Напоминание

"Особенности работы концертмейстера над репертуаром XX века в хоровом и вокальном классах ДМШ "


Автор: Дроздова Надежда Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ № 19
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Особенности работы концертмейстера над репертуаром XX века в хоровом и вокальном классах ДМШ "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дроздова Н.Н., концертмейстер

МБУ ДО ДХШ №19 г. Новосибирска

Особенности работы концертмейстера над репертуаром ХХ века

в хоровом и вокальном классах ДМШ

Данное

методическое

сообщение

посвящено

особенностям

работы

концертмейстера в хоровом и вокальном классах ДМШ на примере произведений

композиторов ХХ века.

Репертуар современных детских музыкальных школ и школ искусств очень

разнообразен. Наряду с привычными классическими произведениями дети исполняют

музыку ХХ века, давно занявшую прочные позиции в учебном репертуаре. Автор

настоящего методического сообщения – концертмейстер вокального и хорового классов

Детской хоровой школы №19 г. Новосибирска. Произведения советских и российских

авторов ХХ века всегда есть в учебных, концертных и конкурсных программах учащихся

этой школы. В их исполнении звучат такие произведения, как «Зимняя дорога» С.

Слонимского, «Уж небо осенью дышало» В. Белого, «Музыка» Г. Струве, «Солдаты идут»

К. Молчанова, «Вьюга» Ю. Тугаринова, «Поздравим учителя» К. Куликовой, «Счастье

приходит с песней» С. Смирнова, «Мама» и «Звенят звонки» Ю. Чичкова, «Луг-лужок» и

«О чем мечтают дети на планете» Я. Дубравина. Рассмотрим подробнее особенности

концертмейстерского мастерства, специфику работы концертмейстера с детским хоровым

коллективом и ребенком-вокалистом при изучении музыки ХХ века.

Понятие «концертмейстер» определяется как «пианист, помогающий вокалистам,

инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на

репетициях и в концертах» [1, с 270].

Но в условиях детской музыкальной школы

деятельность концертмейстера гораздо более сложна и многозадачна. Концертмейстер

становится фактически «правой рукой» преподавателя, по мере совместной работы

впитывая особенности его методики и рабочей терминологии, постепенно овладевая

умением понимать педагога с полуслова. Он выполняет не просто задачу сопровождения,

но и педагогическую функцию, дополняя работу педагога, поддерживая учащихся как на

занятиях, так и в процессе выступлений. Кроме того, концертмейстер осуществляет

творческую, исполнительскую деятельность, разучивая произведения и исполняя их на

сцене вместе с детьми.

Рассмотрим

подробнее

те

умения

и

навыки,

которыми

должен

обладать

концертмейстер. В первую очередь, он должен быть хорошим пианистом, в полной мере

владеющим инструментом – как в техническом, так и в художественном отношении. При

этом следует учитывать, что даже блестящий исполнитель далеко не всегда способен

овладеть концертмейстерским мастерством, если он не разовьет в себе чувство ансамбля,

умение чутко слушать солирующую партию, сопровождать ее так, чтобы единое целое

звучало гармонично. Для успешного овладения своим мастерством музыканту полезно не

только заниматься на инструменте, но также изучать методическую литературу, которая

содержит

немало

полезных

сведений

[1–4].

Аккомпанируя

ученику-вокалисту,

концертмейстер зачастую должен вести солиста за собой, помогать ему выдерживать

необходимый темп или динамику, если солист сбился во время выступления – подхватить,

сгладить его ошибку, чтобы она стала не так заметна для публики. При работе в вокальном

классе необходимо уметь транспонировать произведение, так как зачастую авторская

тональность оказывается неудобной для учащегося.

Деятельность

преподавателей

и

концертмейстеров

современной

детской

музыкальной школы предполагает большое количество выступлений: отчетных и

тематических концертов, конкурсов и фестивалей различных уровней как в школе, так и за

ее пределами. Данная деятельность предполагает освоение обширного, разнообразного

репертуара, поэтому концертмейстер должен владеть искусством чтения с листа. Это

очень важный элемент концертмейстерского мастерства, особенно сложным он становится

при обращении к музыке ХХ века. Важно освоить навык чтения фортепианной фактуры

приемом «снизу вверх», т. е. от баса к верхнему звуку. Это нужно затем, чтобы при чтении

сложных произведений можно было прибегать к сокращениям и упрощениям фактуры,

удерживая

басовый

голос,

который

позволяет

не

терять

гармоническую

последовательность, тональность и ритм. Важным моментом также является зрительная

фиксация тех нот, которые при смене гармонии остаются в следующем аккорде: они

позволяют пальцам остаться на прежнем месте, при этом варьирование нотного текста

идет вокруг них. Музыканту нужно научиться быстро вникать в замысел композитора,

предугадывать линию развития мелодии и гармонии, ритмические изменения, что

особенно трудно предугадать в произведениях композиторов ХХ века, разных по стилю и

не всегда укладывающихся в более привычные рамки классического или романтического

направления. Необходимо научиться упрощать авторский текст, выбирая самое главное.

При этом концертмейстер должен помнить, что любое упрощение возможно только при

условии сохранения образного строя произведения, его ритмической и гармонической

основы. Чем более музыкант будет совершенствоваться в навыках чтения с листа, тем

меньше он будет делать упрощений в исполнении произведений.

Многие произведения, особенно имеющие сложную фактуру, технически трудные

пассажи, быстрый темп т. п., необходимо разучивать, затрачивая на это дополнительное

время. В особенности это относится к произведениям отечественных и зарубежных

авторов ХХ века. Зачастую им свойственна сложность ритма, фактуры, диссонантные

созвучия, непривычная ладотональная организация. Все это требует особого внимания,

времени и сил на преодоление исполнительских трудностей как от учащихся, так и от

концертмейстера.

При работе концертмейстера с детским хоровым коллективом также есть

специфические особенности, которые необходимо учитывать. Концертмейстер должен

научиться играть в соответствии с мануальными указаниями педагога-хормейстера, уметь

их «считывать» как во время занятий, так и во время выступления, так как в

репетиционных и концертных условиях мануальная техника педагога может иметь

различия. Необходимо предугадывать намерения хормейстера, особенно в начале и конце

музыкального произведения. При разучивании хоровых партий задача концертмейстера

усложняется, так как ему нужно не только исполнять аккомпанемент, но и, следя за

жестами дирижера, контролировать результат, т. е. слушать общую звуковую картину,

соблюдая баланс звучания.

Как уже упоминалось, очень важен контакт, «сработанность» хормейстера и

концертмейстера, полное понимание намерений друг друга в процессе исполнения и в

педагогическом плане. Также необходимо учитывать то, что в детском хоровом репертуаре

велико значение слова, поэтический текст здесь становится мелодизированной речью,

особенно ярко это проявляется в детских произведениях композиторов ХХ века. Именно

исходя из особенностей мелодизированной речи, устанавливается характер звучания,

распределяются

смысловые

акценты,

цезуры,

фразировка.

Все

это

требует

от

концертмейстера внимания к деталям, умения следовать за логикой стихотворного текста

и вокального дыхания. Он должен исполнять аккомпанемент грамотно, точно, в

соответствии с вербальным текстом, замыслом композитора и творческим замыслом

педагога-хормейстера.

Наконец, важным моментом является необходимость преодоления несоответствия

самой природы вокального и фортепианного звука. При работе в вокальном и хоровом

классах это разница особенно заметна: вокальный звук, рожденный голосом человека,

певуч сам по себе, фортепианный же, производимый ударом молоточка о струну, быстро

угасает. Умелый концертмейстер может восполнить эти неизбежные противоречия,

стараясь играть максимально певуче.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концертмейстер должен обладать

большим количеством различных навыков. Для работы с детьми ему необходим

педагогический такт и чуткость. При этом зачастую концертмейстер остается на втором

плане, его труд растворяется в общем труде педагога, ученика или хорового коллектива.

Он должен быть хорошим пианистом и ансамблистом, уметь отлично читать с листа и

транспонировать, иметь сценическую выдержку и стрессоустойчивость, чтобы, участвуя в

большом количестве выступлений, поддерживать неопытных учащихся и не теряться

самому. Это особенно трудно и важно при разучивании и исполнении непростой музыки

ХХ века.

1.

Виноградов

К.

О

специфике

творческих

взаимоотношений

пианиста,

концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность / Сост.

М. Смирнов. – М.: Музыка, 1988.

2.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность //

Музыка в школе. – 2001. – №2. – С. 38-40.

3.

Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы.

– Л.: Музыка, 1972.

4.

Шендерович Е.В. В концертмейстерском классе. – М.: Музыка, 2020.



В раздел образования