Авторы: Сысойкина Евгения Николаевна, Лукьянова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ гимназии "ОЦ" ГАРМОНИЯ"г.о. Отрадный" Детский сад №13"
Населённый пункт: г. Отрадный Самарской области
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ «ПО СЛЕДАМ ШАПОКЛЯК»
Раздел: дошкольное образование
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ
«ПО СЛЕДАМ ШАПОКЛЯК»
Лукьянова Светлана Геннадьевна, воспитатель
Сысойкина Евгения Николаевна, воспитатель
СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный
Самарской области «Детский сад № 13»
e-mail: sad
13@
bk
.
ru
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает
нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива,
способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать
успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности
прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из
лучших школ характера»
Анатолий Шапиро
Цель
мероприятия:
Повышение
компетентности
родителей
в
организации
работы
по
развитию
познавательной
активности
старших
дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи:
- заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим
миром через экспериментальную деятельность;
-
сформировать
представления
о
правильной
организации
экспериментирования с дошкольником;
- обучить основным этапам исследовательской деятельности: умение
видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи,
самостоятельно действовать на этапах исследования.
Предварительная
работа:
анкетирование
родителей
«Детское
экспериментирование в семье»
(Приложение № 1).
Материал и оборудование: костюмы (Чебурашка, Крокодил Гена и
Шапокляк), две двухлитровые пластмассовые бутылки и три поллитровые,
магнит, декоративная река, три рюкзака, карта местности,
много камней, три
деревянные заготовки, контейнер с водой, песочные часы, детские рации,
песок, ватные диски или вата, щебень, шнурок, стенд фиксации опытов и
экспериментов, пол литровый стакан с грязной водой.
Ход мероприятия
Воспитатель 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас
сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Воспитатель 2: Дошкольный возраст – это начало всех начал. И именно
экспериментальная деятельность играет большую роль во всестороннем
развитии детей. Именно в процессе проведения опытов ребенок самостоятельно
выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить, сам предлагает
возможные решения и доказывает их возможность, исходя из данных, делает
выводы.
Таким образом, экспериментирование, как деятельность, активно
развивает познавательную активность, инициативность и самостоятельность
ребенка.
Воспитатель 1: Вы, родители, являетесь нашими единомышленниками.
Если мы, взрослые, сформируем у них эти качества, то наши дети будут
успешны и дальше. Поэтому очень важно, чтобы процесс экспериментирования
был непрерывным, как в детском саду, так и дома. Именно поэтому мы
пригласили вас на родительское собрание в форме игры-путешествия «По
следам Шапокляк».
Воспитатель 2:
Начнем наше собрание с результатов анкетирования:
большинство
родителей
знают
и
заинтересованы
экспериментальной
деятельностью детей, считают важным развивать познавательный интерес
ребенка, и хотят узнать, как это сделать в домашних условиях.
Воспитатель 1: Приглашаем вас окунуться в детство, побыть детьми и
отправиться в интересное путешествие! Мы все знаем, что дети любят героев
из мультфильмов. Вот и мы пригласили сегодня Чебурашку, Крокодила Гену и,
кончено, Шапокляк, которая любит ставить различные препятствия на их пути.
Воспитатель 2:
Для этого нужно быть внимательным и собранным,
принимать быстро решения и помогать друг другу! Вы готовы отправиться в
путешествие? (ДА) Тогда в путь!
Крокодил Гена: Перед тем, как отправится в путешествие, нам нужно
рассмотреть карту местности, чтобы наш путь был легким. Итак, Чебурашка,
неси карту и будем смотреть наш путь.
Чебурашка: Гена, посмотри, на карте есть река, но мы здесь не пойдем,
потому что я не умею плавать. (Герои вместе с родителями выбирают путь).
Оказывается, старуха Шапокляк подменила им карту в рюкзаке, пройдя
небольшое расстояние, на пути путешественников все-таки появляется река
(разворачивают декоративную реку).
Крокодил Гена:
А как же нам попасть на тот берег? (Родители
предлагают разные варианты ответов).
Тем временем, пока родители предлагали свои варианты, Шапокляк нашла
много камней и предложила им, перебраться на тот берег с помощью них. Но
кинув камень в воду, он пошел ко дну.
Родители приходят к выводу, что Крокодилу Гене и Чебурашке можно
переплыть на бревнах, которых очень много в лесу.
Шапокляк: Ха-ха-ха, они то же пойдут ко дну, как и камни.
Эксперимент № 1 «Плавучесть разных материалов»
Цель:
Формировать к исследовательской работе и интерес к неживой
природе (камням и дереву), развивать умение обследовать свойства предметов
(тонет-не тонет в воде.) Совершенствовать познавательные способности,
логическое мышление и связную речь.
Материал
и
оборудование:
камни,
три
деревянные
заготовки,
контейнер с водой.
Процесс: Родители подходят к столу. Перед ними контейнер с водой,
попробуйте опустить с начало камни, потом деревянные заготовки воду. Что с
ними произойдет? Мы видим, что камень сразу упал на дно, а деревянные
заготовки, плавают на поверхности воды.
Вывод: Шапокляк, камни тяжелее, чем вода, а бревна легче. Вот поэтому
мы на них будем перебираться.
Родители берут с собой Шапокляк в дорогу, но она и здесь строит им
козни – выбрасывает рюкзак со всеми принадлежностями в реку.
Чебурашка и Крокодил Гена: Зачем же ты это сделала? Нам эти все вещи
пригодятся в пути. Родители, как нам их достать? А сможем мы дышать под
водой? Что нам нужно для дыхания? Как захватить с собой воздух для
дыхания? Может что-нибудь есть на полянке?
Родители приходят к выводу, что это пластиковые бутылки.
Крокодил Гена: А, точно в них есть воздух? Там же ничего не видно?
Давайте проверим, есть ли воздух в бутылках.
Эксперимент № 2 «Поиск воздуха в бутылке»
Цель:
Расширять
представления
детей
о
физических
свойствах
окружающего мира и накапливать конкретные представления о свойствах
воздуха и воды. Формировать умение, делать выводы, выдвигать гипотезы,
активизировать словарь дошкольников.
Материал и оборудование: пластмассовые бутылки, контейнер с водой,
Процесс: - Берём бутылочки и опускаем их в контейнер с водой кверху
дном. Что вы видите? (ответы родителей)
-Правильно, из бутылки на поверхность поднимаются пузырьки. Как вы
думаете, что в пузырьках? (ответы родителей).
-Подумайте, почему выходит воздух?
(ответы родителей).
- Как вы думаете, помогут нам пластиковые бутылки запастись глотком
воздуха? (ответы родителей).
Вывод:
вода выталкивает воздух, заполняет бутылку и вытесняет его.
Троих родителей совместными усилиями снаряжают водолазами:
надевают рюкзаки и запасаются бутылками с воздухом.
Крокодил Гена: Но воздуха, взятого с собой, хватит только на одну
минуту. Как засечь время, чтобы вернулись родители живые и здоровые?
(Варианты ответов). Останавливаются на песочных часах.
Трое родителей «ныряют» на речное дно, а оставшиеся следят за
песочными часами, дают советы водолазам по рации. Водолазы отыскивают
рюкзак с принадлежностями.
Чебурашка:
Спасибо! Наш рюкзак спасен, теперь можем мы можем
продолжить свой путь.
Крокодил Гена: Я хочу пить.
Чебурашка: А воды то мы не взяли, как же быть нам?
Шапокляк: А вы попейте воду из речки!
Чебурашка: Нельзя ее пить, она грязная!
Крокодил Гена:
Уважаемые родители, подскажите нам, как можно
очистить воду с помощью подручных средств (варианты ответов).
Родители с помощью карточки-помощницы проводят эксперимент.
Эксперимент № 3 «Очистка воды»
Цель:
Познакомить детей со способами очистки воды, воспитывать
доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, умение работать
в
коллективе.
Материал и оборудование: пол литровый стакан с грязной водой, две
бутылки, канцелярский нож, щебень, песок, ватные диски или вата.
Процесс:
Нам потребуется две пластиковые бутылки, песок, ватные диски
или вата. Берем бутылку, отрезаем дно - это будет воронка. Далее у другой
бутылки отрезаем только горлышко - это будет емкость для фильтрованной
воды. Первый слой в воронку кладем вату, хорошо утрамбовываем ее, второй
слой песок и третий слой щебень. Аккуратно наливаем грязную воду в воронку
и ждем результат.
Вывод: фильтр - вата, песок и щебень задерживает мелкие кусочки грязи и
мусора, вода становится прозрачной.
Крокодил Гена: Спасибо за чистую воду, можно отправляться дальше!
Чебурашка: Ой, посмотрите, какой интересный железный ключик лежит в
воде, но она грязная и я не хочу пачкать руки. Уважаемые родители, может вы
поможете достать его?
Шапокляк: - Ой, у меня есть в сумочке очень интересный предмет, к
которому почти все липнет, особенно железные предметы.
Эксперимент № 4 «Достань ключик, не намочив рук»
Цель:
расширить
и уточнить представления о свойствах магнита.
Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Материал и оборудование: магнит, контейнер с водой, шнурок, железный
ключ.
Процесс: - Уважаемые родители! Как вы думаете, а можно ли достать
ключ и при этом не замочить руки. ( ответы родителей)
Опустите в контейнер с водой металлический ключ, и при помощи магнита
со шнурком постарайтесь достать его.
Вывод:
Вывод: магнит имеет свойства притягивать металлические
предметы.
Чебурашка
и
Крокодил
Гена:
И
на
этом
наше
путешествие
заканчивается. Мы возвращаемся домой.
Рефлексия
Проводят рефлексию с использованием авторского стенда фиксации
опытов и экспериментов. Фиксируют все проведенные эксперименты на
стендах, а в конце с помощью смайликов дают обратную связь родителям
(Значимо ли данное направление в работе с дошкольниками? Было ли
познавательно данное мероприятие? Что было самым трудным? Согласны ли
дальше принимать участие в мероприятиях по опытно-экспериментальной
деятельности? и т.д.).
Воспитатель 1: Спасибо, дорогие родители за вашу активную позицию
в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей, не зря мы с
вами имеем такие прекрасные результаты: диплом II степени регионального
фестиваля исследовательских работ дошкольников и учащихся первых классов
«Я узнаю мир» в 2022году в городе Отрадный. Диплом
победителя I степени
Регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и
творческих
проектов
дошкольников
и
младших
школьников
«Я—
Исследователь» в Самарском медико-техническом лицее 2023 год. Диплом I
степени
в
XV
региональном
Фестивале
исследовательских
работ
дошкольников и обучающихся 1 классов «Я узнаю мир» 2024 год.
Воспитатель 2: Также вы участвовали в конкуре «Экспериментируем
дома», где одержали три победы. А также «Экспериментируем на улице». Где
заняли два призовых места, и одно участие.
Воспитатель 1: Надеемся на дальнейшее сотрудничество и ждем новых
побед!
Список литературы:
1.
Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов
в
детском
саду:
Пособие
для
работников
дошкольных
учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
3.
Мартынова
Е.А.,Сучкова
И.М.
Организация
опытно-
экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:-Волгоград: Учитель, 2011.
4.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего возраста:-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Приложение № 1
Анкета «Детское экспериментирование в семье»
1. ФИО родителя__________________________________________________
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш
ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
(выберете нужный ответ):
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
4. Как вы поддерживаете интерес
ребенка к экспериментированию
(выберете нужный ответ):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
5. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш
ребенок?_______________________________________________________
6. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
7. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
8. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию
(нужное подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.