Напоминание

"Подготовка дошкольника к школе: влияние мелкой моторики рук"


Автор: Мартасова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка дошкольника к школе: влияние мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подготовка дошкольника к школе: влияние

мелкой моторики рук».

В жизни ребенка существует поистине уникальный дошкольный период, в

котором детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и

обучение. Мы взрослые замечаем, что малыш с большой радостью и интере-

сом быстро усваивает предложенную информацию , развиваются любые на-

выки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Педагоги-психо-

логи считают , что важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том

жизненном пространстве, которое их окружает ; нежели нагружать раньше

срока лишними знаниями. Вы подумаете , как быть ? Я предлагаю просто иг-

рать с ребенком , и , поверьте,- это самое благополучное времяпрепрово-

ждение.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кон-

чиках его пальцев».Ребенок тянется все потрогать, постучать, покрутить, так

он учится различать твердость и мягкость, тепло и холод, размер и форму

предметов. И сравнивает предмет с ощущениями, получаемыми от своих рук

и пальчиков. Рука – это «представительство» в коре головного мозга. Где

игры с пальчиками позволяют развивать не только активность и ловкость,

мелкую моторику рук ,но и мозг ребенка. Они стимулируют творческие

способности , мышление , воображение, память и речь . А самое главное ,

пальчиковые игры – отличные и верные помощники в подготовке руки ре-

бенка к письму , где идет постепенная подготовка к школе.

Игру с пальчиками можно охарактеризовать , как увлекательный и занима-

тельный , развивающий и дидактический материал . Направленность игр за-

ключается в том , что нервные окончания рук воздействую на мозг ребенка, и

мозговая деятельность активизируется . Очень простые , доступные, увлека-

тельные движения не только создают радость и восторг у ребенка , а помога-

ют убрать напряжение не только самих рук , но и расслабить мышцы всего

тела. Так же происходит улучшение произношение звуков , чем лучше рабо-

тают пальцы рук и вся кисть , тем лучше ребенок говорит. Почему это так ?

Попробую объяснить. Я еще раз повторюсь , что рука имеет большое «пред-

ставительство» в коре головного мозга , отсюда именно развитию кисти от-

водится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

И вы сразу заметите , что словесная речь у ребенка начнется , когда движе-

ния его пальчиков достигнут достаточной точности . Маленькая ручка ребен-

ка как бы «готовит» почву для совместного этапа по развитию речи. Нужно

отметить , что целью занятий , включающих пальчиковые игры по развитию

ловкости пальцев рук , становится развитие взаимосвязи между полушария-

ми головного мозга и синхронизация их работы . В правом полушарии мозга

возникают различные образы предметов и явлений , а в левом – они верба-

лизируются , то есть находится словесное выражение , и этот процесс возни-

кает из-за «мостика» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот

«мостик» , тем лучше и быстрее по нему идут нервные импульсы, точнее ста-

новится внимание ,улучшаются мыслительные действия.

Чтобы ребенок хорошо разговаривал : отсюда свободное общение со сверст-

никами , окружающими; прилежно и легко учился ; ловко выполнял любую,

даже самую тонкую, работу , с самого раннего возраста пробуйте и разви-

вайте ладошку , руку ребенка , а именно: пальцы и кисть , в занимательных и

увлекательных пальчиковых играх.

Проводимые пальчиковые игры на слуху знакомые («Ладушки», «Сорока-

белобока»), разные песенки , стишки к играм можно «переложить на «паль-

цы» , то есть придумать произвольные, сопровождающие речь движения для

пальцев. Сначала простые , а затем усложнить движения. Через оригиналь-

ные пальчиковые игры ребенок усваивает разнообразные сенсорные впечат-

ления , развивается сосредоточенность и внимание , фантазия и образное

мышление, память и речь, подвижность кисти рук. Пальчиковые игры гото-

вят к счету , помогают осознать понятия «выше-ниже, сверху-снизу , право-

лево». Формируют чувство уверенности в себе.

С чего начать играть:

Создать эмоционально-положительный настрой, не заставлять , а предло-

жить содержание игры, увлечь к выполнению упражнения.

Поиграть с ладошкой, «разогреть» ее (погладить до приятных ощущений).

Выполнять упражнения постепенно, проговаривая слова; спокойный и

медленный темп предусматривается.

Выполнять упражнение вместе с ребенком , взяв его руку , показать свою

увлеченность игрой. Важен ваш положительный настрой. Ваши эмоции пере-

даются ребенку, помните об этом.

Следить за правильной постановкой руки . выполняя последующие движе-

ния.

Следить за временем в игре (3-5 минут и более) для каждого индивидуально,

учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка .Исключить

чрезмерное напряжение мышцы руки , чтобы игра приносила только ра-

дость.

Спокойный . доброжелательный и приветливый тон , без лишних слов.

Каждую игру можно повторять в течение дня 2-3 раза, но несколько минут.

Выучив 2-3 упражнения , дополнять новым- постепенно . Возвращаться к ста-

рым играм , по желанию ребенка.

Не требовать от ребенка сразу произнести текст и показать движения. Это

может «отбить» увлеченность к игре. Дети выполняют упражнения , подра-

жая воспитателю.

Не принуждать. Подбирать нужный момент в течение дня ; если ребенок не

хочет , внести игрушку , изменить в новой форме задание ; просто поменять

игру.

Начинаем играть:

Показать позу пальцев и кисти (упражнение «в кулачок» ; «спрятались»;

«прямые пальцы вверх»; «дружные ребята»).

Разминка : сгибания и разгибания (использовать резиновые игрушки с пи-

щалками).

Если ребенок не может выполнять сам задание: взять его руку в свою и дей-

ствовать вместе с ним (брать в этом случае игры с одной рукой -загибание ,

встряхивание пальцев и т.д.).

Если игры напоминают сказочный сюжет , здесь возможно повышение и по-

нижение голоса , делать паузы , подчеркивая отдельные слова.

Если малыш трудно проговаривает текст , достаточно только выполнять дви-

жения со взрослым вместе , или с его помощью. Для некоторых игр- надеть

бумажные колпачки на пальчики или нарисовать глазки и рот на подушечках

пальцев. Здесь ваше и ребенка творчество , пение песни , умение «здоро-

ваться» , «играть в прятки» , «плясать» , «делать зарядку» , «щекотка» , «ко-

марики».

Другие игры сопровождаются показом руки взрослого : «лодочка» ,

«замок»,«очки» , «рыбка» , «змея» , «ножницы» , «елка».

В пальчиковых играх дети подражают действиям , сопровождающимся стиха-

ми.

Рифма для ребенка идет , как «заклинание»: успокаивает , утешает.

Малыш должен решить сам - в какую игру играть ; сколько раз ему нравится

ее повторить.

Насколько понравится игра ребенку , зависит от настроя взрослого.

Если ребенок не пугается щекотки, предложите ему игру «Дарики - комари-

ки»

Дарики, дарики, (Складывают руки щепотью и делают круги

Ай да комарики. со звуком: «В-з-з-з-з-з!»)

Вились, вились, ( Поясняется, комарики «вились-кружились».)

Вились, вились.

В носик вцепились! (Лёгкое пощипывание названной части тела при

В ушко вцепились! словах «кусь», «кусь», «кусь» - смешит и нравится

В волоски вцепились! детям)

В коленки вцепились!

Закусали нас комарики.

Давайте их прогоним:

Кыш-кыш-кыш!

Для выразительности игры, взрослому необходимо знать стихи наизусть.

Учить выполнять движения каждой рукой.

Можно ускорить развитие мелкой моторики рук раз-

личными способами:

-Игры с мелкими предметами –пазлы, мозаика, конструкторы; шнуровка

предложенных картинок; игры с магнитами, например: «Поймай рыбку»,

«Найди по силуэту».

-Цветные клубки для перематывания нитей.

-Игра «Намотай на карандаш».

-Дощечки со слоем пластилина. На них выкладывать узоры из крупы, каме-

шек, бусин.

-Из счетных палочек (сделать забор, квадрат, домик, елочку и т.д.).

-Из спичечных палочек (колодец и т.д.).

-Составляем пирамидку из колец.

-Перебираем фасоль в одну сторону, горох в другую.

-Рисование по трафаретам.

-Вырезаем ножницами.

-Работа с бумагой.

-Работа с краской и кисточкой; аппликация; лепка.

Целенаправленная , последовательная , планомерная работа по развитию

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формиро-

ванию умственных способностей , положительно влияет на речевые зоны го-

ловного мозга , а главное – поможет сохранению психического здоровья ре-

бенка. В пальчиковых играх прослеживается понятный , веселый стишок , где

он сочетается с гимнастикой пальцев , а это отличный стимул для развития

речи. А что еще ? Учить детей естественно и радостно владеть своим телом ,

понемногу превращать руки и ноги из непослушных в послушные. Осозна-

вать себя от головы до пяток, создавать схему тела , чтобы почувствовать

себя внутри уютно и свободно. Позже это поможет ребенку обрести чувства

уверенности в себе , самостоятельности , самообладания ; сформирует необ-

ходимые навыки мышления и речевого общения , подготовит руку к письму ,

поможет быть восприимчивым к новой информации и стать смышленым. И

все это - напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

Г. Мартасова,

воспитатель

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения Детского сада № 34 «Красная шапочка»

«Пальчиковые игры».

«Пальчиковые игры».

«Цветок».

***Наши алые цветки распускают лепестки (пальцы двух рук

сжаты в кулаки, запястья соединены в месте изображая цве-

ток).

Ветерок чуть дышит лепестки колышет (поочерёдное разгиба-

ние пальцев, дуть на них изображая ветер).

Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдное сгибание

пальцев в кулак).

Головой качают, тихо засыпают (движение кулаками вперёд –

назад, кладут кулачки себе на колени).

«Замок».

***На двери висит замок

Я его открыть не мог (руки в замок, раскачивание вперёд – на-

зад).

Постучали, постучали, постучали (руки в замок, ударяем

кисть о кисть).

Покрутили, покрутили, покрутили (руки в замок, крутим ими).

Потянули, потянули, потянули (тянем руки в стороны, вы-

прямляя пальцы рук)

И открыли! (пальцы рук разъединены, руки разводятся в сто-

роны).

«Мы капусту рубим…».

«Мы капусту рубим…».

***Мы капусту рубим, рубим, рубим (прямые ладони, движение

вверх вниз).

Мы морковку трём, трём, трём (руки в кулак, трём друг о

друга).

Мы капусту солим, солим, солим (двумя пальцами имитируем

соление).

Мы капусту жмём, жмём, жмём (сгибание и разгибание паль-

цев в кулаки).

«Дружба».

***Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично

в замок).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук).

1,2,3,4,5 (поочерёдное касание пальцев на обеих руках начиная с

мизинца).

Начинай считать опять (хлопки в ладоши).

1,2,3,4,5 ( касание пальцев обеих рук начиная с большого паль-

ца).

Мы закончили считать (хлопки в ладоши).

«Домик».

***1,2,3,4,5 (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с

большого).

Вышли пальчики гулять (ритмично разжимаем все пальцы

вместе).

1,2,3,4,5 (сжимаем поочерёдно широко расставленные пальцы

в кулак начиная с мизинца).

В домик спрятались опять (ритмично сжимаем все пальцы

вместе).

Моя семья».

Моя семья».

***Этот пальчик дедушка (поочерёдно загибаем один палец за

другим в кулачок).

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Это пальчик мама

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья! (показ кулачка, раскачивая его в разные

стороны).

«Кукушка».

***Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети (хлопки в ладоши).

Куку – куку – куку – там

Зажимай один кулак (открывается ладошка прямая и кулак

ударяется об неё).

Шла кукушка мимо сети (удары кулака об ладошку).

А за нею малы дети.

Куку – куку – куку – там

Зажимай второй кулак (два кулака ударяются друг об друга).

Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети.

Куку – куку – куку – там

Разжимай два кулака (ритмичное выпрямление пальцев рук).

«Спрятались пальчики».

***1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять (поочерёдное разгибание

пальцев из кулака).

1,2,3,4,5 в домик спрятались опять (поочерёдное сгибание

пальцев в кулак).

«Братцы».

***Пальчики уснули в кулачок свернулись (сжаты пальцы в кулак).

1,2,3,4,5 захотели поиграть! (отгибать по одному пальцу счи-

тая).

Разбудили дом соседей (поднять левую руку сжатую в кулак).

Там проснулись: 6,7,8,9,10 –

Веселятся все! (отогнуть на счёт пальцы, покрутить обеими

руками).

Но пора обратно всем:

10,9,8,7 ! (загнуть один за другим пальцы левой руки).

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся,

4,3,2,1 – снова в домике мы спим (продолжать поочерёдно за-

гибать пальцы правой руки, поднять обе руки показывая их сжа-

тые в кулаки).

«Пора спать!»

***Этот пальчик хочет спать (загибаем поочерёдно пальцы на

руке).

Это пальчик прыг в кровать

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж уснул

Тихо пальчик, не шуми! (говорит обращаясь к мизинцу, то сги-

бает то разгибает его).

Братиков не разбуди!

Уснули пальчики (дети подставляют кулак к уху и изображают

храпение пальчиков).

Встали пальчики – Ура! (медленно разжимаются пальцы из ку-

лака).

На прогулку идти пора! (пальцы подняты в верх, показ ладо-

шки).

«Пальчик, пальчик где ты был?»

***Пальчик, пальчик где ты был? (обращается к большому паль-

цу).

С этим братцем в лес ходил (поочерёдное загибание пальцев в

кулак).

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел

Песни пел: ля – ля – ляля! (круговые движения выпрямленных

пальцев на руке).



В раздел образования