Автор: Глухова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 56 "Теремок"
Населённый пункт: поселка Краснобродского, Прокопьевского муниципального округа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка
Автор: Глухова Светлана Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад №56 «Теремок»
Населенный пункт: поселок Краснобродский
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и
дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», «Рука – это инструмент всех
инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», -
писал Кант.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая
моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц
кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких
движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в
головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев
расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны,
отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для
использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы
и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой,
которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук. Когда же они
достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев
рук подготавливает почву для формирования речи.
В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается
развитие мелкой моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим
происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается
ручная
умелость,
отрабатывается
согласованность
действий
обеих
рук,
дифференцируются движения пальцев.
По мнению специалистов, развитие моторики у детей 3 лет и даже 4 должно
соответствовать следующим нормативным требованиям:
§ Стучит предметом о предмет.
§ Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь)
двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
§ Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
§ Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
§ По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
§ Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
§ Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна
превышать 30°.
§ Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
§ Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.
Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для
этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от
нормы:
§ нарушена техника движений;
§ страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
§ диагностируются недостатки психомоторики;
§ плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания.
§ слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании,
аппликации;
§ неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать
силу нажима на них;
§ затруднения при использовании ножниц.
Когда же лучше начинать развивать мелкую моторику?
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для
развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок
овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него
закладываются
основы
речевого
поведения,
формируется
особое
чувство
языка.
Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи
на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех
месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С
помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые
вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает
психоэмоциональную поддержку.
В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит
массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и
поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук,
вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения
подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать
пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все
пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.
Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры
– потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально
направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки,
учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в
другой, собирайте крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка
шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке
два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
Итак, наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на развитие коры головного
мозга происходит в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет
особое значение.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно
дать следующие рекомендации:
♦ Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости
мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно
начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
♦ Выполнение упражнений должно быть регулярным.
♦ Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного
выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
♦ Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес
ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить
длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
♦ Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
♦ Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
♦ Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным
образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
♦ Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения
облегчает работу.
Пальчиковая гимнастика для детей 1–2 лет
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми
ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и
шипим)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний
и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие
движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а
указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под
щеку)
Теневые игры
Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра.
Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.
Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между
экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых
падает тень на освещенный экран. Руки необходимо располагать перед источником света,
учитывая его силу и направленность.
Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители
должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только
положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря
изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать
или уменьшать размеры теневых фигур.
Список литературы
1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию
и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и
графических навыков у детей 5-7 лет.» М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003, 120с.
2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» М.: ТЦ
Сфера, 2008, 64 с.
3. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.»
М.: Мозаика-Синтез, 2009, 56 с.