Автор: Геннеберг Анна Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ДДТ "Искорка", г. Томска
Населённый пункт: Г. Томск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Сборник упражнений для танцевальной разминки
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИСКОРКА» г. Томска
Методические рекомендации
Сборник упражнений для танцевальной разминки
Автор: Геннеберг Анна Васильевна
педагог дополнительного образования
Томск 2024
СБОРНИК
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
РАЗМИНКА
Танцевальная разминка необходима детям для подготовки к началу занятий, чтобы
плавно войти в ритм занятия и психологически настроиться на творческую и продуктивную
работу.
Разминка перед танцевальным занятием – это комплекс простых движений.
Цель данного сборника показать роль разминки перед танцевальным занятием,
познакомить с различными видами упражнений, входящих в разминку.
Упражнения для разминки, представленные в данном сборнике, я провожу в начале
каждого занятия, они предназначены для детей 7 – 9 лет. Продолжительность разминки – 20
– 30 минут.
В результате таких занятий дети приобретают навык одновременного восприятия
хореографического и музыкального материала.
Разминку все хореографы проводят по-разному:
- одни начинают с растяжений рук, ног, потягиваний;
- вторые начинают с несложных шагов, к которым в последствие добавляются
движения рук, ног, шеи, корпуса, бёдер;
- третьи начинают с изоляции (движение отдельных частей тела при неподвижности
всех остальных).
Для начинающего педагога-хореографа самый лучший способ подготовить и провести
танцевальную разминку – это постепенно разминать части тела по принципу "сверху-вниз",
т.е. сначала разминаем мышцы шеи, затем мышцы плечевого пояса, корпус, бёдра, колени и
стопы. При такой разминке проще запомнить, что за чем идёт, и проще понять, какая часть
тела уже размята, а какая ещё нет. Со временем вырабатывается свой стиль проведения
танцевальной разминки с огромным количеством вариаций упражнений на каждую часть
тела. На разминке не надо делать сложных танцевальных движений и долгих объяснений –
это разминка, а не основная танцевальная комбинация. Цель разминки – не устать, не
загрузить голову, а наоборот – зарядиться энергией движения!
Главное на разминке – следить за тем, чтобы дети не перетрудились и не уставали.
Сборник упражнений для танцевальной разминки предназначен для педагогов
дополнительного образования, обучающихся, в том числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗМИНКИ
Исходное положение тела (далее Исх. п.), рук, ног – стоя ровно, руки на поясе,
ноги на ширине плеч. Поворот головы в стороны – вправо и влево. Наклоняем голову влево,
возвращаемся в исходное положение на несколько секунд и затем наклоняем голову вправо.
Упражнение выполняется медленно, без рывков. Повтор упражнения 7 – 8 раз.
Исх. п. – то же. Наклон головы вниз и подъем вверх. Упражнение выполняется
осторожно, без рывков Повтор упражнения 7 – 8 раз.
Исх. п. – то же. Круговое вращение головой по часовой и против часовой стрелки.
Упражнение выполняется медленно, без рывков. Повтор упражнения 4 раза.
Исх. п. – то же. Поднимание плеч. Поднимаем и опускаем плечи по очереди,
левое и правое. Повтор упражнения 7 – 8 раз.
Исх. п. – стоя ровно, руки опущены вдоль тела, (работают только плечи), ноги на
ширине плеч. Круговое вращение плечами, левым, затем правым. Повтор упражнения 7 – 8
раз.
Исх. п. – стоя ровно, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны корпуса тела,
сохраняя спину прямой, вперед и назад. Повтор упражнения 7 – 8 раз.
Исх. п. – стоя ровно, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять круговые
движения бедрами (как будто вращаете обруч) по направлению часовой стрелки и против
часовой стрелки. Упражнение выполнять медленно по 7 раз в каждую сторону.
Исх. п. – ноги вместе, руки на колени, чуть присели и выполняем круговые
движения коленями по часовой стрелке 5 раз. Остановились, выполняем круговые движения
в другую сторону тоже 5 раз.
Исх. п. – стоя ровно, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Разогреваем стопы,
встаем на цыпочки и пяткой левой ноги «рисуем» круг. Встаем полностью на стопы и
повторяем эти движения правой ногой. И так поочередно повторяем упражнение каждой
ногой по 7 раз.
Упражнение «Складочка». Исх. п. – сидя на полу, ноги вместе, носки вытянуты,
колени прямые. Наклон к ногам, обе руки одновременно тянутся к пальцам ног. Важно
касаться животом ног, чтобы корпус ложился на ноги – параллельно полу. Повтор
упражнения 3 – 4 раза.
Исх. п. то же, руки подняты вверх, затем резко одновременно опустить руки к
ногам, касаясь пальцев ног. Повтор упражнения 3 – 4 раза.
Исх. п. – сидя на полу, ноги в разные стороны, руки в стороны. Правое плечо
наклонить к правой ноге, выпрямиться. Затем левое плечо наклонить к левой ноге,
выпрямиться. Выполнять упражнение – 3 – 4 раза.
Исх. п. – сидя на полу, ноги в разные стороны, руки в стороны. Поворачиваемся
к правой ноге лицом, «скручиваемся» торсом и наклоняемся к правой ноге, руки скользят
вдоль ноги. Затем выполняем то же самое, наклоняясь к левой ноге. И так поочередно
повторяем упражнение наклоняясь к каждой ноге по 5 раз.
Исх. п. – сидя на полу, ноги в разные стороны, руки вытянуты вперед. Наклоны
вперед между ног. Выполнять упражнение – 3 – 4 раза.
Исх. п. – лежа на полу на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях.
Подниматься на локтях, макушкой головы тянуться вверх, прогнуться. Повтор упражнения 3
– 4 раза.
Упражнение «Лягушка». Исх. п. – лежа на полу на животе, ноги раздвинуты и
согнуты в коленях, руки полностью вытянуты вперед. Стремиться чтобы живот коснулся
пола и максимально развести колени. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
Выполнять упражнение – 3 – 4 раза.
Упражнение «Корзиночка». Исх. п. – лежа на полу на животе, руки вдоль
туловища. Руками потянуться назад к ногам и взяться с наружной стороны за голеностоп.
Затем прогнуться в спине, поднять голову и плечи наверх, ноги также стараться выпрямить
вверх. Зафиксировать такое положение на несколько секунд, затем опуститься на пол и после
отдыха снова повторить упражнение. Выполнять упражнение – 3 – 4 раза.
Отдых для спины. Исх. п. – стоя на полу на коленях, стопы соединены, руки
вытянуты перед собой. Опуститься, прижимаясь к пяткам и лечь животом на ноги, вытягивая
руки вперед. Остаемся в этой позе на 1 – 2 минуты.
Упражнение «Лодочка». Исх. п. – лежа на полу на животе, ноги вытянуты, руки
вытянуты вперед, кисти развернуты ладонями вниз. Сначала оторвите от пола руки, плечи и
грудь, стараясь подняться как можно выше. При этом бедра прижимайте к полу. Затем
опустить верхнюю часть тела и поднимите ноги.
Зафиксируйте их на 1–2 секунды, верните
на пол и повторите сначала. Первоначально упражнение выполняется с фиксацией
оторванных от пола ног, затем добавляется раскачка. Выполнять упражнение – 3 –4 раза.
Упражнение «Кошечка». Исх. п. – стоя на полу на коленях, руками упираясь в
пол. Медленно, прогибаясь, опускаться, стараясь коснуться грудью пола. Вытягивая руки
вперед, прокатываться грудью по полу до положения лежа на животе и подняться на руках.
Далее в обратном порядке возвратится в исходную позицию. Выполнять упражнение – 3 – 4
раза. Важно научить детей выгибать и округлять поясничный отдел спины, а так же следить
за руками, сгибать руки в локтях нельзя.
Упражнение «Мостик». Исх. п. – лежа на полу на спине, упереться ступнями и
ладонями в пол и, выпрямив руки и ноги, прогибать спину дугой. Затем вернуться в
исходное положение. Выполнять упражнение – 3 – 4 раза постепенно увеличивая количество
раз.
Исх. п. – стоя ровно, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч. Медленно
поднимите стопы на полупальцы, задержитесь в этом положении на несколько секунд и
также медленно вернитесь в исходное положение. Затем поочередно левой и правой ногами
выполнить движение как бы стряхивая. Повтор упражнения – 3 – 4 раза.
Если танец, который будет отрабатываться на занятии предполагает нагрузку на
определённую зону тела, то она прорабатывается более тщательно.
Ключ к эффективной танцевальной разминке состоит в том, что она должна
соответствовать типу движений, которые затем будут выполняться в танце, чтобы лучше
подготовить тела детей к тому, что они будут делать.
Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение.
Различный характер
музыки повышает эмоциональность детей. При выполнении различных движений и
упражнений
укрепляется
опорно-двигательный
аппарат,
формируется
правильная осанка, развиваются координация движений.
Проблема
развития
творческих
способностей
обучающихся
состоит
в
необходимости
продолжать
развивать
у
дошкольников
музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой,
Используемая литература
1. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. -
Ярославль: Академия развития, 2000.
3. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003