Автор: Акперова Антонина Владимировна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Кристаллик"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: Ребенок не говорит: как помочь ему общаться с внешним миром? Как общаться с внешним миром детям, по разным причинам, лишенным возможности говорить?
Раздел: дошкольное образование
Ребенок не говорит: как помочь ему общаться с внешним миром?
Как общаться с внешним миром детям, по разным причинам,
лишенным возможности говорить?
Время диктует поиск новых приёмов, методов и технологий психолого-
педагогического
сопровождения
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
В
поле
моего
профессионального
интереса
всегда
была
тема
формирования
способов
коммуникации,
дополняющих
или
заменяющих
обычную речь «особым» детям.
В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при
помощи слов.
А что делать,
если ребёнок не совсем обычный, если он имеет
особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется
выразить?
Учитывая то, что дети с интеллектуальными нарушениями не могут в
полной мере использовать речь, которая является фундаментальной основой
социального взаимодействия и регулятором поведения, на мой взгляд, очень
важно предоставить в их распоряжение другую - альтернативную систему
коммуникации.
Если говорить проще, дать детям механизм, который будет стимулировать
появление речи и помогать её развитию.
В основу альтернативной системы положен процесс формирования
навыков коммуникативного поведения на основе использования
средств
невербальной коммуникации.
То есть, задача специалиста предоставить в распоряжение «неговорящего»
ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности,
чувства, инструмент, который сможет запустить механизм речи.
В
процессе
наблюдения
специалист
анализирует
способность
к
продуктивному
взаимодействию,
уровень
моторных
навыков,
наличие
повторяющихся
действий,
соответствующих
какому-либо
желанию
или
потребностям ребёнка. Изучаются варианты помощи ребёнку со стороны
взрослого.
Для этого проводится наблюдение за детьми в различных ситуациях.
Затем, для каждого воспитанника составляется своя - мини программа,
реализация
которой
поможет
перевести
повторяющиеся
действия
в
коммуникативные, превратив их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
И
начинается
процесс
обучения
ребёнка
альтернативным
коммуникативным навыкам.
В практике существуют разнообразные альтернативные системы и
средства коммуникации. Это могут быть: жесты, символические изображения
(картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, системы символов),
которые помогают моделировать систему общения с «неговорящим» ребёнком.
Так как, по уровню речевого развития воспитанники с интеллектуальными
нарушениями представляют собой весьма разнообразную группу, то и процесс
выбора
коммуникативных
средств,
для
каждого
воспитанника
носит
индивидуальный характер.
Например, для воспитанников, чьё развитие можно охарактеризовать, как
«социально близкий к нормативному», мы используем в своей работе
коммуникативные папки с разной тематикой, содержащие ламинированные
карточки на липучках. Карточки – это сообщения в виде картинок.
С их помощью ребёнок может выразить свою просьбу, или желание.
«Социально неустойчивый» вариант развития воспитанников - это
категория детей, чьи речевые нарушения носят системный характер, у них
отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.
Опыт показывает, что лучший метод альтернативной коммуникации для
этих детей - это одновременное комбинирование жестов и речи, а так же
использование
коммуникационных карточек -
альтернативной системы
коммуникации и развития речи PECS .
Данный вариант дополнительных коммуникативных средств, представляет
собой систему обмена изображениями.
Обязательное
условие
для
начала
обучения
умению
пользоваться
карточками PECS - у ребёнка должно быть самостоятельное желание, что то
получить или сделать. Конечная цель обучения – научить ребёнка выражать
просьбу.
Особую группу воспитанников составляют дети с тяжелыми нарушениями
центральной
нервной
системы.
Их
тип
развития
характеризуется
как
«социально неблагополучный».
Это дети с тяжёлой умственной отсталостью и с множественными
нарушениями в развитии.
Большинство из них ограниченно понимают обращённую к ним речь
взрослого.
Для данной группы детей характерно сочетание умственной отсталости с
грубой незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Активная
сторона речи у этих детей развита на уровне звуковых
комплексов, отдельных слогов.
Однако при систематическом взаимодействии со взрослым начинают
накапливаться невербальные способы для удовлетворения потребности ребёнка
в
новых
впечатлениях:
появляются
улыбка,
мимические
реакции,
модулирование голосом, непроизвольное хватание рук или предмета. С ними на
начальных этапах обучения активно используются альбомы с фотографиями
ближайшего окружения ребёнка (люди, предметы, помещения). Ребёнок всегда
может показать пальцем, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды.
Альтернативная форма коммуникации может быть необходима постоянно
или применяться как временная помощь. Так же дополнительные средства
могут рассматриваться как помощь в приобретении навыка лучшего владения
речью.
Существуют
основные
принципы
работы
по
внедрению
системы
дополнительной коммуникации.
-принцип «от более реального к более абстрактному» при обучении
использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо
предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), а потом –
рисунок с объектом, а затем пиктограмму;
-принцип
избыточности
символов
(совмещение
различных
систем
коммуникации – жестов, картинок или, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков
затрагивает все анализаторы, способствуя, таким образом, развитию понимания
и вербальной (звуковой) речи.
1.
Показываем картинку «дом» и игрушку «дом»
2.
Используем напечатанное слово «дом»
3.
Показываем жест «дом»
- принцип постоянной поддержки мотивации. Он предполагает обучение
семьи и персонала.
- принцип функционального использования в коммуникации. Заключается
в возможности вывести использование системы дополнительной коммуникации
за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной
деятельности,
что
является
основной
целью
применения
системы
дополнительной коммуникации.
Начиная
работу
по
обучению
ребёнка
с
нарушением
интеллекта
использованию систем альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить о
том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Для того
чтобы занятие, освоение систем дополнительной коммуникации шло более
эффективно, специалист должен подумать о том, как превратить процесс
обучения в интересное доставляющее удовольствие ребёнку.
С этой целью в повседневную деятельность ребёнка включают самые
разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка:
двигательную активность, навыки крупной и мелкой моторики, внимание,
восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.
«Особого ребёнка» практически невозможно заставить что-то сделать,
если с ним не договоришься или не заинтересуешь.
Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали
бы возможность это осуществить.
Опыт работы показывает, что использование в коррекционном обучении
методов вспомогательной альтернативной коммуникации
способствует
развитию языковой компетенции «особых детей», расширяет возможности их
общения и обучения.
Очень важно дать детям с ограниченными речевыми способностями
возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и
обществом, а их родителям - ключик к лучшему пониманию потребностей
своих детей.
Если вы готовы прожить необычную жизнь рядом с особым ребёнком,
тогда учитесь с ним общаться!