Напоминание

Методические рекомендации к произведению А.Дворжак "Цыганская песня" в рамках предмета "Концертмейстерский класс"


Автор: Ирина Викторовна Шамсутдинова
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Коркинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: рп Первомайский,Коркинского муниципального района, Челябинской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации к произведению А.Дворжак "Цыганская песня" в рамках предмета "Концертмейстерский класс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «КДМШ», рп Первомайский

Методические рекомендации к произведению А. Дворжак. «Цыганская

песня» в рамках предмета «Концертмейстерский класс»

Шамсутдинова И.В.,преподаватель

класса фортепиано, концертмейстер

Великий чешский композитор 19 века Антонин Дворжак (1841-

1904г.г.) внёс огромный вклад в развитие чешской музыки, своим

творчеством утвердил её мировое значение. Музыка А.Дворжака отличается

глубокой

содержательностью,

художественным

совершенством,

мелодической щедростью, эмоциональной непосредственностью и вместе с

тем строгой логичностью.

Народный музыкальный быт, песни и танцы, поэтическая природа на

живописном берегу Влтавы оставили яркие впечатления и нашли отражение

в творчестве композитора. Представитель романтического направления,

Дворжак сочиняет в самых разных жанрах: мессы, оперы («Русалка»,

«Король и угольщик», «Чёрт и Кача» и т.д., симфонические произведения

(«Славянские танцы», «Из Нового Света» и т.д.), вокальные, камерно-

инструментальные сочинения.

Цыганская тематика привлекала многих композиторов, искусством

цыганского пения увлекались одинаково горячо и представители литературы,

и искусства. Ференц Лист написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии».

Песни цыганки Тани «…доводили когда-то А.С.Пушкина до истерических

рыданий». Б.В.Асафьев писал: «Музыкальная чуткость и восприимчивость

цыган

делает

их

крайне

яркими

интерпретаторами

окружающей

их

музыкальной культуры, элементы которой они приспособляют к своим

выразительным «аффективным» приёмам игры и пения». Слушателей

пленяла сила и непосредственность искусства дикого кочевого племени,

ощущение экзотики, поэзия свободного и личного чувства. Именно об этом

говорил А.Н.Апухтин в стихотворении «О цыганах»:

В них сила есть пустыни знойной

И ширь свободная степей,

И страсти пламень беспокойный

Порою брызжет из очей.

В них есть какой-то, хоть и детский,

Но обольщающий обман…

Вот почему на раут светский

Не променяем мы цыган.

Пусть эти стихи прозвучат эпиграфом к инструментальному

произведению А.Дворжака «Цыганская песня».

Разбирая партию сопровождения, начнём с того, что небольшое 4-

тактовое

вступление,

построенное

на

развитии

основного

мотива

мелодической линии, исполняется в свободном движении rubato, спокойно,

alla

zingarese, лирично, непринуждённо и в то же время с внутренним

накалом. Уходя в си-минорный двутакт, сопровождение в виде мягких,

проникновенных аккордов переходит в полное подчинение скрипичной

партии. Сочетание размера 2/4 в солирующей партии и 6/8 в аккомпанементе

вносит

в

звучание

элемент

внутренней

напряжённости,

скрытой

взволнованности повествования. Первая часть, написанная в форме периода,

заканчивается

Ре-мажорным

двутактом-интерлюдией-связкой,

звучащей

более взволнованно.

Вторая часть – piu appassionato – солирующая партия регистрово

повышается, а в сопровождении на фоне мерных аккордов появляется

зигзагообразный мотив, как бы возникший из октавных «непреклонных»

окончаний

мелодических

построений

скрипки.

9-15

такты

кульминационный

эпизод:

напряжение

достигает

своего

наивысшего

развития – piu forte; при движении мелодии вверх к кульминационной СОЛЬ

в солирующей партии в партии аккомпанемента все голоса идут вниз, что

увеличивает напряжённость развития. В 16 такте – успокоение, возвращение

в прежнее состояние, в первоначальный темп. Далее реприза звучит как

воспоминание о бурной кульминации, со смирением: солирующая партия

возвращается в прежний регистр, как в 1 части, в сопровождении пропали

капризные,

вольнолюбивые

мотивы-зигзаги.

Звучит

кода,

как

бы

обессиленная, в тональности доминанаты (фа-диез минор), нет устойчивости,

нет твёрдости и уверенности в высказанном. На ноте пронзительной грусти,

вопросительно-тревожно заканчивается это эмоциональное повествование.



В раздел образования