Напоминание

Инкультурация как процесс приобщения личности к культуре.


Автор: Басина Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Инкультурация как процесс приобщения личности к культуре.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инкультурация как процесс приобщения личности к культуре.

Актуальность темы исследования обусловлена кризисом культуры как

социального выражения духовной жизни индивидов и особого способа

регулирования межчеловеческих отношений. Этот кризис захватывает все

сферы общественной жизни, но самую большую опасность он представляет в

системе образования – там, где существует преемственность поколений, где

происходит

ее

межпоколенная

трансмиссия.

Особое

место

в

системе

трансмиссии

культуры

отводится

субкультуре

детства,

период,

когда

закладываются основы будущих успехов или трагедий всего человечества.

Детство – это отношение культурной общности взрослых людей к детям в

форме различных программ развития, оздоровления детей, включения их в

социокультурное

пространство.

При

этом

современные

исследователи

неоднократно отмечали, что мир детства катастрофически сокращается, что в

него входят принципы утилитарного, технократического мира взрослых:

прагматизм, цинизм, жестокость, одиночество и т.п. Раннее приобщение к

знаковым, символическим формам деятельности ведет к тому, что духовность

вытесняется разумностью, которая в конечном итоге выступает против самого

человека.

За многие тысячелетия люди научились постигать основы общения и

семейно-бытовых отношений, осваивать общекультурные знания. Процесс

инкультурации личности является условием эффективного развития общества.

Становление личности предполагает как минимум, три взаимопроникающих,

но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры –

хоминизация (овладение индивидом человеческого поведения), и социализация

и инкультурация. Этап инкультурации связан с формированием у человека

эстетического

отношения

действительности

и

искусства,

способности

восприятия

ценностей

культуры;

овладением

умениями

и

навыками

художественного творчества, внесение эстетических начал в быт и досуг, -

считает М.А. Ариарский. [1]

Инкультурация – это процесс приоющения индивида к культуре, усвоения

им существующих привычек, паттернов поведения, свойственных данной

культуре. [3]Термин «инкультурация» введен М.Д.Херсковицем в 1948году.

Близким к понятию инкультурация, является термин «социализация», тем

не менее, исследователи проводят между ними различие. Социализация

обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы

страну он не выехал или не переехал навсегда, он обязан иметь элементарные

представления

о

социальной

структуре

и

стратификации

общества,

распределении

людей

по

классам,

способах

зарабатывания

денег

и

распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического

устройства государства и т.п. Инкультурация – это обучение человека

традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Если социализация рассматривается как процесс освоения индивидом

социального опыта человечества, то инкультурация как процесс освоения

позитивного опыта, процесс приобщения к культуре, в ходе которого ребенок

должен освоить, прежде всего, все ценное, позитивно значимое в историческом

опыте человечества. В то же время, в процессе инкультурациипроисходит

встреча ребенка не только с миром культуры, но и миром антикультуры. Для

периода детства это имеет большое значение, поскольку у ребенка еще не

сложилась прочная шкала ценностей, и убеждений. [4]На индивидуальном

уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе

подобными

родственниками,

друзьями,

знакомыми

и

незнакомыми

представителями данной культуры, у которых ребенок сознательно или

бессознательно учится, как следует вести себя в разнообразных жизненных

ситуациях. Инкультурация происходит несколькими путями. Она может

происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за

подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя

люди в подобных ситуациях.Социализация – это врастание в общество,

становление человека социального. Конечный результат социализации –

личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление

человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Как в социализации, так и в инкультурации принято выделять две

основные стадии: первичную или детскую (включая подростковый возраст) и

вторичную или социализацию взрослых, из них наиболее важной считается

первичная. Эта ступень рассматривается как один из ключевых механизмов,

обеспечивающих

стабильность

культуры.

На

этом

этапе

дети

впервыеосваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые

элементы своей культуры. Задача взрослых здесь – сформировать у нового

поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной

жизни. Для этого периода в любой культуре существуют специальные

приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании

детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким

показательным примером такого рода может служить феномен игры.

Инкультурация

проявляется

как

многомерный

процесс,

в

котором

исследователи выявляют следующие аспекты. Во-первых, инкультурация

предстает как единство биопсихического и социального аспекта развития

личности ребенка. Речь о том, что кроме различных форм культуры, которые

базируются на биопсихическом субстрате человека (физическая культура,

медицинская, культура чувств, питания и т.п.).Во-вторых, и взрослая и детская

субкультуры являются объектами двойного освоения со стороны ребенка. Чаще

всего этот процесс осуществляется в игровой деятельности, где ребенок

овладевает знаниями и умениями, на доступном ему уровне.В-третьих,

инкультурация детства может проходить как под руководством взрослых, так и

при его самодеятельностной инициативе. В первом случае возникают сложные

отношения ребенка с позициями взрослых. Во втором ребенок представлен

самому

себе

и

потому

его

воображение

и

потенциал

максимально

актуализируется. В-четвертых, в ходе инкультурации ребенок имеет дело не

только с миром своей этнической культуры, но и с элементами других

этнических

культур.При

сознательной

ориентации

на

полиэтническую

педагогику возможно активное включение детей в мир культуры других

народов, что способствует преодолению опасности этноцентризма.[2]

Следует также отметить, что педагогической литературе инкультурация

трактуется в основном в функционально-технологическом аспекте: приемы,

способы,

технологии,

применяемые

в

образовательно-обучающе-

воспитательном процессе. При этом авторы часто недооценивают роль внешней

среды, предметно-пространственного окружения, материально-общественной и

материально-индивидуальной атрибутики. На практике же вхождение личности

в культуру происходит как по каналам освоения духовного богатства, так и по

каналам приобщения ко всей системе материальной культуры.

Литература

1Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 1999. – 86-87 c.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: «Педагогика» - 1988. – 182с.

3. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция в сфере досуга. – Казань, 2001. – 71-72 с.

4.Федотов Е.В. Учитесь убеждать. – Горький: Знание, 1987. – 24с.



В раздел образования