Автор: Ирина Викторовна Шамсутдинова
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Коркинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: рп Первомайский,Коркинского муниципального района, Челябинской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации к произведению А.Дворжак "Цыганская песня" в рамках предмета "Концертмейстерский класс"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «КДМШ», рп Первомайский
Методические рекомендации к произведению А. Дворжак. «Цыганская
песня» в рамках предмета «Концертмейстерский класс»
Шамсутдинова И.В.,преподаватель
класса фортепиано, концертмейстер
Великий чешский композитор 19 века Антонин Дворжак (1841-
1904г.г.) внёс огромный вклад в развитие чешской музыки, своим
творчеством утвердил её мировое значение. Музыка А.Дворжака отличается
глубокой
содержательностью,
художественным
совершенством,
мелодической щедростью, эмоциональной непосредственностью и вместе с
тем строгой логичностью.
Народный музыкальный быт, песни и танцы, поэтическая природа на
живописном берегу Влтавы оставили яркие впечатления и нашли отражение
в творчестве композитора. Представитель романтического направления,
Дворжак сочиняет в самых разных жанрах: мессы, оперы («Русалка»,
«Король и угольщик», «Чёрт и Кача» и т.д., симфонические произведения
(«Славянские танцы», «Из Нового Света» и т.д.), вокальные, камерно-
инструментальные сочинения.
Цыганская тематика привлекала многих композиторов, искусством
цыганского пения увлекались одинаково горячо и представители литературы,
и искусства. Ференц Лист написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии».
Песни цыганки Тани «…доводили когда-то А.С.Пушкина до истерических
рыданий». Б.В.Асафьев писал: «Музыкальная чуткость и восприимчивость
цыган
делает
их
крайне
яркими
интерпретаторами
окружающей
их
музыкальной культуры, элементы которой они приспособляют к своим
выразительным «аффективным» приёмам игры и пения». Слушателей
пленяла сила и непосредственность искусства дикого кочевого племени,
ощущение экзотики, поэзия свободного и личного чувства. Именно об этом
говорил А.Н.Апухтин в стихотворении «О цыганах»:
В них сила есть пустыни знойной
И ширь свободная степей,
И страсти пламень беспокойный
Порою брызжет из очей.
В них есть какой-то, хоть и детский,
Но обольщающий обман…
Вот почему на раут светский
Не променяем мы цыган.
Пусть эти стихи прозвучат эпиграфом к инструментальному
произведению А.Дворжака «Цыганская песня».
Разбирая партию сопровождения, начнём с того, что небольшое 4-
тактовое
вступление,
построенное
на
развитии
основного
мотива
мелодической линии, исполняется в свободном движении rubato, спокойно,
alla
zingarese, лирично, непринуждённо и в то же время с внутренним
накалом. Уходя в си-минорный двутакт, сопровождение в виде мягких,
проникновенных аккордов переходит в полное подчинение скрипичной
партии. Сочетание размера 2/4 в солирующей партии и 6/8 в аккомпанементе
вносит
в
звучание
элемент
внутренней
напряжённости,
скрытой
взволнованности повествования. Первая часть, написанная в форме периода,
заканчивается
Ре-мажорным
двутактом-интерлюдией-связкой,
звучащей
более взволнованно.
Вторая часть – piu appassionato – солирующая партия регистрово
повышается, а в сопровождении на фоне мерных аккордов появляется
зигзагообразный мотив, как бы возникший из октавных «непреклонных»
окончаний
мелодических
построений
скрипки.
9-15
такты
–
кульминационный
эпизод:
напряжение
достигает
своего
наивысшего
развития – piu forte; при движении мелодии вверх к кульминационной СОЛЬ
в солирующей партии в партии аккомпанемента все голоса идут вниз, что
увеличивает напряжённость развития. В 16 такте – успокоение, возвращение
в прежнее состояние, в первоначальный темп. Далее реприза звучит как
воспоминание о бурной кульминации, со смирением: солирующая партия
возвращается в прежний регистр, как в 1 части, в сопровождении пропали
капризные,
вольнолюбивые
мотивы-зигзаги.
Звучит
кода,
как
бы
обессиленная, в тональности доминанаты (фа-диез минор), нет устойчивости,
нет твёрдости и уверенности в высказанном. На ноте пронзительной грусти,
вопросительно-тревожно заканчивается это эмоциональное повествование.