Автор: Вершинина Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №14 "Колосок"
Населённый пункт: Хутор Большой Лог
Наименование материала: Конспект по развитию речи
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:
Образовательные:
•
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении,
повадках.
•
Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц (по
внешнему виду, голосам)
•
Расширять словарный запас по теме.
•
Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
•
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными
предложениями.
•
Знакомить с новыми словами: орнитолог, паспорт.
•
Совершенствовать грамматический строй речи : учить образовывать
качественные прилагательные.
•
Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие,
внимание, память, логическое мышление, общую моторику.
Воспитательные:
•
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в
зимних условиях.
Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов,
загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса
птиц»,
силуэты
птиц,
картинки
с
изображением
корма
для
птиц,
видеописьмо, изображение птиц в формате презентации.
•
Организационный момент. (дети стоят в кругу)
В круг с тобой мы дружно встанем,
Руки к другу мы протянем
Скажем: - «Здравствуйте, друзья!»
Будь здоров и ты, и я!
1. Создание игровой мотивации.
-Ребята, кто готов отгадать загадку?
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)
-Правильно, ребята хотите узнать о птицах?
(Звучит звук письма) (Дети подходят к экрану)
-Что это за звук? Ого! К нам пришло письмо. -Ребята, давайте посмотрим
видеописьмо. (На презентации видеописьмо)
Видеописьмо: "Ребята, мы, дети младшей группы на прогулке видели разных
птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы
помочь птицам, подкормить их, но мы ничего о них не знаем. Мы просим вас
рассказать нам о птицах, ведь вы старше нас.. На вас вся надежда. "
-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)
- Правильно, его прислали дети младшей группы, которым нужна помощь.
Ребята вы хотите им помочь (Ответы детей).
А теперь проходите и садитесь на стульчики.
-Ребята, а вы знаете человек, изучающий птиц называется - орнитолог. Он
наблюдает за их поведением. Интересно? Предлагаю вам сегодня стать
орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и
многое узнали о них.
-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они
пишут статью, работу или книгу, а мы с вами сделаем паспорт зимующих
птиц . У каждого человека есть паспорт (показать паспорт)- это такая
книжечка, где есть фотография, написано где человек родился и где живет. Я
думаю, паспорт поможет детям младшей группы узнать о зимующих птицах.
Посмотрите на экран, какие птицы вам знакомы? Ребята как мы называем
птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).
А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все
под снегом.)
А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать ?
Ну –ка, ребятки , отгадайте мои загадки
Загадки про зимующих птиц. (изображения птиц на экране)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает. (воробей)
Воробей –- серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой.
Издаёт разнообразный щебет, чириканье. (Звучит голос воробья)
Давайте повторим как чирикает воробей.
(Ответы детей)
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её? (синица)
Синица –- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и
кустарников, ягоды. . А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса
синицы). Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Давайте
повторим писк синички.
(Ответы детей).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)
Ворона –- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная,
хитрая). она
всеядна:
питается
остатками
пищи,
семенами,
ягодами.
Послушайте как разговаривает ворона, давайте повторим.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине.
Он появится опять. (снегирь)
Снегирь –- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым
снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и
крылья.
питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников, ягодами,
семечками арбуза и тыквы.
Дятел -.Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел).. Он часто стучит по дереву, зачем он
это делает?
- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
А сейчас давайте поиграем в мяч игра называется «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк, снегиречек…
Синица - синичка, синичушка, синиченька…
Воробей – воробейчик, воробушек…
Ворона – воронушка, воронка…
Дятел – дятлушка…
Молодцы ребята!
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним какие
части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).
-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только
птицы? (Летать.)
Д/ И «Найди ошибку»
А теперь пройдите к столу и возьмите две картинки посмотрите и скажите,
что перепутал художник?
Кто угадает, что не так на картинках?
Подумайте и скажите:
- Для чего птицам клюв?
- Зачем птицам крылья?
- Зачем птицам нужен хвост?
- Для чего птицам лапки?
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Д/И «Верю – не верю»
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, вот вам сигнальные
сигнальные карточки.
Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете зеленый огонёк.
Если не верный ответ, то красный.
У птицы тело покрыто шерстью? (не верно) А чем покрыто тело птиц?
(Перьями) Значит как еще можно назвать птиц? (пернатые)
У птицы есть клюв? (Верно)
У синицы жёлтая грудка? (верно) Значит она какая? (желтогрудая)
У воробья длинный хвост. (не верно) А какой ? Короткий. Значит воробей
какой ? (короткохвостый)
У сороки длинный хвост? (верно) Значит она какая? (Длиннохвостая)
У снегиря желтая
грудка? (не верно) А какая? Значит снегирь какой?
(Красногрудый)
Снегири любят сало (не верно) А что любят снегири? (любят ягоды рябины)
Ворона – это маленькая птичка?
Молодцы не ошиблись.
А теперь давайте пройдем к мольберту и сделаем для малышей Паспорт
зимующих птиц.
Возьмите понравившуюся вам цветную
птичку, найдите ее силуэт на
мольберте и прикрепите .
Илья, какую птичку ты приклеил? что ты о ней можешь сказать? т.д.
-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.
III Рефлексия с использованием кубика Блума.
ПОДЕЛИСЬ -Кем мы с вами сегодня были?
ОБЪЯСНИ -Кому мы помогали?
Н АЗОВИ – Назови, что мы сделали для детей младшей группы?
ПОЧЕМУ- Почему надо подкармливать птиц зимой?
ПРИДУМАЙ – Чем мы можем помочь птицам?
ПРЕДЛОЖИ- Какой корм надо положить в кормушку для птиц?
-Сегодня вечером, мы сходим к детям младшей группы и передадим им "Паспорт
зимующих птиц, который мы составили".