Автор: Наталья Степановна Жулдыбина
Должность: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни
Населённый пункт: уни
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технологической речи у учащихся на уроках технологии
Раздел: среднее образование
Фамилия, имя, отчество:
Жулдыбина Наталия Степановна
Должность:
учитель технологии
Педагогический стаж работ: 39лет. По предмету -27
Категория : высшая с 2002г
Место работы основное :
Кировское
областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Уни
Развитие технологической речи у учащихся на уроках
технологии
При построении уроков по технологии, в основе которых лежит творческое
проектирование приходится серьезно задумываться над выбором
методических приемов, затем вырисовываются тесно связанные между собой
закрепление, домашнее задание, самостоятельная работа.
Нужно помнить,что нельзя рассматривать и использовать проектный метод
обучения в отрыве от других, хорошо зарекомендовавших себя
традиционных методов. Нужна гармония методов обучения, чтобы прийти к
желаемым результатам.
Труд сам по себе интереса для детей не представляет. Сухомлинский писал о
том, что самое главное привить любовь к будничному труду, Ребенок должен
понимать, что и для чего он делает. Труд не дает удовлетворения, если не
создает материальных ценностей.
У каждого предмета своя специфика
Это определяет необходимость формирования и знания технологической и
технической речи. Речевая деятельность на уроках технологии отличается
использованием специальных терминов, способами работы с информацией и
т. п.
Специальные термины на уроках технологии учащиеся используют в
процессе рассуждений о различных технологических процессах,
Планировании изготовления изделия
анализе учебной задачи,
оценке результатов труда и т. д.
На первых уроках мы знакомимся с инструментами, приспособлениями ,
материалами и т.д.-
Я иду от простого к сложному. Постоянно использую элементы
занимательности и в 5 классе, и в 11 классе. Это повышает интерес к
предмету.
В 5 классе, когда знакомлю детей с инструментами и принадлежностями я
использую загадки, сказки.
Учащиеся любят отгадывать и загадывать загадки. И я использую их на
уроках для развития мышления, памяти, интереса, кругозора. Очень хорошо
усваиваются детьми термины, когда они подаются в кроссвордах. Часто
рассказываю сказки о труде.
Работа по формированию технологического словаря – это кропотливый,
ежедневный труд учителя и учеников
На каждом уроке учитель знакомит с новым термином, закрепляет ранее
полученные знания в практической деятельности .Применение различных
приемов помогает в усвоении терминологии
Например:
Разбор слова по составу –
сметать - корень слова – мет – это термин ручной обработки (приметать,
заметать, выметать…)
Стачать - корень слова – тач – это термин машинной обработки
(притачать,втачать,обтачать )
технологический словарь можно пополнять на разных этапах урока
технологии:
- В организационной части - в процессе анализа образца (четкое и
правильное называние всех необходимых признаков объекта.
- В процессе первичного инструктажа (четкое и правильное называние
трудовых операций, движений и действий, в процессе освоения.
-Искусственных языков (чтение схем, рисунков, чертежей, графических
обозначений.
-В процессе планирования (четкое и правильное название основных этапов
деятельности по изготовлению изделия.
-В процессе формулирования требований дизайн-спецификации изделия.
- В практической части урока.
-В процессе пояснений.
- Оценки деятельности.
-Анализа деятельности.
-Подведении итогов деятельности.
На уроках ввожу и элементы соревновательности. По теме конструирование
и моделирование одежды даю карточки с заданием: “Внести изменения в
основу выкройки”. (Кто больше карточек решит).
Иногда девочкам сложно решить ту или иную задачу, тогда просто
необходимы подсказки. Это инструкционно-технологические карты,
примеры выполнения, различные памятки.
Всегда на уроках отдаю предпочтение:
а) проблемным ситуациям (на всех этапах урока, особенно эффективно, если
урок начинается с проблемного вопроса и новую тему, дети формулируют
сами, тогда они выходят на более высокий уровень - преобразующий,
уровень понимания);
б) эвристическим (беседа,...);
в) исследовательским методам и приемам (есть ли сходство в моде прошлого
и нынешнего века. Школьная форма 18 – 21 веков – плюсы и минусы).
Если во время практической работы происходит сбой в работе машины (не
шьет), я не тороплюсь исправлять машину, а задаю вопрос - подумай, отчего
это могло произойти, найди неисправность и устрани. На уроках всегда
должны работать мысль - язык - руки.
Наиболее эффективным средством формирования технологического
словаря, является метод моделирования.
Модель позволяет усваивать учебный материал на наглядно-чувственном
уровне. Это позволяет усваивать его более осознанно, а значит прочно и
навсегда. (Например: модель схемы шва)
использование наглядных моделей в обучении детей технологии эффективно
осуществляется на примере использования
инструкционно -технологических карт,
схем и рисунков, моделей (например: «Анализ образца», инструкционно-
технологическая карта поузловой обработки)
Усвоив специальную терминологию ученик легче ориентируется в учебном
материале предмета.
Предлагаю модель платья, которое купили двое, а может быть и трое
знакомых. Спрашиваю: “Подумайте, как его можно видоизменить, чтобы оно
выглядело своеобразно”. При этом для снятия барьера провожу дискуссии,
ролевые игры и т.д., чтобы девочки говорили, отстаивали свое мнение. И
чтобы не боялись говорить, я их не запугиваю, а ставлю оценку за
аргументацию, умение отстаивать свое мнение, убеждать.
Организую работу по-разному, стараюсь сочетать все формы:
- индивидуальную работу;
- фронтальную;
- бригадно-звеньевую.
Все зависит от темы урока, условий, психологических особенностей учениц,
их знаний.
И все же я отдаю предпочтение индивидуальной форме организации
учебной работы. Индивидуализация технологического обучения создает
благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.
Использую на уроках видеоматериалы при объяснении новой темы, но
считаю, что это не должно подменять учителя, поэтому применяю только
фрагменты. Использую компьютер для поиска информации, проведения
расчетов. Все творческие работы детей (теоретическая часть) выполняются
на компьютере.
Познавательный интерес лежит в основе творческих способностей,
помогает более легкому, свободному, более быстромуосмысленному
протеканию деятельности. Интерес снимает напряжение, в силу чего учение
становится более плодотворным. Каждая вещь, изготовленная на уроках
труда, должна быть красивой, нести в себе эмоциональную окраску. Нужно,
чтобы девочки почувствовали радость от успеха. Лучшая оценка
выполненной работы – это когда изделие носится, а не лежит на полке, что не
сложно отследить в сельской местности.
Проектная деятельность это один из методических приемов формирования
универсальных учебных действий. Основным действующим звеном в
проектной деятельности являются сами школьники, следовательно, сами
темы и задачи должны быть для них посильны. Поэтому проекты должны
быть не научными, а носить учебно-познавательный и исследовательский
характер. При этом в рамках реализации проектной деятельности можно
отметить, что происходит, усваивание технологических терминов, их
применение, формирование и развитие практически всех видов
универсальных учебных действий прописанных в ФГОСе.
При оформлении проектов дети вынуждены правильно применять,
использовать технологическую терминологию, а не просто описывать тот
или иной этап работы
Итогами проектной деятельности следует считать не только предметные
результаты, а так же личностное развитие школьников, формирование и
развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, с
учетом специфики творческой исследовательской и проектной работы по
технологии.