Автор: Мартасова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка дошкольника к школе: влияние мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование
«Подготовка дошкольника к школе: влияние
мелкой моторики рук».
В жизни ребенка существует поистине уникальный дошкольный период, в
котором детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и
обучение. Мы взрослые замечаем, что малыш с большой радостью и интере-
сом быстро усваивает предложенную информацию , развиваются любые на-
выки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Педагоги-психо-
логи считают , что важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том
жизненном пространстве, которое их окружает ; нежели нагружать раньше
срока лишними знаниями. Вы подумаете , как быть ? Я предлагаю просто иг-
рать с ребенком , и , поверьте,- это самое благополучное времяпрепрово-
ждение.
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кон-
чиках его пальцев».Ребенок тянется все потрогать, постучать, покрутить, так
он учится различать твердость и мягкость, тепло и холод, размер и форму
предметов. И сравнивает предмет с ощущениями, получаемыми от своих рук
и пальчиков. Рука – это «представительство» в коре головного мозга. Где
игры с пальчиками позволяют развивать не только активность и ловкость,
мелкую моторику рук ,но и мозг ребенка. Они стимулируют творческие
способности , мышление , воображение, память и речь . А самое главное ,
пальчиковые игры – отличные и верные помощники в подготовке руки ре-
бенка к письму , где идет постепенная подготовка к школе.
Игру с пальчиками можно охарактеризовать , как увлекательный и занима-
тельный , развивающий и дидактический материал . Направленность игр за-
ключается в том , что нервные окончания рук воздействую на мозг ребенка, и
мозговая деятельность активизируется . Очень простые , доступные, увлека-
тельные движения не только создают радость и восторг у ребенка , а помога-
ют убрать напряжение не только самих рук , но и расслабить мышцы всего
тела. Так же происходит улучшение произношение звуков , чем лучше рабо-
тают пальцы рук и вся кисть , тем лучше ребенок говорит. Почему это так ?
Попробую объяснить. Я еще раз повторюсь , что рука имеет большое «пред-
ставительство» в коре головного мозга , отсюда именно развитию кисти от-
водится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
И вы сразу заметите , что словесная речь у ребенка начнется , когда движе-
ния его пальчиков достигнут достаточной точности . Маленькая ручка ребен-
ка как бы «готовит» почву для совместного этапа по развитию речи. Нужно
отметить , что целью занятий , включающих пальчиковые игры по развитию
ловкости пальцев рук , становится развитие взаимосвязи между полушария-
ми головного мозга и синхронизация их работы . В правом полушарии мозга
возникают различные образы предметов и явлений , а в левом – они верба-
лизируются , то есть находится словесное выражение , и этот процесс возни-
кает из-за «мостика» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот
«мостик» , тем лучше и быстрее по нему идут нервные импульсы, точнее ста-
новится внимание ,улучшаются мыслительные действия.
Чтобы ребенок хорошо разговаривал : отсюда свободное общение со сверст-
никами , окружающими; прилежно и легко учился ; ловко выполнял любую,
даже самую тонкую, работу , с самого раннего возраста пробуйте и разви-
вайте ладошку , руку ребенка , а именно: пальцы и кисть , в занимательных и
увлекательных пальчиковых играх.
Проводимые пальчиковые игры на слуху знакомые («Ладушки», «Сорока-
белобока»), разные песенки , стишки к играм можно «переложить на «паль-
цы» , то есть придумать произвольные, сопровождающие речь движения для
пальцев. Сначала простые , а затем усложнить движения. Через оригиналь-
ные пальчиковые игры ребенок усваивает разнообразные сенсорные впечат-
ления , развивается сосредоточенность и внимание , фантазия и образное
мышление, память и речь, подвижность кисти рук. Пальчиковые игры гото-
вят к счету , помогают осознать понятия «выше-ниже, сверху-снизу , право-
лево». Формируют чувство уверенности в себе.
С чего начать играть:
Создать эмоционально-положительный настрой, не заставлять , а предло-
жить содержание игры, увлечь к выполнению упражнения.
Поиграть с ладошкой, «разогреть» ее (погладить до приятных ощущений).
Выполнять упражнения постепенно, проговаривая слова; спокойный и
медленный темп предусматривается.
Выполнять упражнение вместе с ребенком , взяв его руку , показать свою
увлеченность игрой. Важен ваш положительный настрой. Ваши эмоции пере-
даются ребенку, помните об этом.
Следить за правильной постановкой руки . выполняя последующие движе-
ния.
Следить за временем в игре (3-5 минут и более) для каждого индивидуально,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка .Исключить
чрезмерное напряжение мышцы руки , чтобы игра приносила только ра-
дость.
Спокойный . доброжелательный и приветливый тон , без лишних слов.
Каждую игру можно повторять в течение дня 2-3 раза, но несколько минут.
Выучив 2-3 упражнения , дополнять новым- постепенно . Возвращаться к ста-
рым играм , по желанию ребенка.
Не требовать от ребенка сразу произнести текст и показать движения. Это
может «отбить» увлеченность к игре. Дети выполняют упражнения , подра-
жая воспитателю.
Не принуждать. Подбирать нужный момент в течение дня ; если ребенок не
хочет , внести игрушку , изменить в новой форме задание ; просто поменять
игру.
Начинаем играть:
Показать позу пальцев и кисти (упражнение «в кулачок» ; «спрятались»;
«прямые пальцы вверх»; «дружные ребята»).
Разминка : сгибания и разгибания (использовать резиновые игрушки с пи-
щалками).
Если ребенок не может выполнять сам задание: взять его руку в свою и дей-
ствовать вместе с ним (брать в этом случае игры с одной рукой -загибание ,
встряхивание пальцев и т.д.).
Если игры напоминают сказочный сюжет , здесь возможно повышение и по-
нижение голоса , делать паузы , подчеркивая отдельные слова.
Если малыш трудно проговаривает текст , достаточно только выполнять дви-
жения со взрослым вместе , или с его помощью. Для некоторых игр- надеть
бумажные колпачки на пальчики или нарисовать глазки и рот на подушечках
пальцев. Здесь ваше и ребенка творчество , пение песни , умение «здоро-
ваться» , «играть в прятки» , «плясать» , «делать зарядку» , «щекотка» , «ко-
марики».
Другие игры сопровождаются показом руки взрослого : «лодочка» ,
«замок»,«очки» , «рыбка» , «змея» , «ножницы» , «елка».
В пальчиковых играх дети подражают действиям , сопровождающимся стиха-
ми.
Рифма для ребенка идет , как «заклинание»: успокаивает , утешает.
Малыш должен решить сам - в какую игру играть ; сколько раз ему нравится
ее повторить.
Насколько понравится игра ребенку , зависит от настроя взрослого.
Если ребенок не пугается щекотки, предложите ему игру «Дарики - комари-
ки»
Дарики, дарики, (Складывают руки щепотью и делают круги
Ай да комарики. со звуком: «В-з-з-з-з-з!»)
Вились, вились, ( Поясняется, комарики «вились-кружились».)
Вились, вились.
В носик вцепились! (Лёгкое пощипывание названной части тела при
В ушко вцепились! словах «кусь», «кусь», «кусь» - смешит и нравится
В волоски вцепились! детям)
В коленки вцепились!
Закусали нас комарики.
Давайте их прогоним:
Кыш-кыш-кыш!
Для выразительности игры, взрослому необходимо знать стихи наизусть.
Учить выполнять движения каждой рукой.
Можно ускорить развитие мелкой моторики рук раз-
личными способами:
-Игры с мелкими предметами –пазлы, мозаика, конструкторы; шнуровка
предложенных картинок; игры с магнитами, например: «Поймай рыбку»,
«Найди по силуэту».
-Цветные клубки для перематывания нитей.
-Игра «Намотай на карандаш».
-Дощечки со слоем пластилина. На них выкладывать узоры из крупы, каме-
шек, бусин.
-Из счетных палочек (сделать забор, квадрат, домик, елочку и т.д.).
-Из спичечных палочек (колодец и т.д.).
-Составляем пирамидку из колец.
-Перебираем фасоль в одну сторону, горох в другую.
-Рисование по трафаретам.
-Вырезаем ножницами.
-Работа с бумагой.
-Работа с краской и кисточкой; аппликация; лепка.
Целенаправленная , последовательная , планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формиро-
ванию умственных способностей , положительно влияет на речевые зоны го-
ловного мозга , а главное – поможет сохранению психического здоровья ре-
бенка. В пальчиковых играх прослеживается понятный , веселый стишок , где
он сочетается с гимнастикой пальцев , а это отличный стимул для развития
речи. А что еще ? Учить детей естественно и радостно владеть своим телом ,
понемногу превращать руки и ноги из непослушных в послушные. Осозна-
вать себя от головы до пяток, создавать схему тела , чтобы почувствовать
себя внутри уютно и свободно. Позже это поможет ребенку обрести чувства
уверенности в себе , самостоятельности , самообладания ; сформирует необ-
ходимые навыки мышления и речевого общения , подготовит руку к письму ,
поможет быть восприимчивым к новой информации и стать смышленым. И
все это - напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Г. Мартасова,
воспитатель
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения Детского сада № 34 «Красная шапочка»
«Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры».
«Цветок».
***Наши алые цветки распускают лепестки (пальцы двух рук
сжаты в кулаки, запястья соединены в месте изображая цве-
ток).
Ветерок чуть дышит лепестки колышет (поочерёдное разгиба-
ние пальцев, дуть на них изображая ветер).
Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдное сгибание
пальцев в кулак).
Головой качают, тихо засыпают (движение кулаками вперёд –
назад, кладут кулачки себе на колени).
«Замок».
***На двери висит замок
Я его открыть не мог (руки в замок, раскачивание вперёд – на-
зад).
Постучали, постучали, постучали (руки в замок, ударяем
кисть о кисть).
Покрутили, покрутили, покрутили (руки в замок, крутим ими).
Потянули, потянули, потянули (тянем руки в стороны, вы-
прямляя пальцы рук)
И открыли! (пальцы рук разъединены, руки разводятся в сто-
роны).
«Мы капусту рубим…».
«Мы капусту рубим…».
***Мы капусту рубим, рубим, рубим (прямые ладони, движение
вверх вниз).
Мы морковку трём, трём, трём (руки в кулак, трём друг о
друга).
Мы капусту солим, солим, солим (двумя пальцами имитируем
соление).
Мы капусту жмём, жмём, жмём (сгибание и разгибание паль-
цев в кулаки).
«Дружба».
***Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично
в замок).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук).
1,2,3,4,5 (поочерёдное касание пальцев на обеих руках начиная с
мизинца).
Начинай считать опять (хлопки в ладоши).
1,2,3,4,5 ( касание пальцев обеих рук начиная с большого паль-
ца).
Мы закончили считать (хлопки в ладоши).
«Домик».
***1,2,3,4,5 (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с
большого).
Вышли пальчики гулять (ритмично разжимаем все пальцы
вместе).
1,2,3,4,5 (сжимаем поочерёдно широко расставленные пальцы
в кулак начиная с мизинца).
В домик спрятались опять (ритмично сжимаем все пальцы
вместе).
Моя семья».
Моя семья».
***Этот пальчик дедушка (поочерёдно загибаем один палец за
другим в кулачок).
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Это пальчик мама
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья! (показ кулачка, раскачивая его в разные
стороны).
«Кукушка».
***Шла кукушка мимо сети
А за нею малы дети (хлопки в ладоши).
Куку – куку – куку – там
Зажимай один кулак (открывается ладошка прямая и кулак
ударяется об неё).
Шла кукушка мимо сети (удары кулака об ладошку).
А за нею малы дети.
Куку – куку – куку – там
Зажимай второй кулак (два кулака ударяются друг об друга).
Шла кукушка мимо сети
А за нею малы дети.
Куку – куку – куку – там
Разжимай два кулака (ритмичное выпрямление пальцев рук).
«Спрятались пальчики».
***1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять (поочерёдное разгибание
пальцев из кулака).
1,2,3,4,5 в домик спрятались опять (поочерёдное сгибание
пальцев в кулак).
«Братцы».
***Пальчики уснули в кулачок свернулись (сжаты пальцы в кулак).
1,2,3,4,5 захотели поиграть! (отгибать по одному пальцу счи-
тая).
Разбудили дом соседей (поднять левую руку сжатую в кулак).
Там проснулись: 6,7,8,9,10 –
Веселятся все! (отогнуть на счёт пальцы, покрутить обеими
руками).
Но пора обратно всем:
10,9,8,7 ! (загнуть один за другим пальцы левой руки).
6 калачиком свернулся,
5 зевнул и отвернулся,
4,3,2,1 – снова в домике мы спим (продолжать поочерёдно за-
гибать пальцы правой руки, поднять обе руки показывая их сжа-
тые в кулаки).
«Пора спать!»
***Этот пальчик хочет спать (загибаем поочерёдно пальцы на
руке).
Это пальчик прыг в кровать
Этот пальчик прикорнул
Этот пальчик уж уснул
Тихо пальчик, не шуми! (говорит обращаясь к мизинцу, то сги-
бает то разгибает его).
Братиков не разбуди!
Уснули пальчики (дети подставляют кулак к уху и изображают
храпение пальчиков).
Встали пальчики – Ура! (медленно разжимаются пальцы из ку-
лака).
На прогулку идти пора! (пальцы подняты в верх, показ ладо-
шки).
«Пальчик, пальчик где ты был?»
***Пальчик, пальчик где ты был? (обращается к большому паль-
цу).
С этим братцем в лес ходил (поочерёдное загибание пальцев в
кулак).
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел
С этим братцем песни пел
Песни пел: ля – ля – ляля! (круговые движения выпрямленных
пальцев на руке).