Автор: Токарева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 8"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Как рисуют девочки, как рисуют мальчики"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад
№ 8» г. Оренбург
Конспект по презентации на тему:
«Как рисуют девочки, а как мальчики?»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Токарева О.В.
г. Оренбург
«Тот, кто рисует,
получает в течение одного часа больше
чем тот, кто девять часов только смотрит».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.
/немецкий учёный/.
Особое место в жизни ребёнка занимает рисование.
Рисование - любимое занятие детей, на котором они через образы познают
окружающий мир.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Занятия
изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие ребёнка: пробуждают
эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание,
память, воображение.
Рисование способствует развитию зрительно – двигательной координации. Совершенствуется
глазомер, развивается зрительная память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев.
Рисование – вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического
восприятия – восприятия того, что красиво.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. По мнению учёных, рисовать ребёнку так
же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно они называют умение говорить – устной
речью, умение писать – письменной речью, а умение рисовать – графической речью.
Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости ребёнка. Рисование предоставляет ребёнку
возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, но не может выразить
словами. Из шедевров маленького художника можно узнать многое, главное научиться читать его
«сообщение».
Каждый
ребёнок
в
определённый
период
жизни
с
упоением
рисует
грандиозные,
многофункциональные,
со
сложным
переплетением
сюжетов
композиции.
Правда,
как
свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются
художественно одарённые дети.
Итак, зачем и почему дети рисуют?
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького
художника вполне конкретную информацию и смысл. И что удивительно, спустя продолжительное
время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось
бы, случайными переплетениями линий и закорючек.
Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот
вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Тогда
почему
ребёнок
перестаёт
интересоваться
рисованием?
Причин
много.
Первая:
к
подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его
адаптивная роль снижается и на первые позиции выдвигается слово. Вторая: рисование карандашами
или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техниками и навыками приёмов
рисования. Недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах,
поэтому чаще поощряйте детей, ведь для него его рисунок самый лучший.
Детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали – в этом проявляется
эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности. Рисуя, ребёнок как бы
формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё значение, изучая
закономерности, касающиеся предметов и людей. Дети рисуют не конкретный образ, а обобщённые
знания о нём, воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Нередко
они придумывают себе темы и сюжеты сами, используя имеющиеся у них представления.
Рисунок - это проекция чувств и переживаний ребёнка. Преобладание чёрного и серого цветов –
пугливость, застенчивость, скрытые страхи, оранжевый и красный – чувствительность и потребность
в душевной теплоте, зелёный – испытывает потребность в безопасности, защищённости. Но стоит
бить тревогу в том случае, если большая часть рисунка окрашена в «тревожный» цвет.
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Каждый цвет имеет своё значение. Красный – символ огня, оранжевый – символ радости, жёлтый –
символ солнца, зелёный – символ жизни, голубой – символ неба, синий – символ мудрости,
фиолетовый – символ дружбы. Это все цвета радуги.
На
занятиях
желательно
чтобы
дети
сидели
мальчик
–
девочка.
Мальчики
осваивают
художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика, детали. Скорее всего, здесь
срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых
образований, а у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту
окружающего мира.
Как рисуют девочки, а как мальчики?
1. Тематика (рисование по замыслу.)
Девочки: более уверенно выбирают тему и сюжет, чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных,
людей, сказочных персонажей.
Мальчики: колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты, такие как
подводный мир, город будущего, замки, дворцы, любят рисовать технику, архитектурные
сооружения, космические
объекты.
2. Детализация рисунка, прорисовка, техника.
Девочки: большое внимание придают украшательству, прорисовке деталей.
Мальчики: чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые.
3. Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы.
Девочки: используют всю предложенную цветовую гамму, предпочитают яркие, сочные оттенки, как
правило, заполняют цветом весь лист.
Мальчики: ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную
цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, пятнами.
4. Продуктивность (темп, умение работать самостоятельно и закончить работу.)
Девочки: быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.
Мальчики: часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны, не уверены в себе.
Мальчика и девочку нельзя воспитать одинаково. И наша задача: найти путь понимания другого
человека не похожего на нас. Раскрыть и развить у детей любые задатки, не сломать, не навредить.
Решение проблем.
1. На занятиях предлагается детям занимать места мальчик – девочка.
2. Использовать словесную помощь.
3. В каждом рисунке есть что-то необычное, интересное и это обязательно надо выделить и
подчеркнуть.
4. Ребёнок должен осознать мудрость: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной
координацией, речью. Мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих
функций, но и связывает их между собой.
Рисование помогает упорядочить бурно полученные знания, оформить и зафиксировать модель всё
более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование – это важный информационный и
коммуникативный канал.