Автор: Ляпина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМО "Гончаровская средняя школа"
Населённый пункт: Вологодская область, муниципальный округ Вологодский, поселок Заря
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Автор работы: Ляпина Елена Николаевна
Место работы: МБОУ ВМО «Гончаровская средняя школа»
Должность: учитель начальных классов
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся
начальной школы на уроках русского языка.
Тема выступления представлена на экране.Что же такое
«функциональная грамотность»? Функциональная грамотность -
способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности:
читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а
также креативное мышление и глобальные компетенции.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими
качествами должен обладать современный школьник?
ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ЭКРАНЕ
Для формирования функционально грамотной личности ведущую
роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные
и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Это залог успешной адаптации в обществе, а также
профессионального роста.
Приёмы, которые я хоту представить вашему вниманию, способствуют
формированию
и
развитию
функциональной
грамотности
младших
школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку
творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы
знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое
старое». Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы,
повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с
информацией и приёмы формирования грамотного письма.
1.
Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и
активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они
считаются инновационными.
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приёмы
использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на
протяжении всего урока. Например, можно начать урок закрепления знаний
по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к
1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (Приём «Удивляй»). Это разносклоняемые
имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания
разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя,
стремя и т.д.) и слово путь.
Еще один способ «вхождения» в урок - приём "Отсроченная отгадка".
До
объявления
темы
учитель
предлагает
необычный
факт,
иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не
называют её. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии
того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чём
вообще пойдёт речь.
В
технологии
проблемного
обучения
"Отсроченная
отгадка"
рассматривается как приём создания проблемной ситуации на уроке.
Приём «проблемная ситуация».
Приём
побуждает
ребенка
самостоятельно
искать
выход
из
затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки
парных согласных в середине слова (о чём дети не знают). Ребята получают
задание:
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как
же проверить парную согласную в середине слова?
Приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чём
дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные
слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко..,
арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые
слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и
называются «омофонами».
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже
в домашней работе.
Приём «Дай себе помочь».
Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск
увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они
обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приёмы,
формирующие самостоятельность мышления.
Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по
орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе –
это стихотворение для запоминания глаголов – исключений.
Имена, фамилии,
Клички, города –
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Иннокентьевка, Москва.
Семьи из слов живут на Земле.
По корню узнаешь о близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать.
И корни-близняшки с ошибкой писать!
Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши!
Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу.
Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует
применение игровых приёмов.
2.
Приёмы,
которые
научат
ребенка
работать
с
информацией:
анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через
использование
технологии
продуктивного
чтения,
систему
приёмов
понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания
на извлечение, преобразование и использование текстовой информации
(чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание
алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на
лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями
как учебно-научными текстами.
Алгоритм
(схема последовательности действий) - один из самых
эффективных приёмов, который организует мыслительную и практическую
деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален приём как при
работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов.
Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно
предложить «испорченный»
алгоритм. Использую чаще всего работу с
алгоритмом
в
группах.Чтобы
привлечь
внимание,
заинтересовать
обучающихся. Использую разные формы как поделиться на группы.
О
фишках
Приём «Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на
понимание, «тонкие» - по содержанию) или приём «Дотошный ученик»
(ученик,
который
сможет
задать
наибольшее
количество
вопросов
одноклассникам
по
изучаемой
теме)
для
составления
алгоритма
морфологического разбора.
Для систематизации информации и развития монологической речи
эффективен приём «Шаг за шагом».
Приём заключается в следующем:
каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В
«слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных:
оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный приём
эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети
учатся
слушать
друг
друга,
последовательно
излагать
теоретический
материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Таким
образом,
данные
приёмы
учат
не
только
работать
с
информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для
ребёнка.
3. Приёмы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но
именно она обозначена как важнейшая программная установка при
формировании
функционально
грамотной
личности.
Развитие
орфографической
зоркости
происходит
при
применении
следующих
приёмов.
Проговаривание.
Большую
роль
в
формировании
орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Проговаривание так, как надо писать.
Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На
доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки
под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем
учащиеся
записывают
предложении.
Написание
каждой
орфограммы
объясняется при работе на доске.
Важным элементом в формировании грамотного письма является
работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать
рефлексивный приём «Цветные поля»,
который показывает степень
комфортности ребёнка, с одной стороны, и его самооценку, с другой.
Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки».
Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю».
Зелёный – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и
исправлю».
Приём «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют
на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными
чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
В этом тексте 21 ошибка!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а
ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё
он драчюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому
што Сёма не любит лавить мышей.
Важным элементом в формировании грамотного письма является
словарная работа. Виды словарной работы представлены на экране
Виды словарной работы:
1.
Предлагаю
выписать
из
словаря
слова
с
непроверяемыми
безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).
2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
3. Выписать слова, в которых два слога (три слога).
4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности»
и так далее.
5. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное
слово, которое встретилось.
6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в
классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.
7. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег.(Молоко)
Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.
8. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я
предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь,
суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют
«лишние» слова:
* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;
* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне
слова;
* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове
букв больше, чем звуков;
* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова
черный);
* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем
прилагательным, остальные имена существительные;
* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.
Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических
работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал
ответственность за свои знания.
Однако знание приёмов педагогической
техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приёмы не будут
использоваться в системе.
Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,
внимательные
и рассеянные,
быстро
схватывающие
и медлительные,
неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения
приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Педагогам надо
поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире
и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа,
в современном
государстве
является,
пожалуй,
единственным
и очень
важным
серьёзным
источником
формирования
функциональной
грамотности.
Желаю успехов в работе и грамотных учеников!
Спасибо за внимание!!!