Автор: Горбунова Наталья Геннадиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: г. Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: Составление описательного рассказа о диких животных
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Составление описательного рассказа о диких животных
Задачи:
Образовательные:
Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
Развивающие:
Уточнить представления о диких животных наших лесов;
Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие
«Дикие животные»;
Упражнять детей в образовании названий детенышей диких животных;
Развивать связную речь и навык составления описательных рассказов;
Развивать общую моторику, координацию речи с движением;
Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Оборудование:
картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, еж,
медведь); игрушка Старичок Лесовичок; картинки-загадки с хвостами животных; схема
для составления описательного рассказа на каждого ребенка; карточки с изображением
взрослых животных и их детенышей на каждого ребенка.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
Игра «В каком порядке?»
Логопед вывешивает на доску картинки пяти диких животных - лисы, волка, ежа,
зайца, медведя.
Логопед. Дети, внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь запомнить,
кто за кем идет. Закройте глаза. (логопед меняет местами одну – две картинки). Что
изменилось?
Логопед. Лиса, волк, еж, заяц, медведь - кто они все вместе? Почему этих животных
называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают
пищу, боятся человека и могут напасть на него).
II.
Основная часть
1.
Объявление темы
Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в осенний лес вместе со Старичком
Лесовичком (логопед демонстрирует куклу) и поговорим о диких животных.
2.
Вводная беседа
На Земле обитает множество разных животных. Они по-разному получают
необходимую для жизни энергию. Одни едят растения, а другие ради пропитания ловят
животных. Звери- хищники вооружены когтями и зубами и умеют быстро бегать. Есть
животные, которые охотятся в одиночку, а есть и те, кто выслеживает добычу совместно.
Место, где живет животное, называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то
животное погибнет. Сегодня многие животные находятся на грани вымирания, а значит,
могут исчезнуть навсегда. Надо бережно относиться к природе, животным. Не мусорить в
лесу и не разводить костров.
Логопед: А теперь вместе со Старичком Лесовичком отправляемся в его лесное царство.
Ой, что это? Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики выглядывают.
Давайте попробуем угадать животных, которые прячутся от нас. Посмотрите внимательно
и расскажите, чей хвост выглядывает и какое там животное.
3.
Игра «Кто спрятался?»
Образование притяжательных прилагательных.
Это лисий хвост. За елью прячется лиса.
Это заячий хвост. Под кустом прячется заяц.
Это беличий хвост. В дупле прячется белка.
Это волчий хвост. За пнем прячется волк.
Это медвежий хвост. Медведь стоит за кленом.
Логопед: Старичок Лесовичок поговорил со своими друзьями, и они теперь больше нас
не боятся. Первым пришел медведь.(Выставляет на доску изображение медведя). Давайте
порадуем Лесовичка и расскажем ему, как много мы знаем о диких животных.
4.
Составление рассказа по таблице
Логопед предлагает детям, рассмотреть таблицу и рассказать, как выглядит
медведь.
Например: «Это медведь. Медведь - дикое животное. Он большой, бурый,
косолапый, мохнатый, толстолапый, неуклюжий, когтистый, у него маленький хвост.
Медведь любит мед, малину, рыбу. Зимой спит в берлоге. У медведя детеныши -
медвежата».
5.
Динамическая пауза «Папа, мама и ребенок»
На охоту вышли волки,
Дети, широко шагая, идут по кругу.
Волки вышли из-за елки.
Волк, волчица и волчонок, Дети идут по кругу при этом на каждое название
животного делают шаг.
Папа, мама и ребенок.
Три колючих колобка
Приседают, согнув спины.
Притаились у пенька.
Двигаются по кругу вприсядку.
Еж, ежиха и ежонок,
Папа, мама и ребенок.
Три пушистых рыжих шкурки Дети, широко шагая, идут по кругу.
Дружно вышли на прогулку.
Лис, лисица и лисенок, Дети идут по кругу при этом на каждое название
животного делают шаг.
Папа, мама и ребенок.
6.
Игра «У кого – кто?»
Логопед раздает карточки для выполнения задания и просит, чтобы дети соединили
линиями взрослых животных с их детенышами.
III Итог занятия
Логопед. С кем мы сегодня путешествовали по лесу? Как нужно относиться к
животным и среде их обитания? В какие игры играли?