Напоминание

"Использование театрализованной деятельности как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения"


Автор: Ваганова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель ДО
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад компенсирующего вида № 82"
Населённый пункт: Челябинска область,г.Златоуст
Наименование материала: статья
Тема: "Использование театрализованной деятельности как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Использование театрализованной деятельности как средства

коррекции в работе с детьми с нарушением зрения».

В дошкольном возрасте впервые появляется потребность в

хорошем к себе отношении со стороны сверстников и окружающих

людей, желание быть понятым и принятым ими. В

театрализованной деятельности дети присматриваются друг к

другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок

проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества

личности, обнаруживаемые ими в театрализованных играх,

определяют формирующиеся взаимоотношения.

Зрительная недостаточность, заболевания органов зрения приводит

к нарушениям логического(мышление, речь, память) и

чувственного (восприятие, ощущения) познания. При нарушениях

зрения у детей страдает целостность восприятия объектов и

процессов окружающего мира. Их понятия о природных явлениях,

предметах общественной жизни не полны, страдает степень

обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных

процессах, на формировании речи, памяти и воображении.

Одним из средств коррекции отклонений у детей с нарушением

зрения являются занятия театрализованной деятельностью.

Ученые-тифлологи обращают внимание на значимую роль

театрализованной деятельности в развитии детей с нарушениями

зрения. Участие в театрализованных играх обогащает внутреннюю

творческую деятельность детей. У них появляются новые

нравственные представления и новые эмоциональные отношения в

ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей.

Театрализованная деятельность способствует творческому

развитию личности ребенка с ограниченными зрительными

возможностями, интеллекта, навыков общения, речи,

формированию его вкуса, становлению различных видов

деятельности дошкольников данной категории и их социальной

адаптации. Театрализованные игры сплачивают детей, учат их

радоваться творческим успехам друзей, помогают более полно

раскрыть художественный потенциал своей личности.

Театрализованные игры помогают сформировать обобщенное

чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять

несправедливым поступкам.

Одним из любимых детьми видов театрализованной деятельности

является постановка театрализованного спектакля. В процессе

организации работы с детьми по подготовке к такому спектаклю

важно соблюдать определенную последовательность, начиная от

чтения сказок, разучивания полешек, и заканчивая показом

спектакля для детей всего детского сада и родителей.

Одной из важных коррекционных задач, решаемых в процессе

театрализованной деятельности, является развитие

коммуникативных умений и навыков дошкольников со зрительной

патологией. При этом особая роль уделяется обучению детей

данной категории пониманию, воспроизведению и использованию

неречевых средств общения. Большое значение в работе с детьми,

имеющими нарушения зрения, играет взаимодействие всех

педагогов и специалистов в процессе подготовки детей к

театрализованному спектаклю.

В процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней

между детьми складываются отношения сотрудничества,

взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу, разделения и

кооперации труда. Дети учатся воспринимать и передавать

информацию, ориентироваться на реакции собеседника, зрителей и

учитывать их в своих собственных действиях.

Театрализованная деятельность позволяет решать широкий круг

задач.

-Воспитательные и образовательные задачи: развивать творческие

способности детей, их желание фантазировать и

реализовывать

желаемое в действительности; способствовать развитию

театрального творчества, художественных и

индивидуальных

способностей детей; учить детей умело использовать речевые

приемы рассказывания:

интонацию, логическое ударение,

выразительность, паузы, силу голоса; воспитывать

коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения,

умение

уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с

партнерами; воспитывать культуру поведения в театре.

Коррекционно-педагогические задачи: развивать точность и

координацию движений, умение ориентироваться в малом и

большом пространствах (ширма, сцена); развивать речевые и

неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и

слово в передаче художественного образа); развивать восприятие

цвета; развивать эмоционально-волевую деятельность,

вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности. Кроме того,

в процессе подготовки к театрализованному спектаклю у ребенка

обогащаются и конкретизируются представления о себе и других

людях. У дошкольников формируются и развиваются следующие

умения и навыки: узнавать себя в зеркале, на фотографии, в

видеофильме; распознавать и оценивать эмоциональное состояние

свое и своих товарищей; выражать с помощью мимики и

пантомимики эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление,

испуг, огорчение; эмоционального общения детей друг с другом и

взрослыми.

Однако решение перечисленных задач возможно лишь в ходе

целенаправленной коррекционно-развивающей работы, имеющей

свою специфику. При определении последовательности и

содержания работы по организации театрализованной деятельности

мы опирались на рекомендации В.А. Феоктистовой, Т. П.

Головиной, Л.В. Рудаковой, И.Г. Корниловой.

Воспитательные и образовательные задачи:

- Развивать творческие способности детей, их желание

фантазировать и реализовывать желаемое в действительности.

- Способствовать развитию театрального творчества,

художественных и индивидуальных способностей детей.

- Учить детей умело использовать речевые

приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение,

выразительность, паузы, силу голоса.

- Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские

взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре,

согласовывать свои действия с партнерами.

- Воспитывать культуру поведения в театре.

Коррекционно-педагогические задачи:

- Развивать точность и координацию движений, умение

ориентироваться в малом и большом пространствах

(ширма, сцена).

- Развивать речевые и неречевые средства общения (учить

соотносить жест, движение и слово в передаче

художественного образа).

- Развивать восприятие цвета.

- Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать

адаптацию к новым видам деятельности.

Организация и обучение театрализованным играм носят

поэтапный характер, причем на каждом этапе ставятся и решаются

различные задачи.

Работу следует начинать с разучивания сказок и потешек, отдавая

предпочтение ярким образцам русского фольклора, например,

скороговоркам из сборника «Радуга». Постепенно задачу

усложняют, переходя от небольших сказок к более масштабным,

ярким по колориту, образам и динамике. В процессе работы

следует разъяснять детям, что каждую потешку, сказку или

присказку можно обыграть словом, выразительностью голоса

ребенка-артиста, исполняющего роль героя сказки, а также

движением соответствующей куклы.

Важным этапом в организации театральной, игры является

изготовление театральных кукол. Общение с куклами вызывает у

детей высокую эмоциональную заинтересованность и стремление

принять участие в их изготовлении. По мере возникновения

устойчивого интереса детей к той или иной сказке следует перейти

к совместному (с детьми) изготовлению кукол и декораций. Это

вызывает необходимость индивидуальной работы с каждым

ребенком по овладению технологией изготовления кукол из папье-

маше.

Существенным элементом последующей работы является

развитие интонационной выразительности речи детей. Важная

роль здесь принадлежит логопеду. Учитывая, что речь

воспитателя является основным образцом для детского

подражания, следует обратить особое внимание на интонацию,

силу голоса, темп речи, дикцию, выразительность и т. п.

« Использование театрализованной деятельности как средства

коррекции в работе с детьми с нарушением зрения».

«Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское

творчество ---- верная дорога к сердцу ребенка .Сказка , фантазия

---- это ключик ,с помощью которого можно открыть эти

истоки, и они забьют животворными ключами».

В.А.Сухомлинский

Зрительная недостаточность, заболевания органов зрения

приводит к нарушениям логического(мышление, речь, память) и

чувственного (восприятие, ощущения) познания. При нарушениях

зрения у детей страдает целостность восприятия объектов и

процессов окружающего мира. Их понятия о природных явлениях,

предметах общественной жизни не полны, страдает степень

обобщения понятий. Все это отражается на мыслительных

процессах, на формировании речи, памяти и воображении.

Одним из средств коррекции отклонений у детей с

нарушением зрения являются занятия театрализованной

деятельностью.

Что же у детей с нарушением зрения развивается в процессе

данных занятий ? Это координация движений, развитие

вестибулярного аппарата, развитие реакции, глазомера,

способность определить размеры предмета и расстояние до него,

развитие внимания.

В это время происходит обострение всех рецепторов: зрения,

слуха, осязания. Развиваются все виды памяти: зрительная,

слуховая, двигательная.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия

зажатости, характерной для детей с отклонениями в развитии, -- это

путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это дает

театрализованная деятельность.

В использовании театрализованной деятельности я ставлю

несколько коррекционных задач : 1. Укрепление мышц глаза,

развитие глазодвигательных , прослеживающих функций,

расширение поля зрения ( настольный плоскостной театр,

пальчиковый театр, игры-драматизации).

2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными

предметами ---- яркими, крупными предметами (мячи, кубики)

3. Развитие ориентировки в пространстве.

Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми

движениями, ориентировку в пространстве .Поэтому во время

театрализованных занятий я приучаю детей действовать в

соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами.

Этому способствуют игровые упражнения на развитие

зрительно-пространственного восприятия и ориентировки:

1) прослеживание взором движения предмета от одного

объекта к другому (театр настольный, на фланелеграфе);

2) прослеживание взором движения идущего ребенка в разных

направлениях ( театрализованные игры-драматизации,

динамические упражнения).

4. Развитие координации движений .Упражнения на мелкую

моторику ( пальчиковый театр) развивает координацию движений

пальцев и согласованные движения руки и речи.

Кроме того, одной из форм занятий театрализованной

деятельностью в нашей группе является самостоятельное

изготовление детьми игрушек-самоделок для настольного театра,

театра рукавичек. На мой взгляд, это имеет большое значение в

развитии творческого начала, дети приобретают навыки шитья,

работы с ножницами, а также решает многие коррекционные

задачи: развитие глазомера, глазодвигательных функций,

зрительного восприятия.

Использование атрибутов театрализованной деятельности дает

ребенку большую возможность избавиться от имеющихся

трудностей в общении.

Введение театрализованной деятельности в режимные моменты,

использование игр-драматизаций при изучении новых

литературных произведений дает положительные результаты. Дети

освоили невербальные средства общения ( жесты, мимику,

движения).

Речь стала более связной, выразительной. Обогатился словарный

запас.

Наблюдается положительная динамика в эмоциональном

развитии и ориентировки в пространстве.

А самое главное - умения и навыки, полученные в

театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и

через театр закрепляют знания поведения в обществе.



В раздел образования