Напоминание

Алгоритм взаимодействия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, в контексте психокоррекции


Автор: Сибуль Ирина Эльмартовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: Алгоритм взаимодействия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, в контексте психокоррекции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

Алгоритм взаимодействия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения

речи, в контексте психокоррекции

Психокоррекция - это деятельность, направленная на развитие и

совершенствование

психических

процессов,

эмоциональной

сферы,

личностных особенностей ребенка и их коррекцию в случае необходимости.

Цель

психокоррекции:

обеспечение

полноценного

развития

и

функционирования личности.

В соответствии с планируемыми результатами на этапе завершения

освоения

Федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования (к концу дошкольного возраста) перед педагогами дошкольных

учреждений стоит важная задача: подготовить выпускника ДОУ, который

«…. способен понимать и

учитывать

интересы и чувства других;

договариваться

и

дружить

со

сверстниками;

старается

разрешать

возникающие конфликты конструктивными способами; ребёнок способен

понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать

своё поведение….; стремится сохранять позитивную самооценку; способен

откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию; ….»

*

Зачастую

подойти к таким результатам в процессе ежедневного педагогического

взаимодействия с детьми не удается, в связи с наличием у многих

дошкольников

психоэмоционального

напряжения,

поведенческих

и

личностных особенностей.

У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, такие особенности

проявляются

особенно

ярко:

заниженная

самооценка,

проявление

агрессивности, тревожности разной степени выраженности, повышенная

обидчивость,

неуверенность,

ранимость,

состояние

дискомфорта.

Несформированность средств общения может быть причиной негативизма

__________________________________________________________________

*

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

и неблагоприятных отношений в группе сверстников. В эмоционально-

волевой сфере отмечаются эмоциональная неустойчивость, плаксивость,

отказ от деятельности.

Для

развития

и

коррекции

эмоциональной

сферы

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

предлагается

использовать

следующие

предметно-пространственные

и

психолого-педагогические

ресурсы: психокоррекционный уголок, сказки, игры, психодинамические

паузы.

Психокоррекционный уголок - реальный инструмент в руках педагога

для действенной психологической поддержки детей в течение дня. В

процессе совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности в

уголке решаются следующие задачи:

- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, особенно в

период адаптации к условиям детского сада;

- расширение опыта эмоционального реагирования;

- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

- гармонизация самооценки;

- коррекция негативных черт характера, препятствующих общению;

- отработка коммуникативных навыков;

- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

-

обучение

детей

разрешению

конфликтных

ситуаций

(обучение

медиативным технологиям);

- побуждение к рефлексии;

- создание благоприятного фона для проявления индивидуальности.

Предусматривается, что в уголке возможно проведение организованной

образовательной деятельности, например, такой ее части, как подведение

итогов занятия;

совместной деятельности педагога с детьми, например,

проведение релаксационного упражнения с использованием светодиодного

светильника и музыкального сопровождения или обсуждение настроения.

Обсуждение итогов занятия (рефлексия), самоанализ детьми настроения или

поступка

способствует

развитию

речи, что

очень важно для детей,

имеющих

проблемы

речевого

развития.

Большая

часть

оснащения

психокоррекционного

уголка

предназначена

для

самостоятельной

деятельности ребенка.

Особое место в работе педагогов с детьми в контексте развития и

коррекции личностных особенностей ребенка и эмоциональной сферы

занимают психокоррекционные игры и сказки.

Определенная категория игр направлена на знакомство детей в период

адаптации, другие игры способствует развитию сотрудничества. Многие

игры решают задачу создания положительного эмоционального настроя. Дети

во время этих игр образуют круг, пожимают руку ребёнку, стоящему рядом,

держатся за плечи впереди стоящего ребёнка, «передают улыбку», глядя друг

другу в глаза, держатся за руки, что создает атмосферу теплоты и

доброжелательности. Объединяет детей и то, что во многих играх нужно

произносить хором слова. Следующая группа игр предназначена для снятия

тревожности

и

развития

уверенности

в

себе,

используются

игры

направленные на формирование умения контролировать двигательную

активность и развитие внимания. Игры используются в течение всего дня не

только для коррекции личностных особенностей детей. Они выполняют

коммуникативную, развлекательную, релаксационную и воспитательную

функции.

Психокоррекционные сказки создаются и используются для мягкого

влияния на поведение ребенка, способствуют нравственному развитию

дошкольника.

С

помощью

сказок

происходит

объяснение

смысла

происходящего. Сказка может

рассказать ребенку о поступках и о

последствиях этих поступков.

Задача психодинамических пауз – не только осуществление перехода от

одного вида деятельности к другому,

но и снятие

эмоционального

напряжения.

Далее представлен алгоритм ежедневного взаимодействия с детьми в

контексте психокоррекции. Использование алгоритма поможет педагогам

более эффективно организовать свою деятельность с целью

создания

условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в

детском саду.

Использование в работе педагогов различных мероприятий, игр, сказок,

психодинамических

пауз,

а

также

возможностей

специально

организованной предметно-пространственной развивающей среды, а именно

психокоррекционного уголка,

способствует созданию благоприятной

эмоциональной атмосферы в группах.

Необходимо выстроить педагогическую деятельность таким образом,

чтобы были охвачены все режимные моменты и задействовано как можно

больше предметно-пространственных и психолого-педагогических ресурсов

для

создания

благоприятной

эмоциональной

атмосферы

в

детском

коллективе. Предлагается алгоритм взаимодействия педагога с детьми в

контексте психокоррекции. Алгоритм поможет педагогам

проводить

целенаправленную и систематическую работу по развитию и коррекции

эмоциональной сферы детей. В течение дня предлагается использовать

минуты

релаксации,

тишины,

шалости,

сосредоточенности,

чтение

психокоррекционных

сказок,

психокоррекционные

игры,

обязательно

ежедневное

проведение

динамической

паузы

с

музыкальным

сопровождением. Минутки дружбы или эмоциональные минутки, помогают

создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут

использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также элементы начала

любой совместной деятельности детей.

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми

в контексте психокоррекции

№/

Название деятельности

Место проведения

Время

проведения

Периодичность

1

Утро радостных встреч.

Прием детей.

«Уголок настроения»

С 7.30 до 8.30

ежедневно

2

«Круг приветствия»

(утренний ритуал, игра,

создающая положительный

эмоциональный настрой при

вхождении детей в новый день)

Утро

ежедневно

3

«Музыкальная минутка»

Перед началом

ООД

ежедневно

4

Психокоррекционная,

релаксационная игра,

психодинамическая пауза

В процессе

ООД

ежедневно

5

Динамическая пауза с

использованием музыкального

сопровождения

Между

занятиями

ежедневно

6

Минута

музыки/тишины/шалости/

сосредоточенности

По

необходимости

7

Засыпание и пробуждение под

музыку

Перед сном,

после сна

ежедневно

8

Психокоррекционная сказка

1-2 раза в неделю

9

«Копилка добрых дел»

(обсуждение хороших

поступков из копилки добрых

дел)

В конце недели

10

«День прошёл»

«Уголок настроения»

В конце дня

ежедневно

11

Рефлексия

В течение дня

по окончании

любой

деятельности,

после ООД

ежедневно

Данный алгоритм взаимодействия

с детьми

позволяет создавать

условия для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в

детском саду.



В раздел образования