Авторы: Сентюрова Надежда Владимировна, Надежда Владимировна Сентюрова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ ПЕТЕЛИНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, село Петелино
Наименование материала: статья
Тема: КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?
Раздел: полное образование
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ НЕГАТИВНЫЕ
ЭМОЦИИ?
В последнее время сталкиваемся с моментами проявления детьми бурных
негативных
эмоций.
Нередко
родители
ограничиваются
фразами:
«Успокойся!», «Перестань кричать!», «Не истери!» или просто игнорируют
ребенка. Это является самой распространенной родительской ошибкой, ведь
таким поведением они неосознанно накладывают запрет на проявление
ребенком эмоций, что в дальнейшем может спровоцировать серьезные
проблемы в психологическом и физическом здоровье ребенка. Подавление
негативных эмоций может спровоцировать психосоматические болезни и
нервные расстройства. А нередко из-за «запрета» дома выражать свои
эмоции, такие дети дают волю своим негативным эмоциям в школе, во дворе,
и мы получаем в результате агрессивное поведение ребёнка и проблемы в
поведении.
Поэтому одна из важных задач родителей – научить ребёнка не подавлять
обиду, гнев, отчаяние, а научить правильно выражать негативные эмоции и
управлять своим эмоциональным состоянием в кризисной ситуации.
Как научить ребёнка справляться с эмоциями?
Известно, что дети чаще выражают негативные эмоции, когда чувствуют
обиду, досаду, раздражение, отчаяние, беспомощность. Но для начала нужно
помочь ребенку понять, какое именно чувство он сейчас испытывает. Для
этого родителям можно использовать приемы активного слушания и для
начала «отзеркаливать» состояние ребенка, например так: «Я вижу, что ты
злишься. Расскажи мне, что случилось. Пока ты просто кричишь, я не
понимаю, о чем этот твой крик и ничем не смогу тебе помочь». Прекрасно,
если ребенок расскажет вам о том, почему он испытывает сейчас эти эмоции.
Когда эмоция идентифицирована и вы о ней поговорите, градус напряжения
уже значительно снизится. Но можно добавить еще и выполнение
практического упражнения, которое поможет вывести эту эмоцию наружу и
«отработать» её.
Для этих целей прекрасно подойдет упражнение «Стаканчик для крика».
Обычно данную технику рекомендуют детям, но она прекрасно подходит и
для взрослых. Суть проста – берем одноразовый стаканчик из картона,
плотно прикладываем ко рту и кричим в него. Можно кричать, сколько душе
угодно – стакан поглощает звук.
Еще стаканчик можно раскрасить,
нарисовав на нем злое лицо или любую другую картинку, которая
ассоциируется у вас с негативными эмоциями. Этот способ может показаться
смешным, однако, он уже прекрасно зарекомендовал себя в разных
возрастных
категориях.
Стакан
можно
оставить
для
периодических
выплесков, а можно выбросить его вместе со всеми выплеснутыми в него
переживаниями – обсудите с ребенком предпочтительный способ.
Это всё касается помощи ребенку именно в момент переживания сильных
негативных эмоций. А в долгосрочной перспективе необходимо развивать
эмоциональный интеллект ребенка, учить ребенка понимать окружающих и
давать оценку их поведению.
Самый простой и доступный способ - совместное чтение, просмотр
фильмов или мультфильмов и обсуждение поведения героев, обсуждение
собственных чувств, эмоций, настроения ребенка, что поможет ребёнку
начать анализировать поведение окружающих людей и свое собственное. А
это умение поможет ему освоить главные альтернативы агрессивного
поведения:
• внимательно относиться к чужим потребностям и чувствам,
•
конструктивно выражать отрицание, неприятие чужого мнения или
поступков,
• выстраивать личные границы и уважать право других людей на
собственное мнение и личную позицию,
• правильно реагировать на обидные по его мнению слова, поступки, и
манипуляции окружающих.
Внимательное и доброжелательное отношение к проявлениям детских
эмоций
необходимо
для
сохранения
психического,
физического
и
социального здоровья ребёнка. Родителям необходимо помнить, что надо не
только ребёнка научить правильно выражать свои негативные эмоции, но и
самим взрослым правильно реагировать на поведение ребёнка. Взрослым
необходимо спокойно вести любой диалог с ребёнком любого возраста, не
перебивать, не делать грубые замечания и стараться не обвинять, не
угрожать, не наказывать, а успокоить, утешить, пожалеть и отвлечь, найти
оптимальный способ снижения градуса переживаний, тревоги, гнева,
отчаяния,
обиды,
понять
причину
негативных
реакций
и
помочь
переключиться.
Берегите себя и своих близких!