Напоминание

формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности


Авторы: Лезговко Елена Александровна, Елена Александровна Лезговко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45/2
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного

возраста в игровой деятельности

Лезговко Елена Александровна педагог высшей педагогической категории, воспитатель

МБДОУ №45/2 Курганской области г.Курган

Финансовая грамотность дошкольников — это финансово-экономическое образование

детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие

нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Применять финансовую грамотность можно уже в младшем дошкольном возрасте,

именно в этом возрасте ребёнок знакомится с деньгами. Первое понимание денег как

инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года.

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому

интерес, обычно это возраст 5–6 лет. К этому времени у них начинает развиваться

логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых

Нередко мы слышим в магазине «Хочу, купи…» и видим растерянное лицо ребенка, когда

родители говорят, что у них нет денег, и тут же достают кошелек и расплачиваются на

кассе за свои покупки.

Поэтому – приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из

сложных и в то же время важных проблем.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в

дошкольный период, определяется рядом причин:

-игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла свое значение.

-включение в учебную деятельность у детей идет медленно (многие дети не знают, что

такое «учиться»).

-возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и

произвольностью внимания, преимущественно с непроизвольным развитием памяти,

преобладанием наглядно – образного типа мышления.

-имеется недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Основная форма обучения – игра, именно через нее ребенок осваивает и познает мир.

Для знакомства расходования денег семьи можно использовать дидактическую игру:

«Финансовая грамотность – расходы и доходы»

Аннотация: в данной игре дается определение понятию «финансовая грамотность»,

которая поможет обьяснить дошкольникам, отхуда приходят деньги в семью и на что они

расходуются. Какой маленький вклад в семейный бюджет может сделать ребенок?

А также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников

посредством игровой деятельности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, денежные средства, ежедневные,

ежемесячные, непредвиденные и сезонные расходы, обязанности детей.

Дидактическая игра: «Финансовая грамотность – доходы и расходы»

9 обобщающих карт и 36 карточек лото. Игрокам поровну раздаются обобщающие карты

лото. Остальные карты перемешиваются и кладутся в стопку лицевой стороной вниз.

Устанавливается очередность ходов.

Цель игры: первым подобрать к карте лото 4 карточки (они раскладываются вокруг карты

лото).

Ход игры: первый игрок берет верхнюю карточку из стопки. Если она подходит к карте

лото, игрок забирает ее себе и поясняет свой выбор. Если карточка не подходит, она

кладется под низ стопки (второй вариант: игрок находит кому она подходит, и тот себе

забирает), ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не

закончатся карты в стопке. В конце игры выполняется самопроверка: цвет фигур на картах

должен совпасть с фоном карты лото. Кто быстрее всех соберет карточки к карте лото, тот

победитель.

Игра разработана в соответствии ФГОС и предназначена для детей дошкольного и

младшего школьного возраста.

Дидактическая игра: «Денежка без сдачи»

Количество игроков от 1 до 5 человек.

Состав игры:

кубик с изображенными на гранях

номиналами монет – 1 шт. ,

карточки товаров с ценниками – 14 шт. ,

монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей – 52 шт.

Подготовка к игре

Поместите все деньги в банк. Затем тщательно перемешайте карточки товаров, снимите 3

верхние карты и положите их на столе картинками вверх, чтобы игроки хорошо видели

ценники на каждой из них. Оставшуюся стопку карт положите рядом рубашкой вверх.

Проведите жеребьевку и определите, в каком порядке будут ходить игроки. Главное

правило игры – товар можно купить строго без сдачи.

Это правило вынуждает игроков постоянно сравнивать свои финансовые возможности с

ценниками товаров и придерживаться определенной стратегии, в которой им важно

проявлять смекалку и наперед просчитывать свои шаги.

Цель игры – набрать наибольшее количество карточек.

Первый игрок бросает кубик и берет из банка монетку в соответствии с выпавшим

значением.

Важно! Если выпала монетка со звездочкой, игрок берет из банка любую монету на свой

выбор.

Не всегда замена звездочки на самую крупную монету оправдывает себя. Иногда

выгоднее взять 1 рубль и совершить покупку, тем самым повысив количество купленных

карточек, чем держать большую сумму наличных, но остаться без товара и проиграть.

После броска кубика и получения монет из банка, игрок должен попытаться купить

без сдачи одну или несколько открытых карточек товара.

Дидактическая игра: «Купи слона»

Цель: научить детей совершать простые финансовые рперации

Состав игры:

карточки – 36 шт. (47 х 47 мм)

кубики с изображением фруктов и овощей – 3 шт. (2 х 2 см)

монеты – 36 шт.

Цель каждого игрока – первым заработать 10 рублей.

Разложите все карточки стопкой и назначьте одного из игроков банкиром, который будет

по ходу игры выдавать заработанные игроками деньги.

Возьмите верхнюю карточку из колоды и бросьте сразу 3 кубика. Выпавшие значения

показывают, на какие товары есть спрос. Каждый из таких товаров можно продать за 1

рубль.

Если у игрока есть товары, выпавшие на кубиках, то игрок отправляет их карточки в сброс

и получает деньги из банка игры. Не продавать товар, если он есть у игрока, нельзя. Если

у игрока нет карточек, выпавших на кубике товаров, то он не может ничего продать в этот

ход.

Победителем становится тот, кто первым заработает 10 рублей.



В раздел образования