Напоминание

Воспитательная работа в начальной школе в соответствии с ФГОС


Автор: Максимова Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ « Лингвистическая школа»
Населённый пункт: г.о Люберцы
Наименование материала: Воспитательная работа в начальной школе
Тема: Воспитательная работа в начальной школе в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требу-

ют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении

задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более

сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и

многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более ин-

тересной, дающей большую отдачу.

Стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем –9 лет. За это время

мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.

Качество образования – это не только качество обучения. Образование предполагает,

прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Воспитательный процесс в школе

подчинён формированию интеллектуально-развитой, духовно-богатой творческой личности.

Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной

работы с классом.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяю исходя из интересов, по-

требностей, возможностей детей и их родителей, условиями класса, школы, требований общества.

«Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ре-

бенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершен-

ствованья, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить,

вступать в дискуссию, коммуникацию».

Поэтому передо мной, как и перед другими классными руководителями стоят следующие

задачи:

1.Формирование и развитие коллектива класса;

2.Организация системной работы с обучающимися в классе;

3.Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравствен-

ного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости

и раскрытия его потенциальных способностей;

4.Организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей де-

ятельности коллектива класса;

5.Защита прав и интересов обучающихся;

6.Гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими ра-

ботниками;

7.Формирование здорового образа жизни;

8.Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;

9.Организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно -

личностная концепция обучения и воспитания.

Ведущие направления работы:

-личностный подход;

-здоровье (физическое и психическое);

-успешность и преемственность обучения и воспитания;

-гуманизация отношений;

-нравственное воспитание;

-гражданское, патриотическое воспитание;

-экологическое образование и воспитание;

-эстетическое воспитание;

-дифференциация обучения и воспитания;

-работа с родителями.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, яв-

ляются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество»,

«Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся си-

стемы и жизнедеятельности классного сообщества. Стараюсь организовать работу так, чтобы эти

ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе,

чтобы они стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации лич-

ности каждого ребенка.

1

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как спло-

чение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, обществен-

ных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навы-

ков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учеб-

ным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумно-

жать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Создаются условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявляются та-

лантливые, одарённые дети, вырабатывается у них желание больше знать, увлекаться наукой.

План воспитательной работы создаю на основе программы воспитания МОУ «Лингвисти-

ческая школа»

В своей работе я использую специальную технологию включения учащихся, родителей в

совместную деятельность по составлению плана воспитательной работы. Такая технология была

разработана в теории и практике коммунарского движения и называется «коллективное планирова-

ние». Её основоположником является И.П.Иванов. Участвуя в общем деле, младшие школьники

учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто ну-

ждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, со-

здаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта. Совместные мероприятия,

проводимые в классе: «Праздничный стол», «Поэтическая мастерская», «День рождения школы»,

«Новогодний карнавал», «Сюрприз», «День добрых сюрпризов» и другие.

Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспи-

тание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре

выходит на национальный уровень.

Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как

чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Система ценностных

ориентаций, которые я закладываю в программу развития классного коллектива, построена на

нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к

людям.

Ученики моего класса изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Роди-

ны; ведётся работа по изучению истории города Люберцы и Московской области. Мы с ребятами

посещаем выставки, памятные места, музеи, встречаемся с ветеранами ВОВ, поздравляем их с

праздником, принимаем активное участие в конкурсе рисунков, посвященных 23 февраля и 9 мая,

участвуем в месячнике гражданско-патриотического воспитания. Класс является победителем кон-

курса – смотра строя и песни, участвует в праздновании 9 мая.

Постоянными в практике работы с классным коллективом стали уроки «Разговоры о важ-

ном» . В результате, постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирова-

ние гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируется благоприятные

условия для самореализации учащихся.

В классе систематически проводятся беседы, классные часы, ролевые игры. Например: « В

гостях у здоровой пищи», «Личная гигиена», «Твой образ жизни», «А впереди страшное будущее»,

«Они отравляют жизнь», «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Как победить злой и страш-

ный недуг-алкоголь», «Табак. Пассивное курение», «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Здоро-

вье сгубишь - новое не купишь», «Все пороки от безделья».

Считаю, что детям необходимо правильное питание, поэтому, соблюдая режим дня, ребята

питаются в школьной столовой. Охват горячим питанием – 100%.

Ребята принимают участия во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и шко-

ле: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты» и др. Активными участниками со-

ревнований являются и родители.

Мои ученики прекрасные артисты. Они поют, танцуют, ставят спектакли. Являются посто-

янными участниками классных и школьных праздников, концертов. Охват учащихся дополнитель-

ным образованием составляет 100%.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Вопрос

о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Задача учителя начальных классов –

всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании

общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечело-

веческие ценности.

В своей работе я исполняю основные формы работы с семьей: групповые и индивидуаль-

ные.

2

Используя индивидуальные формы работы (беседы с родителями, консультации, посеще-

ние семьи), ориентируюсь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаи-

модействии с семьёй. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позво-

ляет сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания

и развития их детей, правильной определить причины и источники неблагополучия в семье, вы-

брать наиболее адекватные пути их решения.

Активно использую групповые формы взаимодействия с родителями (родительские семи-

нары, собрания, конференции), направленные на повышение их педагогической культуры.

Родительские собрания в классе стали местом обсуждения актуальных проблем учебно–

воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опы-

том по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных

задач. Тематика собраний разнообразна: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высо-

кокультурного человека», « Значение семейных традиций в формировании у ребенка учится» и др.

Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобраз-

ную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Родители моих учеников – инициа-

торы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти

общий язык и достичь взаимопонимания.

Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает

возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по воз-

можности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».

3



В раздел образования