Напоминание

Использование мнемотехник в работе с детьми младшего возраста


Автор: Ирина Салаватовна Чилипалова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад N6"
Населённый пункт: Г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотехник в работе с детьми младшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МНЕМОТЕХНИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА"

Введение

Современная образовательная практика акцентирует внимание на

необходимости

развивать

память

и

внимание

у

детей

младшего

возраста.

Одним

из

эффективных

методов

в

этом

направлении

является

использование

мнемотехник

специальных

приемов,

облегчающих

запоминание

информации.

Данный

метод

позволяет

детям запоминать новые знания более эффективно и с меньшими

усилиями.

В

данной

методической

разработке

будет

рассмотрено

использование

мнемотехник

в

работе

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста,

а

также

приведены

конкретные

примеры

упражнений и игровых заданий.

Цель

Целью

данной методической

разработки является ознакомление

педагогов с особенностями использования мнемотехник в обучении

детей

младшего

дошкольного

возраста,

а

также

предоставление

конкретных

рекомендаций

и

упражнений

для

внедрения

данного

метода в образовательный процесс.

Задачи

Раскрыть

суть

мнемотехники

и

её

значимость

в

развитии

памяти детей.

Описать

виды

мнемотехник,

наиболее

эффективные

для

работы с младшими дошкольниками.

Разработать упражнения и игры с применением мнемотехник

для детей младшего возраста.

Теоретическое обоснование

Мнемотехника

это

совокупность

приемов

и

методов,

направленных

на

улучшение

запоминания

и

воспроизведения

информации.

Использование мнемонических

приемов

основано

на

создании ассоциативных связей, что особенно эффективно для детей,

у которых ассоциативное мышление развито лучше, чем логическое.

В младшем возрасте дети обладают высокой восприимчивостью к

новым знаниям, однако их память еще не столь организована, как у

взрослых. В связи с этим возникает необходимость в использовании

методов,

облегчающих

процесс

запоминания.

Мнемотехники

помогают:

улучшить объем запоминаемой информации;

сократить время, необходимое для запоминания;

повысить интерес ребенка к учебной деятельности.

Виды мнемотехник, используемых в работе с детьми младшего

дошкольного возраста

Мнемотаблицы.

Это

специальные

схемы,

состоящие

из

изображений

и

символов,

помогающие

детям

запоминать

последовательности событий или сложные понятия. Например, для

запоминания сказок можно использовать мнемотаблицы, где каждая

картинка будет соответствовать определенному моменту сюжета.

Мнемо-стишки

и

рифмы.

Рифмованные

строки

легче

запоминаются детьми. Например, для запоминания правил поведения

или частей тела можно использовать простые стишки.

Ассоциации

с

реальными

объектами.

Это

один

из

самых

эффективных

приемов.

Например,

при

изучении

цветов

можно

ассоциировать каждый цвет с каким-то знакомым ребенку предметом:

зеленый – трава, красный – яблоко, желтый – солнце.

Картинки и схемы. Для лучшего запоминания информации можно

использовать наглядные схемы

и

изображения, которые помогают

детям визуализировать и запомнить материал.

Практическая часть

Упражнение "Мнемотаблица для сказки"

Цель:

научить

ребенка

воспроизводить

последовательность

событий сказки.

Материалы: карточки с изображениями ключевых моментов сказки.

Ход занятия: педагог рассказывает сказку, сопровождая рассказ

показом карточек. Затем ребенок должен самостоятельно рассказать

сказку, опираясь на изображения.

Игра "Запомни и повтори"

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Материалы:

несколько

картинок

с

изображением

предметов

(игрушек, фруктов, животных).

Ход занятия: педагог показывает ребенку несколько картинок на

короткое время, затем убирает их. Ребенок должен назвать предметы,

которые он запомнил.

Игра "Цветные ассоциации"

Цель: закрепление знаний о цветах через ассоциации.

Материалы: цветные карточки.

Ход занятия: педагог показывает карточку определенного цвета, а

ребенок

называет

предметы

такого

цвета

(например,

зеленая

карточка – "трава", "дерево", "огурец").

Мнемо-стишок "Правила дорожного движения"

Цель: помочь детям запомнить правила дорожного движения.

Пример:

"Красный свет – стой на месте,

Желтый свет – не спеши,

А зеленый свет – иди,

По дороге не беги!"

Рекомендации по использованию мнемотехник

Использовать мнемотехники регулярно, постепенно усложняя

задания по мере развития детей.

Задействовать различные каналы восприятия (зрение, слух,

тактильные ощущения) для лучшего запоминания.

Превращать занятия с использованием мнемотехник в игру,

чтобы поддерживать интерес и мотивацию детей.

Учитывать

индивидуальные

особенности

детей

и

адаптировать задания в зависимости от их уровня развития.

Заключение

Использование мнемотехник в работе с детьми младшего возраста

способствует развитию их памяти, внимания и мышления. Этот метод

позволяет

детям

усваивать

информацию

легче

и

быстрее,

что

особенно

важно

на

этапе

дошкольного

образования.

Правильно

подобранные

упражнения

и

игры

помогут

педагогу

создать

интересную и эффективную образовательную среду, в которой дети

будут активно развиваться.



В раздел образования