Напоминание

Ребенок не говорит: как помочь ему общаться с внешним миром? Как общаться с внешним миром детям, по разным причинам, лишенным возможности говорить?


Автор: Акперова Антонина Владимировна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Кристаллик"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: Статья
Тема: Ребенок не говорит: как помочь ему общаться с внешним миром? Как общаться с внешним миром детям, по разным причинам, лишенным возможности говорить?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок не говорит: как помочь ему общаться с внешним миром?

Как общаться с внешним миром детям, по разным причинам,

лишенным возможности говорить?

Время диктует поиск новых приёмов, методов и технологий психолого-

педагогического

сопровождения

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

В

поле

моего

профессионального

интереса

всегда

была

тема

формирования

способов

коммуникации,

дополняющих

или

заменяющих

обычную речь «особым» детям.

В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при

помощи слов.

А что делать,

если ребёнок не совсем обычный, если он имеет

особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется

выразить?

Учитывая то, что дети с интеллектуальными нарушениями не могут в

полной мере использовать речь, которая является фундаментальной основой

социального взаимодействия и регулятором поведения, на мой взгляд, очень

важно предоставить в их распоряжение другую - альтернативную систему

коммуникации.

Если говорить проще, дать детям механизм, который будет стимулировать

появление речи и помогать её развитию.

В основу альтернативной системы положен процесс формирования

навыков коммуникативного поведения на основе использования

средств

невербальной коммуникации.

То есть, задача специалиста предоставить в распоряжение «неговорящего»

ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности,

чувства, инструмент, который сможет запустить механизм речи.

В

процессе

наблюдения

специалист

анализирует

способность

к

продуктивному

взаимодействию,

уровень

моторных

навыков,

наличие

повторяющихся

действий,

соответствующих

какому-либо

желанию

или

потребностям ребёнка. Изучаются варианты помощи ребёнку со стороны

взрослого.

Для этого проводится наблюдение за детьми в различных ситуациях.

Затем, для каждого воспитанника составляется своя - мини программа,

реализация

которой

поможет

перевести

повторяющиеся

действия

в

коммуникативные, превратив их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

И

начинается

процесс

обучения

ребёнка

альтернативным

коммуникативным навыкам.

В практике существуют разнообразные альтернативные системы и

средства коммуникации. Это могут быть: жесты, символические изображения

(картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, системы символов),

которые помогают моделировать систему общения с «неговорящим» ребёнком.

Так как, по уровню речевого развития воспитанники с интеллектуальными

нарушениями представляют собой весьма разнообразную группу, то и процесс

выбора

коммуникативных

средств,

для

каждого

воспитанника

носит

индивидуальный характер.

Например, для воспитанников, чьё развитие можно охарактеризовать, как

«социально близкий к нормативному», мы используем в своей работе

коммуникативные папки с разной тематикой, содержащие ламинированные

карточки на липучках. Карточки – это сообщения в виде картинок.

С их помощью ребёнок может выразить свою просьбу, или желание.

«Социально неустойчивый» вариант развития воспитанников - это

категория детей, чьи речевые нарушения носят системный характер, у них

отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.

Опыт показывает, что лучший метод альтернативной коммуникации для

этих детей - это одновременное комбинирование жестов и речи, а так же

использование

коммуникационных карточек -

альтернативной системы

коммуникации и развития речи PECS .

Данный вариант дополнительных коммуникативных средств, представляет

собой систему обмена изображениями.

Обязательное

условие

для

начала

обучения

умению

пользоваться

карточками PECS - у ребёнка должно быть самостоятельное желание, что то

получить или сделать. Конечная цель обучения – научить ребёнка выражать

просьбу.

Особую группу воспитанников составляют дети с тяжелыми нарушениями

центральной

нервной

системы.

Их

тип

развития

характеризуется

как

«социально неблагополучный».

Это дети с тяжёлой умственной отсталостью и с множественными

нарушениями в развитии.

Большинство из них ограниченно понимают обращённую к ним речь

взрослого.

Для данной группы детей характерно сочетание умственной отсталости с

грубой незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Активная

сторона речи у этих детей развита на уровне звуковых

комплексов, отдельных слогов.

Однако при систематическом взаимодействии со взрослым начинают

накапливаться невербальные способы для удовлетворения потребности ребёнка

в

новых

впечатлениях:

появляются

улыбка,

мимические

реакции,

модулирование голосом, непроизвольное хватание рук или предмета. С ними на

начальных этапах обучения активно используются альбомы с фотографиями

ближайшего окружения ребёнка (люди, предметы, помещения). Ребёнок всегда

может показать пальцем, с кем хочет пообщаться, что хочет из еды.

Альтернативная форма коммуникации может быть необходима постоянно

или применяться как временная помощь. Так же дополнительные средства

могут рассматриваться как помощь в приобретении навыка лучшего владения

речью.

Существуют

основные

принципы

работы

по

внедрению

системы

дополнительной коммуникации.

-принцип «от более реального к более абстрактному» при обучении

использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо

предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), а потом –

рисунок с объектом, а затем пиктограмму;

-принцип

избыточности

символов

(совмещение

различных

систем

коммуникации – жестов, картинок или, например, написанного слова).

Использование как можно большего количества дополнительных знаков

затрагивает все анализаторы, способствуя, таким образом, развитию понимания

и вербальной (звуковой) речи.

1.

Показываем картинку «дом» и игрушку «дом»

2.

Используем напечатанное слово «дом»

3.

Показываем жест «дом»

- принцип постоянной поддержки мотивации. Он предполагает обучение

семьи и персонала.

- принцип функционального использования в коммуникации. Заключается

в возможности вывести использование системы дополнительной коммуникации

за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной

деятельности,

что

является

основной

целью

применения

системы

дополнительной коммуникации.

Начиная

работу

по

обучению

ребёнка

с

нарушением

интеллекта

использованию систем альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить о

том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Для того

чтобы занятие, освоение систем дополнительной коммуникации шло более

эффективно, специалист должен подумать о том, как превратить процесс

обучения в интересное доставляющее удовольствие ребёнку.

С этой целью в повседневную деятельность ребёнка включают самые

разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка:

двигательную активность, навыки крупной и мелкой моторики, внимание,

восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

«Особого ребёнка» практически невозможно заставить что-то сделать,

если с ним не договоришься или не заинтересуешь.

Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали

бы возможность это осуществить.

Опыт работы показывает, что использование в коррекционном обучении

методов вспомогательной альтернативной коммуникации

способствует

развитию языковой компетенции «особых детей», расширяет возможности их

общения и обучения.

Очень важно дать детям с ограниченными речевыми способностями

возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и

обществом, а их родителям - ключик к лучшему пониманию потребностей

своих детей.

Если вы готовы прожить необычную жизнь рядом с особым ребёнком,

тогда учитесь с ним общаться!



В раздел образования