Напоминание

"ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"


Автор: Сеселятина Татьяна Юрьевна
Должность: ведущий библиотекарь
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема:

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ»

Методические рекомендации по реализации программы: «Азбука нравственного

образования» в условиях учебно-воспитательного процесса

в КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1»

Автор работы: Сеселятина Т.Ю.

ведущий библиотекарь

г. Барнаул, Алтайский край

КГБОУ «Барнаульская

общеобразовательная школа-

интернат №1»

Барнаул, 2017

-2-

Оглавление ……………………………………………………….. стр. 2

1. Введение …………………………………………………………… стр. 3

2. Основная часть……………………………………………………. стр. 4 – 12

Глава 1. «Семья – одна из форм общности людей»…………...... стр. 4 - 6

Глава 2. «Современные взаимоотношения семьи и школы»…. стр. 6 -7

Глава 3. «Нравственное воспитание молодёжи – цель нашего

общества»…………………………………………………………….. стр. 7 - 8

Глава 4. «Целевое назначение программы «Азбука

нравственного образования»………………………………………..стр. 8 - 13

3. Заключение…………………………………………………………стр. 14

Список литературы……………………………………………….. стр. 15

Приложение 1. Разработка урока: «Культура внешнего вида.

Одежду нужно беречь».

Приложение 2. Разработка урока: «Твоя школа, твой класс:

соблюдение чистоты и порядка».

Приложение 3. Разработка урока: «Взаимопомощь: как её

организовать».

Приложение 4. Сценарий встречи с родителями: «Счастливая

семья. Какая она?»

-3-

Введение

Актуальность работы:

У каждого из людей обязательно должна быть семья. Мне, библиотекарю со

стажем работы в библиотеке

-

42 года

имеющей взрослую дочь, понятны

проблемы

и

задачи

воспитания

детей,

стоящие

перед

родителями

и

школой.

Именно

семья

и

школа

формируют

черты

характера,

убеждения,

взгляды,

мировоззрение ребёнка. В настоящее время, когда средства массовой информации

кишат сценами насилия, когда в большинстве случаев ребёнок предоставлен сам

себе и формирует навыки общения на улице, а в семье при воспитании ребёнка

руководящим является стиль подавления, необходимо воспитывать нравственные

качества не только у детей, но может быть в большей степени - у родителей.

Кроме того, наблюдения за учащимися лицея, многие из которых не

владеют

правилами культуры и общения, настроены агрессивно не только по отношению

друг к другу, но и к старшим людям, считаю необходимым проведение уроков

нравственности в лицее. В данной работе я попыталась воспитания детей в

семье

и

школе, а также показать необходимость

нравственного воспитания

через уроки, которые проводятся во 2-м , 3-м, 4-м классах.

Основные направления работы:

1. Семья – ячейка общества;

2. Основные задачи нравственного воспитания;

3. Связь семьи и школы через уроки нравственности.

-4-

Глава 1.

С единым телом я сравню семью:

Отец - глава, а руки – сыновья.

И в теле - мать, она, как сердце,

И от нее зависит вся семья

Камол (перевод с таджикского)

Начальной человеческой общностью, закладывающей основы личности,

принято считать семью. В Конвенции о правах ребенка декларируется, что

«ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном

окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Ф.М.Достоевский писал, что семья созидается, а не дается готовой.

Созидается же семья, по его мнению, неустанным трудом любви.

Семья — сложная, многофункциональная система. Она выполняет целый ряд

функций:

а) экономическую (ведение общего хозяйства, экономическая поддержка других

членов семьи в период их нетрудоспособности, приобретение материальных

ценностей);

б) хозяйственно-бытовую (создание быта, обустройство жилища, материальное

обеспечение);

в) психологическую (семья защищает своих членов от экстремальных, стрессо-

вых ситуаций, проявляет соучастие, сопереживание. Именно семья позволяет че-

ловеку становиться более стойким, уверенным. «Семья — мой тыл» — часто

слышим мы это справедливое утверждение);

г) репродуктивную (но роль семьи не должна сводиться к «биологической

фабрике»);

д) воспитательную (семья отвечает за интеллектуальное, физическое, психиче-

ское развитие растущего в ней ребенка).

Выделение воспитательной функции семьи как основной имеет большой

общественный смысл. «Тот отец, кто воспитал, а не тот, кто родил» (Менандр).

Семья — форма общности людей, состоящая из соединенных браком

мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), а также, в

некоторых

случаях,

из

других

лиц,

связанных

с

вышеназванными

кровнородственной связью.

Семья — довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее

свой

внутренний

мир,

свои

тайны

и

секреты,

противостоящее

внешним

воздействиям.

Если

семью

лишить

ее

внутреннего

мира,

сделать

все

происходящее в ней открытым для общества, она распадется. С другой стороны,

семья - объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. В семью

проникают

проблемы

общества,

и

это

не

разрушает

ее,

а

способствует

ее

развитию, позволяет удовлетворять личные потребности в

-5-

общении с другими людьми, обеспечивает чувство безопасности и защищенности.

Человек рождается, живет и умирает в семье.

Семья обеспечивает защищенность входящего в мир ребенка. Этот мир сложен

и противоречив, в нем всегда подстерегает малыша опасность. Рядом должны

находиться родители, смягчающие тяжесть сложных обстоятельств, научающие

справляться с трудностями.

Влияния

семьи,

падающие

на

тонкую

и

остро

воспринимающую

мир

психологическую структуру человека, чрезвычайно велики и длительны. Многие

из этих влияний оставляют след на всю жизнь - «впечатываются», это называется

импринтингом - такое впечатывание в личностную структуру человека первичных

образов, действий, слов, стиля поведения.

Первичные

воспитательные

влияния

семьи,

обладая

силой

импринтинга

заимствуются на всю жизнь, и воспроизводятся в зрелые даже годы уклад семьи,

манеры, образ отца и матери, иногда лексикон и отношения к людям.

«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуан де Сент-Экзюпери в

метафорической форме отражает закономерность первичного влияния семьи на

становление личности.

Весьма важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие

как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного

социального

поведения, интерес к окружающему миру.

Семья - сильнейший фактор воспитания. Но сложность ситуации заключается в

том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и

специальных воздействий профессионала в семье не существует. Процесс

воспитания ребёнка сложен, многотруден и в каждой семье уникален. И

пожалуй, самое печальное то, что семья по разным причинам стала все больше

отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно

говоря, — педагогическая профессия. Ведь именно учитель, классный руко-

водитель, школа, в наше время научат родителей педагогически правильно вы-

страивать общение с собственными детьми? А для этого и сами педагоги должны

знать наиболее важные условия успешности семейного воспитания. Когда

ребёнок приходит в школу, он является представителем своей семьи, и

отображает условия жизни, привычки поведения, уровень интеллекта - все,

обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и

духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на

всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой сто-

роны, тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это надо учитывать в

воспитании.

Нам, конечно же, приходится наблюдать жизнь многих семей, в которых рас-

тут дети.

Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт, к которому стоит

приглядеться и проанализировать. Это натолкнет нас на новые мысли, поможет

нам в ваших поисках.

Процесс воспитания ребёнка сложен, многотруден и в каждой семье уникален.

-6-

Каким способом родители воспитывают ребёнка? Почему они воспитывают

именно таким образом? Каковы причины, вызывающие данный тип воспитания?

Эти

и

ещё

много,

много

вопросов,

касающихся

взаимоотношений

в

семье,

потаенных чувств, болезненных переживаний, привязанностей, индивидуальных

устремлений,

следует

задать

себе

(родителям),

чтобы

научиться

более

эффективно

общаться

со

своими

детьми,

лучшим

образом

строить

внутрисемейные отношения.

Глава 2.

Современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на тесном

союзе, обоюдным интересом которого выступает ребенок - уважаемый школой и

любимый родителями. И родители, уверенные в компетентности педагога

согласились бы на заключение такого союза и не возражали бы исполнять роль

ведомого партнера. Даже когда педагог очень молод, они прощают молодому

специалисту его неопытность, понимая, что опыт приобретается в практике

непосредственной работы с детьми. Но они должны удостовериться в

основательности психологических знаний, в хорошей этической подготовке, в

широком методическом оснащении педагога, владеющего интересными

методиками, и обнаружить в процессе взаимодействия высокий уровень

педагогического мышления. Вот тогда родители признают в педагоге

способность быть руководителем организации жизнедеятельности детей. Чем

выше образованность родителей, тем большее уважение и доверие проявляют они

по отношению к педагогу, тем больше шансов на выстраивание более

доверительных отношений. Основанием для выявления принципов

взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Счастье че-

ловека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми

достижениями культуры. Отметки, дисциплина, поведение - это лишь внешняя

форма развивающейся личности, познающей ступени счастья и движение к

созиданию счастья. В данном союзе семьи и школы ведущая роль, бесспорно,

принадлежит школьному педагогическому коллективу, носителю профессиона-

лизма в области становления и развития личности. Сегодня на учителя возложена

задача не только обучения и воспитания учащихся, но и умелой работы с

родителями.

Перед педагогами и родителями стоит важнейшая задача формирования

личности – это нравственное воспитание человека в семье и школе, что является

неоспоримой и

важной целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном

воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урок, что

при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести

невозможно. Для дальнейшей жизни, человек должен в совершенстве владеть

законами нравственности.

Воспитание – это прежде всего проектирование способов отношений к людям

и к самому себе, а также отношений к труду, вещам, природе, обществу в целом.

Личность есть совокупность собственных отношений к

-7-

окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим

является определяющим фактором. Выполнение отдельными людьми

нравственных требований контролируется всеми членами определённого

сообщества. Под воздействием воспитания, личность в своём сознании

концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате

человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам.

Глава 3.

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает

нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в

одном – его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важной целью

всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

обществу такой

невозвратимый и невосполнимый урок, что при недостатках

другого

характера

большего

вреда

обществу

нанести

невозможно.

Духовные

болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела.

Для дальнейшей жизни, человек должен в совершенстве владеть законами

нравственности. Важнейшая задача формирования личности – это нравственное

воспитание человека.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с

интеллектуальным

развитием

является

нравственное

воспитание

молодого

поколения. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. В

настоящее время требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно

могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию,

свою социальную роль. Высшие формы нравственного поведения формируются

не

только

требованиями

общественного

мнения,

а

также

совестью

и

нравственными убеждениями.

Нравственность и общественная психика находятся в диалектическом единстве.

Нравственная

система

нуждается

в

особых

социально-психологических

механизмах,

которые

обеспечивают

индивидуальное

социальное

поведение.

В

этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов

поведения.

Воспитание – это прежде всего проектирование способов отношений к людям и

к самому себе, а также отношений к труду, вещам, природе, обществу в целом.

Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При

характеристике

человека

его

отношение

к

другим

является

определяющим

фактором.

Выполнение

отдельными

людьми

нравственных

требований

контролируется всеми членами определённого сообщества.

Под воздействием воспитания, личность в своём сознании концентрирует

достижения

нравственной

культуры

общества,

в

результате

человек

в

традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам.

-8-

Великий просветитель Новиков Н.И. считал, что предмет воспитания состоит из

трёх частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Нравственное

воспитание имеет своим предметом образование и управление чувствами и волей

детей. Разумное воспитание имеет своим предметом просвещение,

интеллектуальное развитие, вооружение основами наук.

Существует 4 основных правила нравственного воспитания::

1. Не делай другим того, чего не желаешь себе;

2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности;

3. Будьте патриотами своей нации;

4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

При работе с учащимися необходимо учитывать два важных фактора: первый

по

возможности

больше

расширять

круг

нравственных

понятий;

второй

избавлять учащихся от вредных действий, которые могли бы запечатляться как

отрицательные привычки. Если молодое поколение отравлено отвращением к

труду,

неуважением

к

старшим

и

младшим,

это

ведёт

к

разрушению

устоев

государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.

Жизнь подтверждает, что самые обширные и глубокие знания, превосходные

таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель – субъект – не

достиг нравственной чистоты и благородства души. Воспитание – это посев зерна:

чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Глава 4.

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без

сообщения

школьникам

базовых моральных

знаний

и

усвоения

ими

основ

нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего

образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к

организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспи-

тания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.

Одним

из

таких

подходов

к

формированию

моральной

стороны

личности

школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом

нравственном

образовании

в

течение

всего

периода

обучения

в

школе.

Психолого-педагогические исследования

показывают,

что

развитие

у

ребенка

нравственных

представлений

является

основой

осмысленного

поведения,

по-

строения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Нормы

морали,

господствующие

в

обществе,

трансформируются

в

правила,

доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к

действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Нетерпимость ко всему, что не отвечает нравственным идеалам общественного

порядка – свойство, которым должна обладать современная молодёжь, развивается

последовательно

и

с

самого

раннего

детства,

что

основа

всего

поведения

учащихся и в школе и вне её и в последующей самостоятельной жизни. Активная

жизненная позиция, проявляющаяся в

-9-

ответственности за всё происходящее вокруг, и определяет суть нравственного

воспитания.

Для

каждой

ступени

начального

этапа обучения

разработана

программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности

детей. В

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1»разработана и

успешно

работает

программа

для

учащихся

начальных

классов

«Азбука

нравственного образования». Занятия ведутся с учётом имеющихся у школьников

знаний

и

умений

чтения

художественной

литературы

за

рамками

«школьной

программы».

Целевое назначение программы: нравственное воспитание

молодого

поколения.

Задачи образовательной деятельности:

- развитие интеллектуальных способностей школьников;

- формирование умений самостоятельно читать и анализировать прочитанное,

выделяя нравственные и безнравственные поступки;

- передача знаний о культуре речи, поведения, чтения;

- воспитание любви и бережного отношения к книге.

Виды и краткое содержание деятельности в рамках образовательного курса.

Курс «Азбука нравственности» разработан с учётом имеющихся у школьников

знаний и умений чтения художественной литературы, которую они читают вне

школьной

программы.

Выполнение

предлагаемой

программы

способствует

подготовке школьников к самостоятельной работе над книгой,

умению

анализировать

прочитанное,

давать

самостоятельную

оценку

предлагаемых к чтению произведений. Кроме того, программой охватывается

воспитание

таких

личностных

качеств

учащихся,

как:

внима ние ,

наблюдательности,

доброжелательность,

умение

держать

данное

слово,

трудолюбие,

воспитанность,

уважительное

отношение

к

людям,

происходит

обучение умению общаться с людьми и др.

Данный курс создаёт условия практической проверки умения самостоятельно

пользоваться изданиями печатной продукции.

Формы, методы и педагогические технологии, обеспечивающие реализацию

образовательной программы:

- лекции, беседы;

- экскурсия в библиотеку;

-практические

занятия

по

выработке

умений

читать

художественные

произведения, рисовать, высказывать свои мысли вслух, отстаивать свою точку

зрения, анализировать прочитанное, стремление к самостоятельному выполнению

различных дел.

Организационные принципы.

Программа курса обучения рассчитана на 36 часов. Периодичность занятий – 1

раз в неделю. Структура занятий состоит из теоретической и практической части.

Практическая

часть

представляет

собой

самостоятельную,

но

под

контролем

библиотекаря,

работу – тренинг по выполнению процедур, предусмотренных

курсом.

Для каждой темы курса характерны свои формы контроля уровня и

-10-

степени усвоения материала.

Прогнозируемые результаты образовательного процесса.

По окончании курса у школьников должны быть сформированы понятия о:

- самостоятельной работе над книгой;

- важных человеческих качествах, таких, как:

вежливость, правда и ложь,

трудолюбие, воспитанность, бережливость, умение держать слово и др.;

- работе с людьми;

- структуре книги;

- умения:

- самостоятельно читать книги;

- уметь анализировать прочитанное;

- определять примерное содержание книги при её беглом просмотре;

- работать со справочной литературой;

-

быть

честным,

трудолюбивым,

самостоятельным,

культурным,

доброжелательным и воспитанным, верным долгу патриотом своей Родины;

- общаться с людьми.

Главный результат данного курса – способность школьника сделать вывод о

соответствии

своих

личностных

способностей

и

нравственных

качеств

тем

требованиям,

которые

предъявляются

не

просто

читателю

в

библиотеке,

но

любому гражданину.

Различные формы учебной работы представлены следующим образом:

всего аудиторских занятий - 36

в том числе:

лекций - 31

практических занятий - 2

экскурсий - 2

другие формы (конкурсы,викторины) - 1

Для

практических

занятий

(приобретения

навыка

работы

с

книгой)

можно

использовать книги, имеющиеся в школьной библиотеке.

-11-

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма

всего

в том числе на

практическую

деятельность

1

Первое посещение

библиотеки. Викторина:

«Угадай сказку»

1

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Викторина

2

Школьный этикет. Нормы

и правила поведения

учащихся в лицее

4

-

Лекции

3

Правила общения

4

-

Лекции

4

Путешествие в страну

вежливости

1

1

Практическое занятие

5

О трудолюбии

6

-

Лекции

6

Культура внешнего вида

2

-

Лекции

7

Внешкольный этикет

8

-

Лекции

8

Правила обращения с

книгой. Тест: «Я –

читатель библиотеки»

1

-

Лекция, тест

9

Книга в жизни человека.

Структура книги.

1

-

Лекция

10

Выбор книг. Алфавитный,

систематический каталоги.

1

1

Практикум. Составление каталога

11

Мы - часть природы.

5

-

Лекции

12

Час знакомства:

«Здравствуй книга!»

2

2

Экскурсия в городскую библиотеку

№10

Темы некоторых уроков:

1. «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка».

Цель: привлечь внимание детей к своему классу, школе, научить их

дежурить в классе. На уроке ребятам предлагается подумать, чего в классе не

хватает нужного для учёбы и для того, чтобы им в нём было уютно?

Аналогичные вопросы могут быть поставлены перед учениками и относительно

всей школы. В ходе беседы предлагается детям обсудить эти вопросы дома с

родителями, выработать с ними общее мнение и на следующем уроке представить

его классу. Главное, чтобы была соответствующая аргументация: почему что-либо

надо добавить или изменить. Такого типа «домашние задания» помогают мне

выработать общую с родителями позицию в нравственном воспитании их детей,

-12-

родителям – задуматься над существующими здесь проблемами. Очень важно,

чтобы и родители и дети научились заботиться о своём классе и своей школе.

Только благодаря совместным усилиям учителей, учеников, и родителей школа

станет чистой.

2. «О добром и вежливом отношении к окружающим людям».

Цель: привлекая литературные произведения и на примере знакомых детям

жизненных ситуаций доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в

понятия «добро» - «зло». Уроки лучше всего строить в форме беседы, в ходе

которой я объясняю детям, что такое «хорошо»(«добро») и что такое «плохо»

(«зло»). Ребята приводят примеры из сказок, рассказов, стихов, в которых

действуют добрые и злые герои. Говорят о своих хороших и плохих поступках в

школе и дома, объясняя их, выявляя причины и предлагая пути решения.

3. «Помогаю другим своим трудом дома и в школе».

Целью является объяснение взаимосвязи понятий «труд», «помощь другим»,

«взаимопомощь». В учебно-тематическом планировании года данное занятие

приурочено к праздникам, связанным с изготовлением детьми своими руками

подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Дети переживают радостное

чувство, когда взрослые благодарят их за подарки, с

одобрением оценивают старания детей. Многие дети к этому времени уже имеют

определённый опыт самообслуживания дома: следят за порядком в своём уголке,

в комнате, умеют красиво застелить кровать, подмести пол, помыть посуду и т.д.

Но проблема состоит в том, что они не приучены выполнять работу без

напоминания. Маме такие напоминания тяжелы, так как её огорчит не только

невыполненная работа, но и склонность ребёнка к лени, безответственности.

Ребята рассказывают о совместном труде с родителями, о своём любимом занятии,

о том, как оно помогает в домашних

делах. В школе дети, используя навыки, полученные дома, включаются в

трудовые дела класса (дежурные, санитары, библиотекари и пр.) Труд для класса

часто выполняется коллективно. Коллективный, труд требует продуманной

организации, согласованных действий справедливости, с

учётом сил и умений. Важно обсудить, как дети оценивают результаты своего

труда, чем они делятся на занятии.

4. «Ежели вы вежливы…»

Цели:

1) объяснить детям нравственный смысл слов, используемых при общении в

школе и дома;

2) составить словарь наиболее широко употребляемых слов;

3) объяснить, что мы понимаем под формой общения.

Отталкиваясь от содержания предыдущих уроков, отмечаю, что каждый человек

свое доброе отношение к окружающим может выразить при помощи

определенных слов. Их называют «добрыми» (или «волшебными») словами. Ими

мы постоянно пользуемся, они помогают нам строить добрые взаимоотношения с

окружающими нас людьми в школе и дома.

5. «Правила общения. Внимательность к окружающим».

-13-

Цель: добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может

понять нужды другого человека, помочь ему. На уроке детям объясняется, что

внимательность – первейшее качество, необходимое для проявления по

отношению к другим людям чуткости и заботливости в семье и в школе. Главный

результат данного курса – способность школьника сделать вывод о соответствии

своих личностных способностей и нравственных качеств, которые необходимо

проявлять и дома в кругу семьи, и в школе тем требованиям, которые

необходимы любому гражданину.

В классе проводится совместная работа родителей, классного руководителя,

библиотекаря: праздник на восьмое марта - «Праздник бабушек и мам». Были

приглашены родители, проводились викторины, конкурсы и т.д. В конце

праздника состоялось награждение победителей.

Цель подобных уроков — сформировать у детей отношение к своему поведению,

представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем

станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

-14-

Заключение.

«Моральная воспитанность состоит, в конце концов в том, что человек

стремится делать добро и не может делать зла… Высшим двигателем

человеческого поведения является убеждённость в том, что добро – вершина

морального богатства»

(В.А.Сухомлинский)

Одна из важнейших воспитательных задач – формирование сознательного

отношения к выполнению общественного долга и выработка активной жизненной

позиции. Необходимо воспитывать человека не просто как носителя определённой

суммы знаний, но прежде всего – как гражданина нашего общества с присущими

ему моралью, интересами, высокой культурой труда и поведения.

Нравственное воспитание способствует преодолению личности различных

отрицательных соблазнов и воздействий, пережиточных форм моральных

отношений – стремления побольше урвать от общества, нежелания трудиться,

противопоставления себя коллективу, нарушения требований дисциплины, правил

общежития и др. Осуществление нравственного формирования учащихся в

органическом комплексе с трудовым воспитанием целиком относится к

воспитательной работе российской школы.

Многообразие и сложность возлагаемых на преподавателей задач и функций

по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся требует от

него большой энергии, творчества, организаторских способностей. Только

проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную

практическую деятельность, возможно закалять характер учащихся, формировать

у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе

против различных аморальных явлений в жизни и быту.

Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под

которым понимается коллектив единомышленников (педагогов и воспитанников),

содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами,

деятельностью, гуманными отношениями. Семью можно сравнить с небосводом,

на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца — взаимопонимание,

уважение, любовь, дружба, совместные дела, чему дети учатся на уроках

нравственности. И необходимо помнить о том, что все: и взрослые, и дети, хотят

жить в мире красоты, фантазии и творчества. А также о том, что какова наша

семья, таковы наши дети, таким будет наше будущее, такой будет Россия.

-15-

Список литературы:

1.Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной

Ассамблеи от 20 ноября 1989г. Вступила в силу 2 сентября 1990г.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М, 2014.

3.Жуков Ю.М., Петроская А.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие

компетентности в общении. - Киров: «ЭННОМ»,2013.

4.Ковалев СВ. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2012.

5.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных

руководителей. – М: Просвещение, 2013.-16-с.-(Б-ка классного руководителя)

6. Журнал «Классный руководитель». - 2014. - №7.

7. Журнал «Воспитание школьников» - 2015. - №1.

Приложение 1.

Культура внешнего вида

Занятие 1 на тему: « Одежду нужно беречь».

Береженая вещь два века живет

Цель: убедить младших школьников в том, что определения опрятный и акку-

ратный применительно к человеку — близки по значению слову красивый.

Библиотекарь, беседуя с детьми, выясняет значение слов аккуратность и опрят-

ность. Опрятный человек всегда вызывает симпатию у окружающих, ведь внешний

вид — это то, что сразу же бросается в глаза и многое говорит о человеке.

Как можно назвать человека неопрятного,

неаккуратного? (Грязнуля, неряха.)

Можно вспомнить Пачкулю Пестренького, одного из персонажей романа-сказки

Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» (Глава 4. Незнайка и Кнопочка встре-

чаются с Пачкулей Пестреньким). И сделать вывод, что таких «героев» все стес-

няются и не любят.

Библиотекарь в беседе с ребятами выясняет роль санитаров в классе: следить, чтобы

школьники опрятно выглядели, их одежда и обувь были чистыми, целыми; а для этого

надо уметь замечать непорядок в одежде. В беседе можно выяснить, как дома у детей

хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от

праздничной, когда ее одевают — ту и другую. При этом нужно быть особенно акку-

ратными, ибо даже очень дорогая, но плохо отглаженная одежда выглядит некрасиво, а

скромная, но аккуратная — нарядно.

На этом уроке в качестве литературного

материала можно использовать стихотворение Вл. Лифшица «Неряха», рассказы В.

Осеевой

«Пуговица»

и

Э.Киселевой

«Две

неряхи».

В

процессе

обсуждения

стихотворения учитель задает следующие вопросы: «Как вы думаете, на кого похож

этот ученик? Почему мальчик так выглядит? Что бы вы ему посоветовали сделать?»

(Посмотреться в зеркало и сравнить себя с окружающими ребятами, чтобы увидеть

разницу, а затем умыться, взять в руки иголку с ниткой и привести одежду в порядок,

вымыть портфель, почистить брюки и обувь.) Так же анализируются и рассказы, оп-

ределяется нравственное содержание отношения детей к своим вещам, одежде. На

этом уроке можно организовать практическое занятие, которое лучше проводить

в

кабинете,

предназначенном для уроков технологии. На этом занятии учитель

объясняет и показывает, как правильно пришить пуговицу, привести в порядок обувь

(кожаную — почистить, синтетическую — протереть влажной тряпочкой, замшевую

— почистить ластиком или корочкой черного хлеба). Можно даже организовать

соревнование, кто лучше выполнит одну из данных операций.

Можно сформулировать некоторые правила.

Не забудь:

• Содержать в порядке школьные вещи.

• Портфель или рюкзак ставить на место.

• Одежду вешать на плечики.

• Обувь обмахивать щеткой и ставитьна место.

•Куртку вешать на плечики, а не бросать на стул.

•Домашнюю одежду класть на место или вешать на плечики, а не бросать где

попало.

•Игрушки содержать в порядке.

Дидактические материалы. Задания

1.Подчеркни нужный ответ.

1)Твои вещи дома:

— лежат так, как тебе удобно;

— всегда на предназначенных для их хранения местах;

— не знаю, не обращаю внимания.

2)Наводит порядок в твоей комнате (уголке):

— мама;

— папа;

— бабушка;

— сестра, брат;

— не знаю кто;

— я сам.

2.Закончи предложения.

Бережное отношение к вещам — это_______________________________

Бережливый человек — это такой человек, который_____________________

3.Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты чудесным образом на один час оказался в школьной библиотеке. Что ты сде-

лаешь?

•Буду читать самую интересную книгу.

•«Вылечу» все больные книги.

•Поищу журнал с комиксами.

•Допиши другие дела, которые, как ты считаешь, необходимо выполнить.

4.Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в биб

лиотеку «лечить» книги. Как вы это делали? Как книги благодарили вас?

5.Назови, что сделано разумом и руками человека из окружающих тебя в

школе вещей.

Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.

6.Прочитай рассказ и ответь на приведенный ниже вопрос.

Маше купили новый школьный рюкзак. Ее

соседу

по

парте

тоже подарили

рюкзак. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали

в них и доставали оттуда школьные вещи. К концу второй четверти у Маши рюкзак

был такой же красивый, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на

него.

Его

же

ранец

имел

жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и

оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Я рюкзак использую для школьных книг и вещей, а для тебя —

это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Вопрос. Какими словами можно передать отношение Маши к своему рюкзаку, а

какими — Кости?

7.Ответь на вопрос: «Чем бережливость

отличается от жадности?»

8.Сочини сказку о жадности, придумай ей название и запиши ее, закончив

правилом (выводом).

9.Придумай небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным послед

ствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если

сможешь, сделай к нему иллюстрацию.

10.Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Народная

мудрость

Аккуратность человека красит. Всякой пещи свое место. Бережливость

дороже

богатства. Береженая вещь два века живет (век = 100 лет). Бережливость

— не скупость.

Задания

Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

Придумайте

маленький

рассказ,

используя любую из них.

ТЕКСТЫ К.Ушинский

Сережа,

как

проснется,

так

и

начнет свои вещи разыскивать: один чулок у

него на

стуле,

другой

под

столом,

один

сапог под

кроватью,

а

другого

в

комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

Вопросы

Как

Сережа

обращается

со

своими

вещами?

Можно

ли

его

назвать

аккуратным? Почему? Что из этого выходит и почему?

В. Осеева. Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют

пришивать свои пуговицы?

— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и

девочки, а пришивать-то вроде больше достается бабушкам.

— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто

сама не бабушка!

Вопросы: Что случилось с Таниной одеждой? Как Таня поступила с оторванной

пуговицей? Вы считаете это правильным? Кто же должен пришивать

оторванные пуговицы? Почему?

С Михалков. Постирушка

Таня с Маней — две подружки

Любят в «классики» играть,

А у Нади постирушки:

Ей бы только постирать!

Чуть платочек замарает —

Уж она его стирает.

Все на речку загорать,

А она туда — стирать.

Лента под руки попала —

Намочила,

постирала.

И стирает, и стирает,

Полоскает, оттирает,

Отжимает двадцать раз:

Мокрых тряпок полон таз!

На передничках от стирки

Появились даже дырки.

Новый бабушкин платок

Целый день в корыте мок.

Почему бабуся плачет,

Порошок стиральный прячет?

Стоит мыло не убрать —

Внучка примется стирать.

Если спросите у Нади:

— Что купить тебе, дружок?

— То она, в глаза не глядя,

Вам ответит: — Утюжок!

Я еще таких девчушек

В мыльной пене до локтей,

Хлопотушек - «постирушек»

Не встречал среди детей!

Вопросы

А вы таких детей знаете? Всегда ли правильно поступает Надя? Почему

бабушка

плакала

и

прятала порошок? Что бы вы могли посоветовать Наде?

Вл.Лифшиц. Неряха

Тротуар ему не нужен:

Расстегнувши

воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

— По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно —

Что он делал?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик?..

Вопросы

Правильно ли автор назвал этого ученика неряхой? Что случилось с его

одеждой? Как он носит свой портфель? Ему можно помочь? Как?

Э.Киселева. Две неряхи

Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от

пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли,

клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после

большой

уборки

чище

Лены. У старичка одного в опрятном летнем костюме

от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа. —

Девочка,

— проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя: - Я... это...

п о т о м у . . .

Э т о

в с е ,

ч т о

о н а

с м о г л а

п р о б о р м о т а т ь .

Н е

н а ш л о с ь

у

н е е

с л о в

д л я

от в е т а .

- Г д е

ж е

т ы

б ы л а ?

с п р о с и л

с т а р и

чок.

- У

Веры...

- И

т ы

у

В е р ы

п л а т ь е м

с в о и м

п ы л ь

вытирала, а косичками паутину сметала? - Нет, — щеки у Лены запылали, —мы с

н е й

в

п р я т к и

и г р а л и .

З а л е з л и

т о л ь к о

п о д

с т о л

и под кровать, а больше ничего не делали. - Гм... — кашлянул старичок.А Лена

ско рее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.А

кому еще стыдно должно быть? Кому? Да Вере же, той самой, у которой Лена

в гостях была, в прятки играла.

Вопросы

Как выглядела Лена? Почему она оказалась грязной? Специально

испачкалась? Почему Вере тоже должно быть стыдно? За что? Как исправить

ситуацию? Что нужно делать, чтобы можно было играть дома в прятки и

оставаться чистой?

Г. Остер. Советы наоборот

Если вы с друзьями вместе

Веселитесь во дворе,

А с утра на вас надели

Ваше новое пальто,

То не стоит ползать в лужах

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Чтоб не портить и не пачкать

Ваше новое пальто,

Нужно сделать его старым.

Это делается так:

Залезайте прямо в лужу,

Покатайтесь по земле

И немножко на заборе

Повисите на гвоздях.

Очень скоро станет старым

Ваше новое пальто,

Вот теперь спокойно можно

Веселиться во дворе.

Можно смело ползать в лужах,

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Вопросы

Можно ли портить новые вещи? Нужно ли делать так, как предлагает автор?

Что бы ты мог посоветовать мальчику?

Л.Влэдеску. Кто виноват?

Бабушка спросила внучку:

— Почему у тебя такой грязный передник?

— Это ягодки виноваты, бабушка. Я положила их в карман, и они испачкали

передничек.

— Почему у тебя такие грязные коленки и руки?

— Это Азорка виноват! Вылез из-под забора и начал на меня лаять: «Гав,

гав! Полезай под забор!» Я и полезла.

— Ну а почему ты так растрепана?

— А это ветер виноват, бабушка! Я бегу, а он за мной. Спряталась я под

лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не ви новата,

бабушка.

А по-вашему, ребята, кто виноват?

Вопросы и задания

Проанализируйте поведение девочки и решите, кто виноват во всем, что с ней

происходило.

Подумайте,

что

можно

посоветовать девочке, чтобы она всегда была чистой

и аккуратной.

Приложение 2.

Тема урока: «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка».

Занятие 1.

Цель: привлечь внимание детей к своему классу, школе, научить их дежурить в

классе.

Этот урок можно начать с вопросов: «Вам нравится наш класс? Он красивый?

Подумайте, чего нам в классе не хватает нужного для учёбы и для того, чтобы вам

в

нём

было

уютно?»

Аналогичные

вопросы

могут

быть

поставлены

перед

учениками и относительно всей школы. Учитель в ходе беседы предлагает детям

обсудить эти вопросы дома с родителями, выработать с ними общее мнение и на

следующем уроке представить его классу. Главное, чтобы была соответствующая

аргументация: почему что-либо надо добавить или изменить.

Такого типа «домашние задания» помогают библиотекарю выработать общую с

родителями

позицию

в

нравственном

воспитании

их

детей,

родителям

задуматься

над

существующими

здесь

проблемами.

Очень

важно,

чтобы

и

родители и дети научились заботиться о своём классе и своей школе. Только

благодаря совместным усилиям учителей, учеников, библиотекаря и родителей

школа станет чистой, красивой, уютной, удобной для учёбы и отдыха, занятий

творчеством.

Для

этого

можно

предложить

детям

выполнить

тематические

сюжетные рисунки: «Моя школа», «Наш класс» и т.п., в которых они показывают,

какими они хотели бы их видеть.

Очень важно подчеркнуть значение чистоты в классе и школе, которая

напрямую

зависит

от

отношения

учеников

к

этому

вопросу.

Можно

сформулировать такие «Правила с «НЕ»:

НЕ сори в классе и школе.

НЕ рисуй на стенах и столах.

НЕ порти растения. И т.д.

Теперь назовите правила без «НЕ». Можно предложить детям сформулировать

правила в стихотворной форме (по желанию).

Ученики в ходе беседы с библиотекарем должны прийти к выводу, что забота о

классе как о части школы должна быть действенной: надо научиться дежурить по

классу, вовремя поливать комнатные растения, не бросать бумажки, жевательные

резинки

под

столы

(для

этого

есть

мусорная

корзина

под

раковиной)

и

т.д.

Замечено, что чисто не там, где

всё время убирают, а там, где не сорят, не

пачкают.

Детям предлагается ещё раз внимательным взором оглядеть класс: чисто ли,

нет ли пыли, грязи? Нужна ли уборка? И если да, то дружно, всем вместе убрать

мусор в классе, протереть пыль. Особое внимание обращается на обсуждение

вопроса о дежурстве в классе. Дети должны понять, что дежурство – это очень

важное и ответственное дело, помогающее поддерживать порядок в классе, делать

его чище, уютнее.

Задания.

1. Отгадай загадки («Доскажи словечко»)

1.1Если ты его отточишь, Чёрный Ивашка,

Нарисуешь всё, что хочешь! Деревянная рубашка,

Солнце, море, горы, пляж. Где пройдётся,

Что же это? (карандаш) Там след остаётся. (карандаш)

Маленький Ивашка, В снежном поле по дороге

Красная рубашка, Мчится конь мой одноногий

Где носом ткнёт, И на много-много лет

Там черту проведёт. Оставляет чёрный след. (ручка)

Неграмотный, Если ей работу дать –

А весь век пишет. (карандаш) Зря трудился карандаш. (резинка)

То я в клетку, Белый камешек растаял,

То в линейку. На доске следы оставил. (мел)

Написать по ней сумей-ка!

Можешь и нарисовать… По чёрной земле

Что такое я? (тетрадь) Белый заяц пробежал. (мел)

Вопросы и задания:

О каких школьных принадлежностях эти загадки?

Как с ними надо обращаться? Рассказать, где они должны находится?

Придумать загадку о какой-нибудь школьной вещи.

Прочитать народную мудрость (пословицы и поговорки), рассказать на эти темы

случай из своей жизни или жизни твоих знакомых и друзей:

- У драчливого буяна вся шкура в изъянах.

- Дракой прав не будешь.

- Худой мир лучше доброй ссоры.

- Не спеши языком, спеши делом.

- Всему своё время.

- Делу время, а потехе час.

Тексты.

Стыд и позор Пустякову Василию:

Он нацарапал на парте фамилию,

Чтобы ребята во веки веков

Знали, что в классе сидел Пустяков!

Вопросы и задания:

Как ты думаешь, зачем Василий нацарапал свою фамилию?

А что хотел сказать автор, дав Васе фамилию Пустяков?

Попробуй объяснить поступок мальчика.

Плохо он сделал или хорошо?

Почему не следует так поступать?

Занятие 2. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и были

они такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть.

Всё было как новенькое. Приятно всё-таки заниматься в таком классе! И светлей

кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей. И вот на

следующий день, когда я пришёл в класс, то увидел, что на стене рядом с доской

нарисован

углем

морячок.

Он

был

в

полосатой

тельняшке,

брюки

клёш

развевались по ветру, на голове – бескозырка, во рту – трубка, и дым из неё

кольцами поднимался кверху, как из пароходной трубы. У морячка был такой

залихватский вид, что на него нельзя было без смеха смотреть. – Это Игорь Грачёв

нарисовал, - сообщил мне Вася Ерохин. – Только, чур, не выдавать! - Зачем же

мне выдавать? – говорю я. Ребята сидели за партами, любовались морячком,

посмеивались и отпускали разные шуточки… Прозвонил звонок, и в класс вошла

Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у неё сделалось

строгое. – Это что ещё за художества? – спросила она и обвела весь класс

взглядом. – Кто это нарисовал на стене? – Все ребята молчали. – Тот, кто испортил

стену, должен встать и признаться, - сказала Ольга Николаевна. Все сидели молча.

Никто

не

встал

и

не

признался.

Брови

у

Ольги

Николаевны

нахмурились…

(Ребятам поясняется, что был приглашён директор

Игорь Александрович). Я

думал, что Игорь Александрович раскричится на нас, но он спокойно рассказал

нам, сколько государство тратит денег на обучение каждого ученика и как важно

хорошо учиться и беречь школьное имущество и саму школу. Он сказал, что тот,

кто портит школьное имущество и стены, наносит ущерб народу, потому что все

средства на школы даёт народ. Под конец Игорь Александрович сказал: - Тот, кто

нарисовал

на

стенке,

наверно,

не

хотел

нанести

ущерб

школе.

Если

он

чистосердечно

признается,

то

докажет,

что

он

человек

честный…

Игорь

Александрович

сказал,

что

тому,

кто

разрисовал

стену,

наверно,

стыдно

признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поступком, а потом наберётся

смелости и придёт к нему в кабинет…

Вопросы и задания:

1.Закончите рассказ.

2.Как вы относитесь к рисункам на стенах?

А на стене школы?

Кто-нибудь из вас рисует на стенах ?

Почему? ( Потому, что у вас нет бумаги, карандашей, красок? Или по другой

причине? По какой? )

Какова главная мысль этого отрывка?

О каких качествах человека идёт речь в рассказе?

Приложение 3.

Занятие 2 на тему: «Взаимопомощь: как ее организовать»

Помощь — кстати

Цель: раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении»,

обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей

друг другу в школе.

Помощь друг другу может быть чисто практической: поделиться цветными ка-

рандашами на уроке рисования; цветной бумагой — на уроке труда; помочь донес-

ти тяжелую вещь; поделиться завтраком с товарищем, который в трудный для него

день забыл взять еду из дома, и пр. Учитель предлагает детям вспомнить случаи

из их опыта, когда им помогли товарищи, соседи, прохожие. Суть взаимопомощи

в коллективе и в том, что каждый готов оказать товарищу помощь и ожидает

помощи, поддержки от других. В этой связи детям можно предложить вспомнить

литературные произведения на тему взаимопомощи (сказки «Гуси-лебеди»,

Ю.Олеша «Три толстяка», ГХ.Андерсен «Снежная королева» и др.)

Взаимопомощь может выражаться в виде моральной поддержки. Например,

девочку (мальчика) в очках обозвали «очкариком». Ребенок переживает. Дети вме-

сте выражают неодобрение обидчику, требуют, чтобы он извинился и больше не

обижал своего товарища. Если за обиженных никто не заступается, как это можно

объяснить? Почему так происходит? Итог подводит учитель после высказываний

детей. Причины неоказания помощи обижаемому разные. Одни ученики равно-

душны, им нет дела до своего товарища; другие трусят, боятся, что получат отпор.

Третьи злорадствуют, хотя сами и не дразнятся. А есть и такие, которые просто

пассивны, считают, что кто-то более авторитетный, влиятельный должен навести

порядок, решить вопрос по справедливости (например учитель). Затем учитель

вместе с детьми составляет правило, суть которого можно выразить следующими

словами: «Мы все отвечаем за то, что кому-то плохо в коллективе (классе), по

отношению к нему совершается несправедливость, что сильный обижает слабого

и т.п. Все вместе мы можем остановить обидчика (обидчиков), осудить их. Как мы

можем остановить обидчика? Из предложений детей выбираются наиболее

приемлемые. Если в классе есть подобные обидчики, учитель предлагает

прослушать две басни И.А.Крылова: «Кот и Повар» и «Зеркало и Обезьяна».

Затем дети переносят мораль этих басен на обсуждаемую проблему. Учитель

обращает внимание детей на необходимость различать помощь в учебе и

подсказку. Кто-то получил плохую отметку, так как отстал в учебе из-за болезни

— товарищи предлагают свою помощь. Можно с детьми обсудить и такие случаи.

Ученик Петя поделился с товарищем, а тот в подобной ситуации не захотел ему

оказать помощь. В следующий раз Петя тоже отказывает в помощи. Что вы може-

те сказать об этом случае? Как надо поступить? Мнения детей обобщает учитель.

На тему занятия педагог предлагает сочинить, придумав название, небольшой

рассказ или сказку. Предварительно с детьми проговариваются возможные ва-

рианты содержания. Детям можно предложить разыграть небольшие сценки,

используя игрушечные персонажи (зверей, кукол). Сценарии дети сочиняют или

сами, или вместе с учителем, или берут из книг, кинофильмов. В этой связи

учитель напоминает детям о необходимости использования «вежливых слов», тех,

что нам помогают в общении, повседневной жизни.

Далее учитель говорит о значении взаимопомощи при выполнении общего дела.

Разговор об этом можно начать с чтения басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и

Рак».

По окончании чтения учитель организует обсуждение басни примерно по таким

вопросам: Как вы думаете, зачем герои решили везти воз с поклажей? Была ли у

них общая цель? Почему они взялись везти воз втроем? Как будет правильнее ска-

зать: они работали вместе или рядом? Удалось ли им выполнить задуманное?

Почему? Что им нужно было бы сделать, чтобы сдвинуть воз?

Цель данной беседы — подвести школьников к пониманию того, что общее

дело возникает тогда, когда каждый его участник помогает другим, когда все —

единомышленники и признают, что только при условии взаимопомощи можно

прийти к достижению общей цели. Вторую часть урока целесообразно посвятить

проблеме чуткости. Проводится в форме беседы. Как вы понимаете такое

высказывание: «Друг тот, кто сам догадывается о том, что ты нуждаешься в

помощи»? Бывали ли у вас такие случаи, когда друзья или подруги приходили на

помощь даже тогда, когда вы их об этом не просили? Случалось ли вам самим

оказывать помощь или предлагать ее другим, даже если вас об этом не просили?

Как узнать, что человек нуждается в помощи? Всегда ли можно попросить о

помощи другого человека? Да, нет? Почему? В заключение дети называют те каче-

ства, которыми обладает человек, готовый всегда помочь другому, вспоминают

своих любимых героев, обладающих этими качествами. Если дети затрудняются в

назывании качеств, учитель может, написать их перечень на доске: добрый, забот-

ливый, отзывчивый, тактичный и т.п.

Дидактические материалы

Задания

1. Подчеркни правильный вариант предложения:

Взаимопомощь — это проявление заботы о другом человеке.

Взаимопомощь — это когда заботятся только обо мне.

2. Закончи предложение:

Взаимопомощь — это когда не только ты готов …..

3. Подумай, о ком ты заботишься, в чем это проявляется. Перечисли.

4. Трудно ли быть заботливым (подчеркни)? Да Нет

5. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести.

6. Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки и девочки.

А два парня-крепыша

Стол ташили не спеша.

А.Барто

7. Подумай и ответь, правильно ли понимать взаимопомощь как «я тебе помогу,

если ты мне тоже поможешь»?

8. Объясни содержание следующих правил:

Каждый участвует в общей работе. Каждый делает работу по своим силам и

умениям.

8.1.

Прочитай начало рассказа.

Ты идешь с другом по улице. Вы видите, как у малыша мальчик постарше от-

нимает игрушку.

— Продолжи рассказ, отвечая на следующие вопросы: Почему так поступает

старший? Что вы с другом сделаете при виде этой сцены? Как отнесутся к вашему

вмешательству ссорящиеся дети?

8.2.

Выбери и подчеркни наиболее точное слово, каким ты хотел бы назвать свой

поступок и поступок твоего друга:

смелый благородный справедливый

9, Прочитай и ответь на вопросы. Третьеклассник Миша не может попасть домой

— заело замок. Он стоит и плачет. Мимо идет, опираясь на палку, старичок с 8-го

этажа. Он спрашивает у Миши, в чем дело. И тут же предлагает свою помощь,

помогает Мише открыть дверь.

Что Миша должен сказать этому старинку ?

Вскоре Миша увидел того же старичка, который нес в обеих руках по сумке,

опираясь на палку.

Как должен бы поступить Миша? Почему? А если бы это был другой стари

чок, незнакомый?

10.

Представь, что у тебя есть волшебная лампа или друг — старик Хоттабыч.

Тебе дана возможность сделать для всего класса доброе дело: превратить

классную

комнату в такую, какую пожелаешь.

Нарисуй, какой ты хотел бы видеть свою классную комнату.

Подумай, как сохранить все это. Что для этого надо делать?

11.

Подчеркни нужный ответ.

Что нужно сделать, если твою игрушку взяли и не отдают:

вернуть силой, дракой;

заплакать;

обратиться к взрослым за помощью;

взять игрушку обидчика и сломать ее;

объяснить, что так нельзя поступать(брать и не отдавать чужую вещь);

предложить играть вместе.

Народная мудрость (пословицы и поговорки)

Помощь — кстати.

После дела за советом не ходят.

На великое дело — великая помошь.

Слушайся добрых людей —- на путь наведут.

Не послушался нас, так плачься на себя.

Вопросы и задания:

Попробуй объяснить значение этих слов. Чему они учат ?

ТЕКСТЫ

Н.Носов

Витя Малеев в школе и дома (отрывок)

Витя наш подсказку любит,

Витя в дружбе с ней живет,

Но подсказка Витю губит

И до двойки доведет.

Вопросы:

Помогает ли Вите учиться подсказка одноклассников? Можно подсказку назвать

добрым делом, помощью? Что может помочь Вите? А бывало так, что и вы кому-

нибудь подсказывали на уроке? Зачем вы это делали?

И.Крылов Лебедь, Щука и Рак

(басня)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалось и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Вопросы:

Почему герои басни взялись втроем тянуть воз?Что из этого получилось ?

Почему ? Что им можно посоветовать?

С.Михалков

Толстый Жук

На пустой лесной тропинке

Толстый Жук лежал на спинке,

Кверху ножки он держал

И беспомощно жужжал.

Рядом, выйдя на тропинку,

Муравей тащил былинку.

Он взглянул издалека

На жужжащего Жука.

Мимо Бабочка летела —

На Жука не поглядела.

Дождевой большой Червяк

Не помог Жуку никак.

Не хотела Гусеница

По пути остановиться.

Все спешили кто куда,

Нет им дела — с кем беда!

Только вдруг,

Над тропинкой, сделав крут,

Приземлился майский Жук.

Вопросы:

Что случилось на лесной тропинке с толстым, неповоротливым Жуком?

Почему ему долго никто не оказывал помощи ?

Кто же ему все-таки помог? Почему?

О.Высотская. Ёжик

Сережа был очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: — Ёжик,

Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

Не уколитесь об Ежа!

Но Ёж как будто глух и нем —

Сидит, не говорит ни с кем.

Сережа, взять в кино билет? —

А он сердито буркнет: — Нет.

А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться.

И вот уже под Новый год

Узнали об Еже,

Что Ёжик с матерью живет

В подвальном этаже,

Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встает она.

И Ёжик ходит за обедом

И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже,

Решил Алеша: «Мы ему

Всей звездочкой поможем!»

Друзья стучатся у дверей.

Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно!

А здесь, в пакетике, — пшено!

Давай готовить ужин! — С

ережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий,

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с нелым светом!..

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

Вопросы:

Как вы понимаете слово «нелюдимый» ? Почему ребята звали Сережу Ёжиком ?

Какие отношения были у Сережи с одноклассниками ?

Почему Сережа никуда не ходил с друзьями? Много ли знали одноклассники о

жизни Сережи ? Как изменилось отношение к нему ребят, когда они узнали о

Сережиных проблемах ? Хорошо ли иметь друзей и почему?

Аварская сказка

Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она

дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а

спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не пред-

ложит помощь — не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, доста-

нешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе он большую часть

лепешки, а меньшую отдаст — жаден, не иди с ним.

Вопросы:

Как ты думаешь, почему такие советы давала мать сыновьям ? Как в описанных

случаях должны поступать настоящие товарищи? Спроси себя сам, как бы ты

поступил в первом и во втором случае?

СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Взаимопомощь — это характеристика сообщества, которая выражается в умении

его членов видеть проблемную ситуацию и желании помогать окружающим не

только словом, но и делом.

Взаимопомощь в учебе выражается в желании помочь друг другу лучше учиться:

объяснить еще раз новый материал, показать, как сделать ту или другую работу.

Приложение 4.

«Счастливая семья. Какая она?»

«Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей»

А.С. Макаренко

Одной из самых трудных форм работы в школе является работа с родителями.

Работу эту необходимо вести и для этого существует масса методов и форм. Вот

сценарий одной из таких встреч.

Подготовка к такой встрече начинается задолго до дня её проведения.

Подготовительная работа включает в себя выставку рисунков на тему «Моя

семья», видеосъемку «Музыкальный подарок», разучивание песни «Посадите

дерево» (сл. С. Осиашвили, муз. О. Фельцмана), а также подготовку конкурсов:

а) «Моя родословная» (семья представляет рисунок, где изображено

генеалогическое древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое

«ветвистое» древо);

б) «Герб моей семьи»;

в) «Умелые руки против скуки» (выставка творческих работ членов семьи);

г) «Семейный альбом» (самая! смешная семейная фотография, а также

оригинальная подпись к ней).

Конкурсы оценивают учащиеся старшей школы.

Вступительное слово

Тема нашей встречи «Счастливая семья. Какая она?» Готовясь к этому

мероприятию, я первым делом заглянула в толковый словарь, чтобы уточнить

смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья — слово многозначное. Одно

из лексических значений, касающееся сегодняшней темы, звучит так; «Группа

живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)». Известно, что

брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины. Каждый из

супругов имеет равные права и обязанности в браке и семье.

Пересматривая литературу к нашей встрече, я открыла роман Л.Н. Толстого «Анна

Каренина», где автор поднимает проблемы семьи и брака. В самом начале я

прочитала фразу: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая

несчастливая семья несчастлива по-своему». Так какую же семью можно назвать

счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Родителям предлагается выполнить задание: «Попробуйте создать модель

счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы,

которые записаны на доске:

Наши дети — это наша старость... (А.С. Макаренко ).

Семья без детей, что дерево без корней.

Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет.

Умел дитя - родить, умей и научить.

На что и клад, когда у мужа с женой лад.

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно

учить.

Где любовь да совет, там - и горя нет.

Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Кто детям- потакает, тот потом слезу проливает.

Детей наказывай стыдом., а не грозою и бичом.

Затем происходит обмен мнениями между родителями.

Вывод

Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. Мы определили, что

семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство — это

большая семья, а семья — это маленькое государство. И держится оно на любви».

Умение любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим

элементам нравственной культуры личности. Поэтому родители должны учить

детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Способность

к любви воспитывается с первых лет жизни ребенка в родительском доме.

Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их

уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и

ласки, происходящие на глазах у ребенка, с первого года его жизни являются

могучей движущей силой развития способности любить у детей. Постепенно, по

мере взросления ребенка, эта способность распространится не только на близких,

но и на объект личных симпатий.

А теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на моло-

дую семью. Многие семьи не готовы к этим испытаниям. Большинство молодых

мужей весьма смутно представляют себе, какие именно хозяйственные заботы им

предстоит выполнять. Девушки лучше представляют себе это. Однако выясняется,

что и им не так уж часто приходилось готовить, убирать, стирать. Обычно это

делали их матери, бабушки. Хозяйство, быт сейчас уже не могут надежно

скрепить семью. Но разрушить ее могут.

В образе жизни холостых юношей и девушек мало различий. И те, и другие учатся

(причем девушки часто имеют более высокий образовательный уровень). И те, и

другие приобретают профессию. В равной степени они читают, посещают кино и

театры, выезжают за город и т.п. И вот после такого юридического, фактического,

а главное, психологического равноправия молодая женщина попадает в

обстановку бытового неравенства. Именно на этой почве разгораются ссоры,

возникают семейные конфликты.

Многие скажут, что так бывало веками. Традиция эта идет с того времени, когда

мужчина был кормильцем, а жена — хозяйкой. Мужчине предназначалась работа,

женщине — домашний очаг. Давно уже нарушено это представление, давно уже

жены работают наравне с мужьями, но устройство домашней жизни кое-кто по-

прежнему считает уделом женщины. Юноши зачастую не умеют приготовить

простого завтрака, не приучены убирать за собой вещи, мыть посуду.

Наши мальчики и девочки, сыновья и дочки, те, кого мы гладим по головке, кто

сейчас нуждается в нашей ласке и в нашем совете! скоро (скорей, чем нам

кажется) тоже станут родителями. Значит, уже сейчас нам пора думать об этом

недалеком будущем. Если мы научим своих детей быстро, не затрачивая лишних

усилий, выполнять хотя бы часть домашних дел, то их семейная жизнь в

дальнейшем сложится легче. У каждого ребенка в семье должны быть свои

обязанности. Маленький ребенок - маленькое дело, растет ребенок — растет его

дело. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или инди-

видуально, закладывает основы трудолюбия- желания думать не только о себе, но

и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует

доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям,

прививать трудовые навыки.

Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д.

Ушинский спрашивал: «Какова лучшая форма наследства, которую оставляют

родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет. Может быть, образование? И

да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно

трудолюбие не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия —

вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».

Слово предоставляется родителям. Обмен опытом по теме «Трудовое воспитание

детей в семье».

Разговор продолжает ведущий: «Ну а сейчас мы обратимся к результатам

анкетирования «Родители глазами детей». На вопрос «К кому из родителей ты

чаще всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так: «К маме

(82%), к папе (41%)». «Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?»

Ответы детей: доброта (90%), внимание (83%). взаимопонимание (79%), чуткость

(63%), ум (50%), честность (32%), трудолюбие (32 %). Один из вопросов анкеты

звучал так: «Что бы ты пожелал своей семье?» Сыновья и дочки хотели, чтобы в

семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой; меньше наказаний;

чтобы не ругали за оценки; чаще проводили выходные дни и отпуск вместе; чтобы

все были здоровы и в семье было больше денег; чтобы у меня появился брат или

сестра, чтобы родители разрешили взять на воспитание животное».

Слово ведущего

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила

влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в

самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую

часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже

сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них

освободиться. А.С. Макаренко писал: «Успех воспитания человека определяется в

младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от

того, каким его сделаем к пятому году жизни. Ели вы до пяти лет не воспитали как

нужно, потом придется перевоспитывать». Если период раннего детства протекает

нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный

опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться,

любить, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребенка носит

негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него

развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким

образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для

семьи и общества.В первые годы жизни дети прочно усваивают систему

отношений, существующих в семье, воспитываются ли они одним родителем,

двумя или бабушкой и дедушкой. Характер этой системы отношений определяют

чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или ин-

дифферентные. Поведение родителей, характер их межличностных отношений со-

здают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в

семейном коллективе. Одновременно у детей формируются такие качества, как

мужественность и женственность.

Слово психолога

Она рассказала об особенностях воспитания единственного ребенка в семье,

ответила на вопросы родителей. Продолжают собрание деловые игры для

взрослых. Работа осуществляется в группах. Родителям предлагается разобрать

несколько педагогических ситуаций. Например:

Бабушка рассказывает: «Моей внучке семь лет. Когда я начинаю что-нибудь

делать, она хочет делать тоже и. конечно, мешает мне: расплескивает воду по полу,

обливается. Какой помощник из нее в семь лет? Пусть играет со своими

игрушками».

Права ли бабушка?

Наша семья благополучная. Дети учатся хорошо. Но не хватает душевного тепла,

общих интересов. Последние годы я билась над проблемами воспитания детей

сама. По неопытности делала много ошибок. Муж считает, что все черты

характера заложены в генах и ничего исправить нельзя.

Благополучна ли семья, в которой воспитанием детей занимается только один из

родителей?

Как-то раз учительница спросила первоклассницу, тихую, задумчивую девочку:

-— Чего тебе больше всего хочется?

Я хочу заболеть.

Почему? — удивилась учительница.

Когда я болела, мама сидела возле меня, рассказывала мне сказки, читала книжки.

Мне

было так хорошо.

О чем говорят слова девочки?

Сегодня день рождения Оли.

— Мама, можно я позову подружек? — просит девочка.

— Ну, причем тут твои подружки. — отзывается мать.

— Придут родственники, бабушка приедет. В этот день всегда родные

собираются.

Правильно ли поступила мать? Как вы отмечаете день рождения детей?

В конце собрания мы подводим итоги семейных конкурсов и награждаем победи-

телей. Особые слова благодарности получают родители многодетных семей. Им

вручают подарки.

Заключительное слово ведущего

Уважаемые родители! Наши дети приготовили для вас небольшой подарок. Они

нарисовали свои семьи и просят узнать их рисунки. А еще они дарят вам песню

«Посадите дерево». (Видеосюжет. 2 мин.)

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со

мной согласятся, что счастье семьи в детях. Ведь дети — это дополнение, обога-

щение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Дети приносят радость и

заботу, которые делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмыслен-

ной, полной. Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Ребенок —

зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети — это не

только наше будущее, но и наше настоящее.

Посадите дерево

Сл. С. Осиашвили. Муз. О. Фельцмана

Веселое дерево листьями машет,

Веселые дети под деревом пляшут,

И мне потому так спокойно на свете,

Что есть это дерево, есть эти дети.

Ведь этот мальчишка и эта девчонка —

Кровинка моя, колосочек мой тонкий,

И дерево это — зеленое пламя –

Посажено было моими руками.

Припев:

Воспитайте мальчика,

Воспитайте девочку,

Чтоб на белом свете продолжаться вам.

Посадите дерево.

Маленькое деревце,

И оно потянется к небесам.

Кружится земля, наши годы уходят,

И этот порядок извечен в природе...

Но мы не исчезнем бесследно, как ветер,

Останутся наши деревья и дети.

Пускай они вместе растут и мужают

И землю в наследство от нас получают,

А чтобы она становилась добрее.

Научим детей — пусть сажают деревья.



В раздел образования