Автор: Максимова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ « Лингвистическая школа»
Населённый пункт: г.о Люберцы
Наименование материала: Воспитательная работа в начальной школе
Тема: Воспитательная работа в начальной школе в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требу-
ют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении
задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более
сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и
многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более ин-
тересной, дающей большую отдачу.
Стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем –9 лет. За это время
мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.
Качество образования – это не только качество обучения. Образование предполагает,
прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Воспитательный процесс в школе
подчинён формированию интеллектуально-развитой, духовно-богатой творческой личности.
Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной
работы с классом.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяю исходя из интересов, по-
требностей, возможностей детей и их родителей, условиями класса, школы, требований общества.
«Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ре-
бенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершен-
ствованья, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить,
вступать в дискуссию, коммуникацию».
Поэтому передо мной, как и перед другими классными руководителями стоят следующие
задачи:
1.Формирование и развитие коллектива класса;
2.Организация системной работы с обучающимися в классе;
3.Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравствен-
ного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости
и раскрытия его потенциальных способностей;
4.Организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей де-
ятельности коллектива класса;
5.Защита прав и интересов обучающихся;
6.Гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими ра-
ботниками;
7.Формирование здорового образа жизни;
8.Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9.Организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно -
личностная концепция обучения и воспитания.
Ведущие направления работы:
-личностный подход;
-здоровье (физическое и психическое);
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-нравственное воспитание;
-гражданское, патриотическое воспитание;
-экологическое образование и воспитание;
-эстетическое воспитание;
-дифференциация обучения и воспитания;
-работа с родителями.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, яв-
ляются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество»,
«Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся си-
стемы и жизнедеятельности классного сообщества. Стараюсь организовать работу так, чтобы эти
ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе,
чтобы они стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации лич-
ности каждого ребенка.
1
При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как спло-
чение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, обществен-
ных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навы-
ков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учеб-
ным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумно-
жать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.
Создаются условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявляются та-
лантливые, одарённые дети, вырабатывается у них желание больше знать, увлекаться наукой.
План воспитательной работы создаю на основе программы воспитания МОУ «Лингвисти-
ческая школа»
В своей работе я использую специальную технологию включения учащихся, родителей в
совместную деятельность по составлению плана воспитательной работы. Такая технология была
разработана в теории и практике коммунарского движения и называется «коллективное планирова-
ние». Её основоположником является И.П.Иванов. Участвуя в общем деле, младшие школьники
учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто ну-
ждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, со-
здаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта. Совместные мероприятия,
проводимые в классе: «Праздничный стол», «Поэтическая мастерская», «День рождения школы»,
«Новогодний карнавал», «Сюрприз», «День добрых сюрпризов» и другие.
Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспи-
тание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре
выходит на национальный уровень.
Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как
чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Система ценностных
ориентаций, которые я закладываю в программу развития классного коллектива, построена на
нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к
людям.
Ученики моего класса изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Роди-
ны; ведётся работа по изучению истории города Люберцы и Московской области. Мы с ребятами
посещаем выставки, памятные места, музеи, встречаемся с ветеранами ВОВ, поздравляем их с
праздником, принимаем активное участие в конкурсе рисунков, посвященных 23 февраля и 9 мая,
участвуем в месячнике гражданско-патриотического воспитания. Класс является победителем кон-
курса – смотра строя и песни, участвует в праздновании 9 мая.
Постоянными в практике работы с классным коллективом стали уроки «Разговоры о важ-
ном» . В результате, постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирова-
ние гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируется благоприятные
условия для самореализации учащихся.
В классе систематически проводятся беседы, классные часы, ролевые игры. Например: « В
гостях у здоровой пищи», «Личная гигиена», «Твой образ жизни», «А впереди страшное будущее»,
«Они отравляют жизнь», «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Как победить злой и страш-
ный недуг-алкоголь», «Табак. Пассивное курение», «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Здоро-
вье сгубишь - новое не купишь», «Все пороки от безделья».
Считаю, что детям необходимо правильное питание, поэтому, соблюдая режим дня, ребята
питаются в школьной столовой. Охват горячим питанием – 100%.
Ребята принимают участия во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и шко-
ле: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты» и др. Активными участниками со-
ревнований являются и родители.
Мои ученики прекрасные артисты. Они поют, танцуют, ставят спектакли. Являются посто-
янными участниками классных и школьных праздников, концертов. Охват учащихся дополнитель-
ным образованием составляет 100%.
Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Вопрос
о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Задача учителя начальных классов –
всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании
общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечело-
веческие ценности.
В своей работе я исполняю основные формы работы с семьей: групповые и индивидуаль-
ные.
2
Используя индивидуальные формы работы (беседы с родителями, консультации, посеще-
ние семьи), ориентируюсь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаи-
модействии с семьёй. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позво-
ляет сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания
и развития их детей, правильной определить причины и источники неблагополучия в семье, вы-
брать наиболее адекватные пути их решения.
Активно использую групповые формы взаимодействия с родителями (родительские семи-
нары, собрания, конференции), направленные на повышение их педагогической культуры.
Родительские собрания в классе стали местом обсуждения актуальных проблем учебно–
воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опы-
том по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных
задач. Тематика собраний разнообразна: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высо-
кокультурного человека», « Значение семейных традиций в формировании у ребенка учится» и др.
Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобраз-
ную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Родители моих учеников – инициа-
торы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти
общий язык и достичь взаимопонимания.
Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает
возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по воз-
можности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».
3