Автор: Абрашина Людмила Михайловна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ФГКОУ УГСВУ МО РФ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход к организации системы контроля по информатике"
Раздел: полное образование
Компетентностный подход
к организации системы контроля
по информатике
“Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового”.
С. Пейперт
Понятия
“компетентностный
подход”
и
“ключевые
компетентности”
получили
распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации Российского
образования. В материалах “Модернизации образования” компетентностный подход к
обучению выдвигается в противоположность концепции “усвоения знаний”.
Понятийный
аппарат,
характеризующий
смысл
компетентностного
подхода
в
образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные
черты этого подхода. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели-
векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и
развитие
индивидуальности.
В
качестве
инструментальных
средств
достижения
этих
целей выступают компетентности, компетенции и метакачества.
Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное
выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать
на практике свою компетентность. Компетентность – это категория, принадлежащая
сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.
Компетентность можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную
деятельность. Знания,
навыки,
способности,
мотивы,
ценности
и
убеждения
рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но и сами по себе
еще не делают человека компетентным. Ядром компетентности являются деятельностные
способности – совокупность способов действий.
В общем случае можно сказать, что в основу понятия “компетентный человек” взята
способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем,
проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
Технологию
конструирования
компетенций,
которую
предложил
А.В.
Хуторской,
можно представить следующим образом:
определение ключевых компетенций в каждом учебном предмете;
проектирование предметных образовательных компетенций;
проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень
учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных
программах, учебниках и методиках обучения.
Таким образом, меняется смысл термина “развитие” и принципиально меняется
позиция
учителя,
направленная
на
формирование
“развивающего
пространства”,
где
основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков, а
набор ключевых компетенций.
“Самое главное в жизни – это собственный опыт”.
В. Скотт
А.В.
Хуторской
в
понятие образовательной компетенции включает совокупность
смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в
практику обучения как раз позволит решить проблему, когда учащийся, овладев набором
теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных
задач или проблемных ситуаций. Следовательно, компетентностный подход усиливает
прикладной,
практический
характер
всего
школьного
образования,
в
том
числе
и
предметного обучения. Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения “отдаленного
эффекта” школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс
употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые
должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических
ситуаций и проблем.
В
результате
традиционная
триада
дополняется
новой
дидактической
единицей:
Знания – Умения – Навыки + Опыт деятельности.
Следовательно,
основной
целью
образования
становится
“выращивание”
личностного
потенциала
ученика,
а компетентностный подход рассматривается как
фактор повышение качества образования.
В этих условиях возрастает значимость информатики как фундаментальной науки и
как предмета, так как именно на уроках информатики даже в большей степени, чем на
других учебных предметах, формируются те стороны современной личности, которые
востребованы информационным обществом сегодня.
Перед предметом информатики стоят следующие цели:
формирование информационной культуры учащихся на всех этапах
обучения
с
использованием
всех
форм
основного
и
дополнительного
образования для обеспечения общекультурной компетентности выпускников;
раскрытие
потенциала
информационных
и
коммуникационных
технологий для решения познавательных проблем и “жизненных” задач с целью
обеспечения уровня методологической компетентности выпускников;
формирование
у
обучающихся
системно-информационного
восприятия мира, стремления к продолжению образования, самообразованию
для
обеспечения
в
дальнейшем
социальной
адаптации
в
информационном
обществе и успешной профессиональной и личностной самореализации.
Основными
целями
рассматриваемого
компетентностного
подхода
к
обучению
информатике
являются
индивидуализация
учебной
деятельности
гимназистов
и
интеллектуальное
развитие
личности
за
счет
создания
модели
“развивающего
пространства” и обогащения деятельностного опыта учащихся.
Компетентностный
подход
требует
от
учителя
переосмысления
целей
и
задач
обучения,
пересмотра
образовательных
технологий,
предъявляет
определенные
требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном
процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые
характеризуются
наличием
дифференцированного
подхода,
отсутствием
жесткой
заданности
условий
и
требований,
многовариантностью
исходных
данных
и
путей
решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.
Организация
контроля
является
важнейшей
составной
частью
педагогического
процесса, так как выполняют основную роль – работает на повышение качества знаний.
Современное состояние информатики позволяет по-новому взглянуть на методы
контроля эффективности обучения. Чаще всего для этого используются словесные и
письменные методы. Но в школьной информатике около 30% составляет теоретический
материал, остальная часть приходится на практику. И если знания контролируются с
помощью распространенных методик (преимущественно тесты или контрольные работы),
то
как
проверить
сформированность
практических
навыков
работы
с
компьютером?
Недооценивается роль практических и исследовательских методов, с помощью которых
можно
проверить,
как
учащиеся
справляются
с
решением
творческих
и
экспериментальных задач, выяснить глубину и прочность знаний, навыков и умений,
способность применять их при выполнении учебных заданий. Кроме того, количество и
качество практических работ не соответствует требованиям современного образования.
Недостаточно внимания уделяется проблеме формирования и оценке общепредметных
знаний и умений.
Решение данной проблемы можно найти в интеграции различных методов оценки
результатов, учитывающих все три аспекта обучения: развивающий аспект (активность,
инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе); образовательный
2
аспект (полнота, прочность и широта знаний, сформированность умений и навыков);
воспитательный
аспект
(самостоятельность,
ответственность
и
умение
работать
как
индивидуально, так и в команде), т.е. требуется создание системы контроля, основу
которой составляет ведущий метод (технология). Этот метод является доминирующим,
выполняет
системообразующую
роль
–
связывает
воедино
все
локальные
приемы
и
методы, используемые на уроке.
Опыт работы подтвердил эффективность использования такой системы. Трудность
заключается в разработке задач и проектов. Это, как правило, в информатике ложится на
плечи учителя.
При
проверке знаний
в
качестве
ведущего
метода
используются
логико-
аналитические
задачи,
при
контроле
сформированности практических навыков можно
использовать
проектный
или
исследовательский
метод.
Данные
технологии
имеют
богатые
дидактические
возможности.
Принципиальным
отличием
от
традиционных
методов обучения является их многофункциональность – кроме средства обучения можно
применять для организации системы контроля: в качестве конспекта при изучении нового
материала,
как
основа
для
проекта
или
учебной
дискуссии
на
стадии
повторения
и
обобщения материала. В этом состоит новизна применения этих методов.
Используемые методы позволяют осуществить проверку знаний сразу по нескольким
темам и дают возможность оценить развитие общенаучных навыков и степень овладения
информационной технологией.
Структура задач и проектов содержат два модуля: информационный и контрольный.
Информационный модуль задач можно использовать в качестве обучающего материала по
выбранной теме, при раскрытии смысла сложных понятий, для трактовки принципов, при
разработке и (или) реконструкции классификаций.
Система контроля, созданная на основе логико-аналитических задач и проектов,
позволяет оценить качества компетентности ученика через
создание проблемных ситуаций;
метод экспертной оценки;
развернутые тесты, психологическую диагностику;
уровневую оценку компетентности.
В
содержании
задач
используются
темы
сложные
для
понимания
разделов
информатики (“Информация”, “Алгоритм”, “Информационная культура”), для раскрытия
которых, в основном, применяются лекции. Информационный модуль состоит из учебного
материала
по
конкретной
теме,
это,
как
правило,
неструктурированный
или
слабо
структурированный
текст,
который
учащийся
должен
проанализировать,
выделить
структуру и найти ключевые слова.
В контрольный модуль входят несколько разнотипных и разноуровневых заданий,
формирующих
ИКТ-компетентность
и
расположенных
в
порядке
познавательной
сложности (таксономия Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
Задачи такого типа способствует развитию способности учащихся анализировать,
сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы. При решении задач
формируются и оцениваются общеучебные навыки, осуществляется проверка развития
навыков самостоятельности, инициативы и творческого подхода.
Кроме того, при работе с текстом задачи формируется “компетентность понимания”,
которая в материалах PISA (“Программа международной оценки обучающихся”) занимает
значительное
место.
Учащимся
требуется
проявить
умения
наиболее
общего
интеллектуального характера:
уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо
известной точки зрения;
уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её,
выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;
уметь
выбрать
наиболее
взвешенную
а р г у м е н т а ц и ю ,
подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;
уметь извлекать нужную информацию из текста;
уметь обобщать факты и делать выводы;
3
уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать
на основе анализа выводы, объясняющие что-либо и т.д.
В Приложении 1 можно посмотреть пример такой задачи.
Ключевой
точкой
в
образовании
становится опыт деятельности ребенка. Метод
проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает
продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-
коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно
назвать “способностью к деятельности”. В процессе реализации проекта у учащихся
формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и
готовность к рефлексии.
Проектный
метод
используется
в
качестве
ведущего
для
проверки
уровня
практической
подготовки
учащихся
в
овладении
информационными
технологиями,
использовании эффективных методов и средств для создания информационного продукта.
Китайская пословица “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне
сделать самому это – и это станет моим навсегда” как нельзя лучше характеризует
данный вид деятельности.
В
процессе
создания
информационного
продукта
происходит
формирование
следующих уровней компетентности ученика:
уровень
исполнительской
компетентности
(правильное
создание
информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под
руководством учителя);
уровень
технологической
компетентности
(правильное
создание
информационного
продукта
по
схеме,
самостоятельно
спланированной
учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
уровень
экспертной
компетентности
(умение
обоснованно,
качественно
оценить
самостоятельно
созданный
информационный
продукт,
указав его достоинства и недостатки).
При
реализации
проекта
предполагается
применение
нескольких
программных
продуктов. Информационный
модуль
содержит
идею
(которая
исходит
от
заказчика)
создания проекта, разработку основных этапов работы над проектом,
контрольный модуль
–
задания,
которые
упрощают
работу
учащихся
(планирование)
на
пути
от
решения
поставленной проблемы до создания продукта.
В
процессе
работы
над
проектом
учащиеся
самостоятельно
приобретают
недостающие
знания
из
разных
источников,
учатся
пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения
познавательных
и
практических
задач,
приобретают
коммуникативные
умения,
работая
в
группах,
развивают
исследовательские
умения
(выявление
проблемы,
сбор
информации,
наблюдение,
анализ
и
т.д.),
системное
мышление. В настоящее время существуют различные подходы к классификации проектов
(по
доминирующей
деятельности,
по
характеру
координации
проекта,
по
продолжительности выполнения проекта и т.д.). Наиболее оптимальным представляется
применение
информационных,
исследовательских,
межпредметных
и
практико-
ориентированных проектов.
Система действий по разработке проекта включает в себя следующие этапы:
выбор темы проекта, его типа;
определение круга проблем для исследования;
поиск и обработка материалов;
оформление результатов;
защита проекта;
рефлексия.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно
или
в
диалоге
с
одноклассниками,
приобретают
особую
ценность
и
значимость.
Совместные
размышления,
поиск
истины
требуют
работы
с
дополнительными
источниками
информации,
развивают
умения
анализа,
синтеза,
обобщения.
Таким
образом,
помимо
знаний
формируются
навыки
социального
поведения
и
интереса
к
другому человеку как источнику познания.
4
Очень
важным
моментом
является
вопрос
оценивания
проекта.
Наряду
с
традиционной пятибалльной системой важно использовать и другие способы оценивания
результатов. Например, рейтинговую систему.
Рейтинговая система построена на накоплении и учете баллов за любые действия
учащихся: выступление на конференции, самостоятельное овладение знаниями, умениями,
навыками
и
разработка
по
собственной
инициативе
информационных
продуктов,
выполнение заданий сверх программы, победы в конкурсах, олимпиадах, конференциях и
пр.
Рейтинговая система инициирует творческую деятельность учащегося, активизируют
учебную
работу,
пробуждает
соревновательный
дух.
Ученик
получает
возможность
проявить
себя,
стать
лидером
в
классе
или
группе.
Для
учителя
это
возможность
объективнее
подойти
к
оценке
результатов,
проследить
динамику
усвоения
знаний
каждого учащегося, дифференцировать значимость оценок (самостоятельно выполненная
работа или под руководством учителями, творческая или исполнительская, по инициативе
учителя или по собственной, выполненная в рамках итогового контроля или оперативного.
Фактором
успешности
применения
компетентностного
подхода
является
формирование
внутренней
мотивации
обучения.
Наиболее
важным
для
успешной
познавательной деятельности учащихся являются мотивации по результату и процессу
деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных
видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемой системы контроля и
обучения. Применение перечисленных технологий позволяют создать условия для личной
заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в
самом
процессе
его
достижения,
и,
следовательно,
внутренний
результат
– опыт
деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и
умения, компетенции и ценности.
Таким
образом,
компетентностный
подход
позволяет
направить
педагогическую
деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие
информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие
личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и
рефлексии учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном
процессе.
Условия достижения результатов:
соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем
совмещения
традиционной
и
личностно-ориентированной
систем
обучения,
включая элементы проектной и исследовательской деятельности;
создание условий для формирования прогностических умений и
реализации коммуникативных качеств личности;
диагностика успешности учащихся;
создание
учебно-методического
комплекса,
в
соответствии
с
концепцией личностно-развивающего обучения;
оперативность и объективность контроля знаний;
создание ситуации успеха;
обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности
в изученном материале;
взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в
рамках дополнительного образования.
5
Приложение
Логико-аналитические
задачи
по
теме
«Информация
и
информационные
процессы»
Задача_1. Основные подходы к определению понятия «информация».
Информационный модуль
Информация (в переводе с латинского informatio - разъяснение, изложение) - это
ключевое
понятие
современной
науки,
которое
стоит
в
одном
ряду
с
такими
как
"вещество" и "энергия". Существует три основные интерпретации понятия "информация".
Научная
интерпретация.
Информация
-
исходная
общенаучная
категория,
отражающая структуру материи и способы ее познания, несводимая к другим, более
простым понятием.
Абстрактная
интерпретация.
Информация
-
некоторая
последовательность
символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую смысловую нагрузку
для исполнителя.
Конкретная
интерпретация.
В
данной
плоскости
рассматриваются
конкретные
исполнители с учетом специфики их систем команд и семантики языка. Так, например, для
машины информация – нули и единицы; для человека – звуки и образы и т. п.
Существуют несколько концепций (теорий) информации.
Первая концепция (
концепция К. Шеннона)
, отражая количественно-информационный
подход,
определяет
информацию
как
меру
неопределенности
(энтропию)
события.
Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения:
чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее
появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию
содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами.
(Наиболее ярко и
образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым).
Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика - изучение текста
с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем
не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного
действия,
для
управления
и
самоуправления.
Иными
словами,
информация
–
это
действующая,
полезная,
"работающая"
часть
знаний.
(Представитель
этой
концепции
В.Г.
Афанасьев).
В настоящее время термин «информация» имеет глубокий и многогранный смысл. Во
многом, оставаясь интуитивным, он получает разные смысловые наполнения в разных
отраслях человеческой деятельности:
в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем
мире
и
протекающих
в
нем
процессах,
воспринимаемые
человеком
или
специальными устройствами;
в
технике
под
информацией
понимают
сообщения,
передаваемые
в
форме
знаков или сигналов;
в
теории
информации
(по К. Шеннону)
важны не любые сведения, а лишь те,
которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность
знаний;
в кибернетике по определению Н. Винера информация - эта та часть знаний,
которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е.
в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
в
семантической
теории
(смысл
сообщения)
-
это
сведения,
обладающие
новизной.
Такое
разнообразие
подходов
не
случайность,
а
следствие
того,
что
появилась
необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет
общее название - информация.
Контрольный модуль
1.
Подчеркните ключевые слова, которые обозначают основные признаки разных
интерпретаций понятия «информация».
6
2.
Преобразуйте описание концепций в более компактную, наглядную и логичную
форму, сведите разные признаки в единую таблицу или схему.
3.
Придумайте свое определение «информации» и обоснуйте ее (устно).
4.
Впишите вместо (…) подходящие по смыслу слова, словосочетания или текст,
дополните примерами, где это требуется, объясните значение терминов-понятий.
Информатика – это (…)
дисциплина, которая изучает (…), происходящие в
системах различной природы, и возможность их автоматизации.
Быстрое
увеличение
объема
(…)
ставит
современного
человека
перед
проблемой умения (…).
В ХХ веке было осознано, что смысловые или (…) свойства материи являются
одной из важнейших составляющих нашего мировоззрения.
В настоящее время существуют следующие точки зрения на то, каким объектам
можно приписать смысл, а, следовательно, и информацию: смысл имеет любой
объект (…) мира; смысл можно искать только в объектах (…) природы и (…)
системах; смысл – есть (…) человеческого разума.
5.
Чем объясняется наличие различных концепций для описания одного и того же
явления? Используя научную литературу, найдите ученых, которые представляли эти
теории.
6.
Какие подходы для описания понятия «информации» существуют?
7.
В таблице перечислены основные свойства информации (столбец слева) и даны
определения этих свойств (столбец справа). Соедините стрелками соответствующие
клетки (ячейки) таблицы.
Свойства
информации
Определения
Объективность
Имеются все необходимые данные для решения
задачи или проблемы.
Актуальность
Информация
выражена
на
языке,
понятном
получателю.
Новизна
Своевременно (вовремя) доставлена.
Понятность
Логичность, непротиворечивость
Полнота
Информация не зависит от мнения конкретного
человека.
Достоверность
В
сообщении
содержатся
неизвестные
для
получателя сведения.
Вопросы
1.
Как вы понимаете термин «информация»?
2.
Что общего и чем отличаются бытовое понятие этого термина от его научной
трактовки?
Задача_2. Информационные процессы.
Информационный модуль
Любая
деятельность
человека
представляет
собой
(…)
сбора
и
переработки
информации, принятия решений на ее основе и их выполнения. Человек воспринимает
информацию
с
помощью
(…),
хранит
и
перерабатывает
ее
с
помощью
мозга
и
центральной нервной системы.
Среди
всех
информационных
процессов
можно
выделить
наиболее
(…).
К
ним
относятся передача, хранение и обработка информации.
Получаемая (…) информация всегда поступает из некоторого (…). В этом случае
говорят
о передаче информации. Информация передается по каналу передачи в виде
последовательности (…), составляющих информационное (…).
7
Обработка информации может производиться формально, руководствуясь правилами
по заданному (…). Либо применяется (…) подход, при котором создаётся новая система
действий или открываются неизвестные ранее закономерности изучаемой информации.
Информация не может (…) без своего носителя. Носитель информации - это среда,
непосредственно хранящая информацию. Заметим, что слово «носитель» означает « нести
в себе», то есть содержать, а не переносить информацию. Носителем информации о самом
себе является практически любой (…), явление, живое существо. Хранителем информации
может быть и материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага, магнитные, (…)
носители информации).
Вычислительная
техника
дает
(…)
возможности
для
организованного
хранения
информации в (…) форме: электронные, магнитные, оптические носители. Здесь играют
роль такие (…), как информационная (…), время доступа к информации, (…) хранения,
время безотказной (…).
Контрольный модуль
1.
Используя ключевые слова, восстановите информационный модуль задачи.
Ключевые слова: объект, компактной, существовать, источника, процесс, органов
чувств,
общие,
емкость,
потребителем,
надежность,
эвристический,
оптические,
огромной, показатели, алгоритм.
2.
Выберите
3-5
ключевых
слов,
которые
раскрывают
общий
смысл
понятия
«Информационный процесс».
3.
Выберите
наиболее
важную
характеристику
информационного
процесса
и
объясните их:
Целенаправленность и детерминированность;
Изменение информации во времени;
Использование информации субъектами;
Автоматизация информационного процесса.
4.
Перед
вами обобщенная схема информационных процессов. Заполните пустые
блоки, восстановите соединительные стрелки.
5.
Найдите в различных книгах определения «информации» и «информационные
процессы». Сколько различных определений вам удалось найти? Что в них общего?
Представьте результаты в виде таблицы.
6.
Защита
информации
от преднамеренного
искажения
часто
еще
называется
защитой от вандализма. Проблема вандализма проявляется в появлении таких бедствий,
как компьютерные вирусы. В таблице перечислены основные виды (столбец слева) и
методы защиты информации (столбец справа). Соедините стрелками соответствующие
клетки (ячейки) таблицы.
Виды защиты
Методы защиты
От сбоев оборудования
o
общие методы защиты информации;
o
профилактические меры;
o
и с п ол ь з о в а н и е
а н т и в и р у с н ы х
программ;
От случайной потери или
изменения информации,
хранящейся в компьютере
o
паролирование;
o
шифрование;
o
«электронные замки»;
o
совокупность
административных
и правоохранительных мер.
От преднамеренного
искажения, вандализма
(компьютерные вирусы)
o
архивирование файлов (со сжатием или
без);
o
резервирование файлов;
От
несанкционированного
o
требование подтверждения перед
выполнением команд, изменяющих файлы;
8
(нелегального) доступа к
информации, ее
использования,
изменения,
распространения
o
установка специальных атрибутов
документов и программ;
o
р а з г р а н и ч е н и е
д о с т у п а
пользователей к ресурсам системы;
o
возможность
отмены
неверного
действия
или
восстановления
ошибочно
удаленного файла.
7.
Компьютерный
вирус
представляет
собой
специально
написанный
небольшой по размерам фрагмент программы, который может присоединяться к другим
программам
(файлам)
в
компьютерной
системе.
Антивирусные
программы
можно
разделить на несколько видов: детекторы, доктора (фаги), ревизоры, фильтры и вакцины
(иммунизаторы). Объясните назначение перечисленных программ-вирусов.
8.
Определите
симптомы
заражения
вирусом
компьютера
и
оперативные
действия при заражении.
Задача_3. Многообразие видов информации.
Информационный модуль
В основе любой классификации лежит один или несколько классификационных
признаков.
В зависимости от цели исследования или изучения можно привести примеры разных
классификаций информации.
По тому, как информация воспринимается человеком:
визуальная
или
зрительная
воспринимается
с
помощью
(…)
и
позволяет
человеку различать (…);
аудиальная или слуховая информация воспринимается с помощью (…) и
позволяет человеку (…);
обонятельная информация дает возможность воспринимать информацию по
(…);
вкусовая информация воспринимается с помощью (…) и позволяет человеку
получать информацию о таких свойствах объекта, как (…);
тактильная информация воспринимается с помощью (…) и дает человеку
информацию о следующих свойствах объекта: (…).
Информация по степени значимости:
личная (т.е. для конкретного человека), например, знания, опыт, интуиция,
прогнозы, планы, чувства;
специальная (значимая для определенной группы людей), например, научная,
техническая, управленческая;
общественная
(значимая
для
большинства
членов
общества),
например,
общественно-политическая, научно-популярная, эстетическая.
По сфере применения:
экономическая;
социологическая;
географическая;
историческая
и пр.
По характеру носителя информации:
на бумажном носителе;
на магнитном носителе;
зашифрованная в молекулах ДНК
и пр.
В энциклопедическом словаре приведено определение информации: «Информация –
это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и
9
автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире,
передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму».
Исходя
из
вышеприведенного
определения,
можно
представить
еще
одну
классификацию по различным способам обмена информацией;
социальная (человек – человек);
техническая (…);
биологическая (…);
генетическая (…).
Если
речь
идет
о
технических
системах,
то
в
этом
случае
интерес
может
представлять деление на группы в зависимости от формы представления информации:
текстовая
информация,
например,
сочинение
в
тетради,
сборник
стихов, (…);
числовая информация, например, тригонометрическая таблица, дата,
(…);
звуковая информация, например, гудок автомобиля, мелодия по радио,
(…);
графическая информация, например, рисунок, диаграмма, (…).
Более
сложной
формой
представления
является
мультимедийная
информация
(многосредовая, комбинированная). Это обозначает, что (…).
Пример мультимедийной информации (…).
Контрольный модуль
1.
Впишите вместо (…) подходящие по смыслу слова, словосочетания или текст,
дополните примерами, где это требуется, объясните значение терминов-понятий.
2.
Подчеркните
ключевые
слова,
которые
обозначают
классификационные
признаки.
3.
Пронумеруйте абзацы, в которых приведены разные классификации.
4.
Преобразуйте
описание
классификаций
в
более
компактную,
наглядную
и
логичную форму, сведите разные классификации в единую таблицу или схему.
5.
Придумайте классификационный признак и приведите свою классификацию
информации. Обоснуйте свою классификацию (устно).
6.
Вместо (…) вставьте нужные слова, подчеркните правильные слова в скобках.
Если в качестве основного показателя информации принять новизну в
сообщении, то измерить ее (можно/нельзя)
Технический подход к измерению информации в сообщении основан
на (…) и (зависит/не зависит) от смысла сообщения.
Кроме технического и (…) мне (известны/не известны) другие подходы
к измерению информации.
За единицу измерения информации в системе СИ принят 1 (бит, байт,
килобайт, мегабайт).
7.
Кроме
приведенных
выше
классификаций,
информацию
различают
и
по
характеру отражаемого смысла. В таблице приведены виды информации (столбец слева) и
их определения (столбец справа). Соедините стрелками соответствующие клетки (ячейки)
таблицы.
Информация
Определения
Аксиологическая
-
Это
информация
либо
текст,
взятый
в
событийном аспекте;
-
л и б о
р е ч ь ,
р а с с м а т р и в а е м а я
к а к
целенаправленное
социальное
воздействие,
как
компонент человеческого взаимодействия.
Гносеологическая
-
Процесс и результат отражения реального мира,
выраженного в знаках.
Кибернетическая
-
С о во ку п н о с т ь
у п р а вля ю щ и х
с и г н а л о в ,
необходимых
для
жизнеобеспечения
и
(или)
10
адекватного
функционирования
самоуправляемых
систем
Коммуникативная
-
Сведения, сообщения, несущие знания;
-
Смысл
или
содержание,
заключенное
в
сообщении;
-
Смысл, который человек приписывает данным на
основании известных ему правил представления в них
фактов, идей, сообщений.
Семантическая
-
Данные о внешнем мире, которые мы получаем
путем
непосредственного
воздействия
на
органы
чувств.
-
Результат познавательной деятельности человека.
Семиотическая
-
Та
часть
знаний,
которая
используется
для
ориентирования, активного действия и управления.
-
Термин используется в теории управления.
8.
Свойства информации – качественная характеристика полученной человеком
информации относительно его исходных знаний (новизна), интересов и потребностей
(актуальность) и т.д. Наиболее удобно представлять информацию как меру чего-либо.
Определите меру следующих свойств информации, вставляя ключевые слова: смысла,
задаче,
данных,
закрытой,
потребителя,
использования,
системности,
состоянию,
добывания, приемником, знания, потребителя, интересов.
Актуальность – как мера соответствия ожиданиям или (…);
Важность – как мера соответствия, решаемой информационной (…);
Достоверность – как мера соответствия (…);
Понятность – как мера восприятия (…);
Новизна – как мера нового (…);
Полнота – как мера целостности описания, целостности исходных (…),
необходимых для решения поставленной задачи;
Четкость – как мера соответствия формы представления информации
возможностям восприятия (…);
Толерантность – как мера удобства восприятия и удобства (…) данных,
представленных в той или иной форме;
Релевантность – как мера соответствия потребностям (…) информации;
Объективность – как мера отвлеченности от (…) определенного круга
людей;
Адекватность – как мера соответствия текущему (…) системы;
Стоимость – как мера сложности (…) добывания информации;
Секретность
–
как
мера
недоступности
массовому
пользователю
(…)
информации.
Запишите все определения в тетрадь.
Вопросы
1.
Почему полезно знать разные классификации информации?
2.
Почему при рассмотрении технических или социотехнических систем удобнее
классифицировать информацию по форме ее представления?
3.
Как вы думаете, можно
ли разработать такую классификацию информации,
которая
учитывала
бы
большинство
известных
критериев
(классификационных
признаков)? Ответ обоснуйте.
11
ЛИТЕРАТУРА
1.
А. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное
образование, № 5, 2003.
2.
Панкратова
Л.П.,
Челпак
Е.Н.
Контроль
знаний
по
информатике:
тесты,
контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб., БХВ-
Петербург, 2004.
3.
Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения: [курс
лекций] / Н.Н.Самылкина .— 3-е изд. (эл.).— М. : Лаборатория знаний, 2015.— 175 с. —
(Педагогическое образование).
4.
Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / Н. В.
Макарова, Ю. Ф. Титова, Ю. Н. Нилова и др.; под ред. проф. Н. В. Макаровой. — М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
5.
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2–11-й классы. –
М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
12