Авторы: Лезговко Елена Александровна, Елена Александровна Лезговко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45/2
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного
возраста в игровой деятельности
Лезговко Елена Александровна педагог высшей педагогической категории, воспитатель
МБДОУ №45/2 Курганской области г.Курган
Финансовая грамотность дошкольников — это финансово-экономическое образование
детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие
нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Применять финансовую грамотность можно уже в младшем дошкольном возрасте,
именно в этом возрасте ребёнок знакомится с деньгами. Первое понимание денег как
инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года.
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому
интерес, обычно это возраст 5–6 лет. К этому времени у них начинает развиваться
логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых
Нередко мы слышим в магазине «Хочу, купи…» и видим растерянное лицо ребенка, когда
родители говорят, что у них нет денег, и тут же достают кошелек и расплачиваются на
кассе за свои покупки.
Поэтому – приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных и в то же время важных проблем.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в
дошкольный период, определяется рядом причин:
-игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла свое значение.
-включение в учебную деятельность у детей идет медленно (многие дети не знают, что
такое «учиться»).
-возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и
произвольностью внимания, преимущественно с непроизвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно – образного типа мышления.
-имеется недостаточно сформирована познавательная мотивация
Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Основная форма обучения – игра, именно через нее ребенок осваивает и познает мир.
Для знакомства расходования денег семьи можно использовать дидактическую игру:
«Финансовая грамотность – расходы и доходы»
Аннотация: в данной игре дается определение понятию «финансовая грамотность»,
которая поможет обьяснить дошкольникам, отхуда приходят деньги в семью и на что они
расходуются. Какой маленький вклад в семейный бюджет может сделать ребенок?
А также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников
посредством игровой деятельности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, денежные средства, ежедневные,
ежемесячные, непредвиденные и сезонные расходы, обязанности детей.
Дидактическая игра: «Финансовая грамотность – доходы и расходы»
9 обобщающих карт и 36 карточек лото. Игрокам поровну раздаются обобщающие карты
лото. Остальные карты перемешиваются и кладутся в стопку лицевой стороной вниз.
Устанавливается очередность ходов.
Цель игры: первым подобрать к карте лото 4 карточки (они раскладываются вокруг карты
лото).
Ход игры: первый игрок берет верхнюю карточку из стопки. Если она подходит к карте
лото, игрок забирает ее себе и поясняет свой выбор. Если карточка не подходит, она
кладется под низ стопки (второй вариант: игрок находит кому она подходит, и тот себе
забирает), ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не
закончатся карты в стопке. В конце игры выполняется самопроверка: цвет фигур на картах
должен совпасть с фоном карты лото. Кто быстрее всех соберет карточки к карте лото, тот
победитель.
Игра разработана в соответствии ФГОС и предназначена для детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Дидактическая игра: «Денежка без сдачи»
Количество игроков от 1 до 5 человек.
Состав игры:
кубик с изображенными на гранях
номиналами монет – 1 шт. ,
карточки товаров с ценниками – 14 шт. ,
монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей – 52 шт.
Подготовка к игре
Поместите все деньги в банк. Затем тщательно перемешайте карточки товаров, снимите 3
верхние карты и положите их на столе картинками вверх, чтобы игроки хорошо видели
ценники на каждой из них. Оставшуюся стопку карт положите рядом рубашкой вверх.
Проведите жеребьевку и определите, в каком порядке будут ходить игроки. Главное
правило игры – товар можно купить строго без сдачи.
Это правило вынуждает игроков постоянно сравнивать свои финансовые возможности с
ценниками товаров и придерживаться определенной стратегии, в которой им важно
проявлять смекалку и наперед просчитывать свои шаги.
Цель игры – набрать наибольшее количество карточек.
Первый игрок бросает кубик и берет из банка монетку в соответствии с выпавшим
значением.
Важно! Если выпала монетка со звездочкой, игрок берет из банка любую монету на свой
выбор.
Не всегда замена звездочки на самую крупную монету оправдывает себя. Иногда
выгоднее взять 1 рубль и совершить покупку, тем самым повысив количество купленных
карточек, чем держать большую сумму наличных, но остаться без товара и проиграть.
После броска кубика и получения монет из банка, игрок должен попытаться купить
без сдачи одну или несколько открытых карточек товара.
Дидактическая игра: «Купи слона»
Цель: научить детей совершать простые финансовые рперации
Состав игры:
карточки – 36 шт. (47 х 47 мм)
кубики с изображением фруктов и овощей – 3 шт. (2 х 2 см)
монеты – 36 шт.
Цель каждого игрока – первым заработать 10 рублей.
Разложите все карточки стопкой и назначьте одного из игроков банкиром, который будет
по ходу игры выдавать заработанные игроками деньги.
Возьмите верхнюю карточку из колоды и бросьте сразу 3 кубика. Выпавшие значения
показывают, на какие товары есть спрос. Каждый из таких товаров можно продать за 1
рубль.
Если у игрока есть товары, выпавшие на кубиках, то игрок отправляет их карточки в сброс
и получает деньги из банка игры. Не продавать товар, если он есть у игрока, нельзя. Если
у игрока нет карточек, выпавших на кубике товаров, то он не может ничего продать в этот
ход.
Победителем становится тот, кто первым заработает 10 рублей.