Автор: Вершинникова Людмила Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: Мастер - класс для воспитателей
Тема: «Нейроимнастика для дошколят»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №5
г.Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Мастер-класс
для воспитателей
«Нейроимнастика для дошколят»
Выполнил: педагог – психолог
Вершинникова Л.Н.
Туймазы, 2024
Мастер-класс с родителями: «Нейрогимнастика для дошколят»
Цель: познакомить воспитателей с приемами нейрогимнастики, рассказать о
важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над
развитием речи детей.
2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать
интеллектуальные процессы.
3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая
в работу членов семьи.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мой мастер-класс называется
«Нейрогимнастика для дошколят». Почему я решила представить вашему
вниманию эту здоровье сберегающую технологию? На сегодняшний день,
наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей
с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой
психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще
встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет
желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1
ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с
одного движения на другое.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много.
Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на
состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на
мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство:
поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в
резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом (девяточки-
десяточки).
Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят
возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых
технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в
технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное
поколение
–
с
каждым
годом
становится
физически,
психически,
соматически ослаблено.
Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась
координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика,
ловкость, гибкость, контроль над собой,
Нейрогимнастика
–
это
комплекс
телесно-ориентированных
упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые
структуры.
Благодаря
нейрогимнастике
оптимизируются
интеллектуальные
процессы,
повышается
работоспособность,
улучшается
мыслительная
деятельность,
синхронизируется
работа
полушарий
головного
мозга,
снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается
иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются
подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Нейрогимнастика включает в себя: глазодвигательные, дыхательные
упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством
ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия
на другое.
Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое
Нейрогимнастика. Сегодня я представлю вам упражнения на развитие
дыхания, глазодвигательную гимнастику. Игры на развитие межполушарных
связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства
Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её
простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое
время и в любом месте.
Занятия
должны
проводиться
систематически
в
спокойной,
доброжелательной
обстановке.
Важно
точное
выполнение
каждого
упражнения,
поэтому
необходимо
индивидуально
обучить
каждого
воспитанника.
Упражнения
нейрогимнастики
мы
используем,
как
на
занятиях, в виде физминуток, так и в подвижных играх, в ходе релаксации
для снятия мышечного напряжения. И что немаловажно, эти упражнения
дети могут выполнять дома вместе с родителями.
Занятия начинаем с изучения упражнений, которые постепенно
усложняются,
и
увеличивается
объем
выполняемых
заданий.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15
до 20-35 минут в день. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым,
затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой
рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Если ребёнок левша, то
разучивание упражнений начинаем с левой руки. При затруднениях можно
предложить ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или
про себя.
Например:
« Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе): «Кулачок –
ладошка, так гуляет кошка».
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью
вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки –
жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Кулак – ребро – ладонь» - три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -
двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро
- ладонь).
«Ухо-нос»
-
левой
рукой
взяться
за
кончик
носа,
правой
-
за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
Упражнение «Цепочка»
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в
кольцо
с
большим
пальцем
(поочередно:
указательный,
средний,
безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из
пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его
необходимо обязательно поменять.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов
нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта
и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость,
повышает
способность
к
произвольному
контролю,
и
способствует
коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых.
И в заключение маленький совет:
Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас
рукой. Попробуйте сами и предложите родителям и детям, например -
чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать
другой
рукой.
Исследования
показывают,
что
выполнение
обычного
действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что
пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Спасибо за внимание!