кто он.
Загадка: У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный. Кто же это?...Буратино
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы знаете, однажды беззаботный Буратино бежал
вдоль берега озера и
размахивал золотым ключиком. Вдруг… ключик
выскользнул из рук, упал в озеро и утонул. Буратино расстроился. «Я не
смогу открыть двери моего нового театра? Что же делать? Как быть?»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что посоветуем Буратино? Как ему достать ключик?
Д (высказывания детей): Позвать черепаху Тортилу! Прыгнуть в воду!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Черепахи Тортилы не оказалось рядом и он прыгнул
в воду. Но ключик достать не смог, сразу всплыл на поверхность. Почему?
ДЕТИ: Он деревянный, а дерево плавает и не тонет. Ключик железный,
тяжелый, он утонул и лежит на дне. Все железные предметы тонут.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте проверим вашу версию. У меня прозрачная
бутылка с водой - это озеро. Что мы должны сделать, чтобы проверить
правильность ваших высказываний? А использовать нужно только вот эти
предметы на моем столе!
ДЕТИ:Бросить ключ и палочку деревянную в воду и посмотреть, что
будет.
Эксперимент «Тонет - не тонет»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Иди, Света, брось ключик в «озеро» ( бросает, ключ
тонет, лежит на дне бутылки). Что произошло? (утонул). Где лежит? (на дне).
Иди ,Коля, брось деревянную палочку!( бросает, палочка не тонет) Что
произошло? (палочка не утонула, она деревянная , плавает)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ваша версия подтвердилась, вы оказались правы!
Ключ на дне,… как действовать дальше? Какие предметы, которые есть на «
берегу», могут нам помочь?
Поисковая деятельность
ДЕТИ: ( версии детей) Нужно взять сачок и зачерпнуть; привязать
крючок на веревку и зацепить за дырочку у ключика; привязать магнит на
веревку и ключ прилипнет к магниту.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ваши варианты будем проверять экспериментально!
Воспитатель вместе с детьми прорабатывает все предложенные
версии, дети делают выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬ:Давайте пробовать сачком!
ДЕТИ: Сачком очень трудно зацепить, ключик тяжелый и не попадает
в сачок.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Попробуем вытащить крючком!
ДЕТИ: На крючок никак не получается, ключ лежит и в дырочку не
попадает.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь будем действовать магнитом ( привязывают
магнит к веревке и погружают в воду, достают ключ )
ДЕТИ: Хорошо получилось. Ключ прилип к нему. Вот вытащили.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой сделаем вывод? И что мы можем рассказать
про магнит?
ДЕТИ: Магнит может примагничивать железные предметы. Легко с
этим справляется. Помог нам выполнить задание.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Магнит не теряет своих свойств даже в воде.
Волшебная сила магнита очень велика. Волшебная сила магнита действует
даже в воде!
А как вы думаете ?,а где еще применяется магнит? ответы детей.
Правильно!!! презентация показ
И какие еще есть интересные истории с магнитом, я расскажу вам в
следующий раз.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо, ребята, за помощь Буратино. Он будет рад
увидеть ключик от волшебных дверей своего нового театра.
Волшебная сила магнита действует даже в воде!
2. Свойства магнита…
Воспитатель: - А я вам задам задачку посложнее. …С трудной задачей
справитесь? ….Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив
руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. …
Давайте проверим, ваши предположения экспериментально?
Поднесём магнит к банке. ….
Что произошло? ….Чудеса, магнитная сила действует сквозь воду и
стекло (пластмассу). Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
Интересно, а через деревянное препятствие сможет магнит притянуть к
себе что-нибудь?. (рассыпает скрепки на столе и при помощи магнита
показать, как они пляшут и собираются в одно место, где приложен магнит).
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать
через стекло, воду, и даже дерево.
- Кстати, мы знаем, что деревянные предметы не тонут, а железные?.
Воспитатель: - А почему большой корабль, сделанный из железа не
тонет?. (где это можно узнать?--- спросить у родителей, посмотреть в
интернете, почитать в энциклопедии и т. д.).
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можно ли магнит сделать
самостоятельно? ….
- А мы сейчас с вами опытным путём докажем, что железный предмет,
можно намагнитить. А для этого берём магнит, подносим к нему скрепку.
Она притянулась? Почему? Теперь к скрепке подносим вторую, она тоже
притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок, которые
прикреплены друг к другу, и только первая скрепка – к магниту. Сейчас мы
осторожно возьмём пальцами первую скрепку и уберём магнит. Что мы
видим? Правильно, цепочка не разорвалась. Почему скрепки не распались?
Что с ними произошло?.
Воспитатель: Действительно, скрепки, находясь рядом с магнитом,
намагнитились и стали магнитами. Что мы заметили ещё? … Однако,
цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Подумайте,
почему так бывает? Скрепки обладают магнетическими свойствами
незначительное время.
3. Магниты вокруг нас… Воспитатель: Ребята, а где в нашей группе мы
можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные
свойства? (магнитная азбука и цифры, доска, магнитный конструктор,
магнитные шашки, магниты - держатели и т. д.).
Воспитатель: - А знаете ли вы, в каких предметах еще человек
использует магнит?. (в телефонной трубке, на банковской карте, магнитный
замок, в строительстве для поднятия тяжелых грузов, магниты используют
при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно
держать инструменты, в медицине на приборах МРТ магнитно-резонансной
томографии, в компасе, магнитофоны, детские музыкальные игрушки,
детская игра «Рыбалка»). Вот сколько полезных свойств у магнита.
4. Ручной труд
Воспитатель: - А ведь мы с вами можем самостоятельно для себя
изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих
друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы,
лежащие на столе (бумажные рыбки, скрепки, полоски бумаги, клей, и
скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое
название придумать для игры?
Конструирование игры «Рыболов»
(дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы,
изготовление игры)
5. Рефлексия:
Воспитатель: - Хорошо, как магнит, притягивает к себе добрых и
хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым
магнитом.
Воспитатель: - Посмотрите, я принесла сегодня магнитные игры:
магнитный конструктор, желающие ребята могут что-нибудь из него собрать.
Например, коробочку под ключик Буратино, чтобы он его больше не терял.
Есть и магнитные фигуры (звезды, ромбы, круги, овалы, квадраты и др.) из
которых можно составить узоры на магнитной доске.
Самостоятельная деятельность детей с магнитами (игры, опыты,
экспериментирование, изготовление: рисование и и вырезание рыбок для
игры «Рыболов»).