Напоминание

Экологический проект: "Живи, елочка!"


Автор: Ваганова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель высшей категории дошкольного учреждения
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 82
Населённый пункт: Челябинская область город Златоуст
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект: "Живи, елочка!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект (краткосрочный):

«Живи, ёлочка!»

Ёлка вправду недотрога –

У неё иголок много,

Даже ветер озорной

Ель обходит стороной,

Потому зимой и летом

В свой наряд она одета,

И любуется народ

Недотрогой круглый год!

Актуальность проекта:

«Экологическое воспитание

это

формирование

осознанно

правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые

окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».

Наряжать живую ёлку к Новому году долгие годы являлось традицией

большинства семей. Поэтому в канун новогоднего праздника повсеместно

открываются ёлочные базары. Проходя мимо такого базара мы чувствуем

неповторимый хвойный аромат, погружающий в атмосферу праздника,

представляем себе зелёную красавицу в нарядном облачении у себя дома. Но

праздники проходят , и сотни ёлок, ещё недавно живых, зелёных, нарядных,

выбрасываются на мусорную свалку, создавая теперь уже совсем другое -

унылое настроение. Печально осознавать, что каждый год гибнут тысячи

деревьев ради одного дня, а сколько пользы они принесли бы природе, если

бы их не срубили и оставили в лесу. Ведь все мы мечтаем о том, чтобы и

сами мы, и наши дети, внуки дышали чистым воздухом. Искусственная ёлка -

прекрасная альтернатива натуральным елям, и отличное решение проблемы

сохранения хвойных лесов на нашей планете. Как же не допустить гибели

елей и сосен и плохого настроения от понимания того, что это сделано

нашими руками? Мы решили до наступления новогодних праздников

привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего города к этой

проблеме.

Цель проекта: Привлечь внимание детей, их родителей к проблеме

сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних

праздников с помощью изготовления альтернативных елок.

Задачи проекта:

Формировать у детей представление о ели как представителе хвойных

деревьев.

На личном примере воспитывать у детей любовь к природе родного

края, бережное отношение к хвойным деревьям.

Пропагандировать гуманное отношения к природе и ее охрана в

предновогоднее время

Воспитывать начала экологической культуры

Научить отражать полученные впечатления в рисунках, творческих

работах.

Формирование интереса и бережного отношения к миру растений у

детей среднего дошкольного возраста.

Вызвать

интерес

у

воспитанников

и

родителей

к

способам

изготовления ёлки из разного материала.

Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести

до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного

отношения к растениям.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную

деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний и представлений о хвойном дереве – ель.

Формирование чувства ответственности и бережного отношения к

природе.

Повышение уровня у детей активности, самостоятельности,

самосознания.

Совместно с родителями изготавливают ёлку из разного материала.

Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную

деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Пополнена развивающая среда материалами по теме проекта.

Использование искусственных ёлок на новый год дома.

Сотрудничество с родителями:

Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную

атмосферу совместного с ребенком творчества.

Буклеты на тему «Ёлочка живи».

Подборка стихотворений о ёлочке.

Изготовление

альбомов

иллюстраций,

картинок,

открыток

с

изображением ели.

Мастер-классы для родителей «Как сделать ёлку своими руками»,

«Практические советы», «Новогодние игрушки».

Формировать понятийные формы семейных взаимоотношений,

основанных на чувствах любви, заботы, уважения, толерантности.

Участие в конкурсе поделок «Ёлочка – зелёная иголочка».

Праздник «У новогодней ёлки»

Акция «Сохраним ёлочку!»

В ходе акции в группах были размещены призывы к родителям принять

активное участие в проведении акции:

Дорогие родители! Неужели Вы хотите встретить Новый год под

умирающим деревом!

Не рубите елочку – она живая! Так давайте любоваться, нашей Ёлочкой в

лесу, Чтобы долго- долго видеть всю её красу!

Не губите живые ели! Давайте отметим новогодние праздники, вокруг

искусственной ёлки. Надеемся, что каждый в преддверии Нового года

задумается и сохранит жизнь Ёлочки в лесу на долгие года!

Листовки - призывы:

ОЧЕНЬ ДОЛГО РАСТЁТ ЁЛКА, А СРУБИТЬ ЕЁ НЕ ДОЛГО. ДВЕ

НЕДЕЛИ ПРОСТОЯЛА - ПОТОМ ВЫКИНУЛА МАМА.

СМЫСЛ ЁЛКУ НАМ РУБИТЬ, ЛЕГЧЕ НАМ ЕЁ КУПИТЬ С

ОГОНЬКАМИ, ШИШКАМИ С БЕЛКАМИ ДА МИШКАМИ.

ПУСТЬ ТА ЁЛКА НЕ ЖИВАЯ, НО КРАСИВАЯ КАКАЯ! НЕ ОДИН

РАЗ ПРИГОДИТСЯ И ВЕСЬ ЛЕС НАШ СОХРАНИТЬСЯ.

Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный этап

1)Подборка художественной литературы: Сказки: «Сказка о ёлочке, которую

не срубили» А. Сожан, «Ёлочка» Г. Х. Андерсен. Стихи: «Лесная красавица»

Т. Волгина; «Живи, ёлочка» И. Токмаковой; «Лесная красавица для птиц и

зверей» Т. Г. Сальникова

2) Сформулированы проблемные вопросы: Почему елку всегда украшают к

Новому году? Что она нам приносит? Почему нельзя самим рубить елки?

Почему надо беречь елки? Чем можно заменить на новогодние праздники

настоящую лесную красавицу?

3) Сформулированы учебные вопросы: Какую роль играет ель в жизни

человека? Как можно помочь сохранить ели?

4) Ознакомление с проектом родителей.

5) Подобрать плакаты с изображением хвойных деревьев, тематический

альбом «Деревья».

6) Использовать

телевизор,

ДВД,

диски:

«Какие

бывают

растения»,

«Лиственные и хвойные деревья».

7) Подбор музыкальных произведения о ели.

8) Подобрать различные игры и упражнения по теме: речевая игра «Назови

правильно», «Назови ласково», «Один - много».

9) Для родителей изготовить памятку–«Не губите елки!».

10)

Оформить

консультации

для

родителей

«Ёлка

своими

руками»,

«Практические советы», «Новогодние игрушки».

2. Основной (практический) этап

Для детей и родителей дано задание, подобрать стихи о ели, на что

родители и дети откликнулись с удовольствием. После чего оформлен

альбом «Стихи о ёлочке».

Дети учили стихи и рассказывали друг другу;

Составляли описательные рассказы о ели, (в ходе которых задавались

наводящие вопросы о ели: где растёт ель? Чем отличается от других

хвойных деревьев? А чем они похожи?

Проводили беседы по проекту: «Новый год стоит у ворот», «В гости

ёлка к нам пришла», «Ель – красавица наших лесов», «Кто дружит с

елью?», «Сохраним сосновые леса!»

ОБЖ. «Правила поведения у елки», «Не играй у новогодней елки с

бенгальскими огнями», «Опасные новогодние забавы»

Воспитанники принесли рисунки, аппликации для выставки;

На участке рассматривали ель, шишки, трогали веточки.

Исследовательская деятельность. «Елочки – сосеночки» (сравнение

веточек сосны и ели).

Экспериментальная деятельность. Опыт «Иней на ветках».

Наблюдали за поведением птиц на ёлке, как они прятались в её ветвях;

Читали стихи и рассказы, отгадывали загадки про ель;

Рассматривали иллюстрации, картины, открытки с изображением ели;

Изготовили дидактические игры: «Украсим ёлочку», «Бусы для ели»,

«Третий лишний», "Угадай по силуэту", "Кто дружит с елью",

"Дорисуй ёлочку";

Решали проблемные ситуации;

Просмотрены презентации на темы: «Лесная красавица», «Ёлка – это

чей-то дом!».

Лепка. «Нарядная ёлочка».

Рисование. «Красивые шарики на ёлке», «Зимний пейзаж», «Большие

и маленькие ели», «Наша нарядная елка», раскраски «Новогодние

елочки».

Аппликация. «Елочка – зеленая иголочка».

Физкультминутки. «Елочка». «Раз, два, три, четыре, пять будем ёлку

наряжать…». «Ель в лесу». «Ёлка выросла большая…».

Динамическая пауза «Танцевальный бал» (произвольное выполнение

танцевальных движений под знакомые песни).

Дыхательное упражнение «Ёлочка гори».

Пальчиковые игры. «Елка», «На нашей елке…»

Заучивание стихов и песен.

Консультация на тему: «О важности развития экологической

сознательности у детей дошкольного возраста».

3. Заключительный этап

Закрепление пройденного материала: - Как узнать ель? -

Какие у ели иголки? - Кто дружит с ёлочкой?

Беседы с детьми о результатах работы за время

осуществления проекта.

Подведение итогов работы над проектом «Ёлочка, живи!».

Оформлена предметно - развивающая среда.

Оформлен альбом «Стихи о ёлочке».

Организовали выставку поделок, совместного творчества детей

и

родителей,

по

теме

«Ёлочка

зелёная

иголочка»

(награждение активных участников проекта).

Новогодний утренник «Магазин игрушек»

Театрализованное представление: «Маленькой елочке не холодно

зимой»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Вывод:

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что в результате

данный проект помог расширить представления детей об окружающей среде,

вызвать интерес к родной природе, бережном отношении к ней.

Способствовал развитию познавательной, творческой деятельности детей.

Дети узнали о традиции празднования Нового года в . В ходе проекта у детей

сформировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его,

выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении

новых знаний. Родители так же активно принимали участие в работе, что

помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.

Анкета для родителей.

1.Нравится ли Вам праздник Нового года?∙Да∙ Нет ∙Не знаю

2.Кто ввёл традицию устанавливать ёлку на Новый год?

∙Иван Грозный ∙Пётр I ∙ В.И Ленин

3.Наряжаете ли Новогоднюю ёлку?∙Да∙ Нет ∙Не каждый год.

4.Какую ёлку предпочитаете?∙Живую ∙Искусственную∙ Никакую

5. Где приобретаете ёлку?∙В лесу∙ На рынке ∙В магазине.

6.Какой вред здоровью человека наносит срубленная елка,

установленная в квартире?

∙Развитие астмы∙Образование грибка∙Психические расстройства

7.Как вы относитесь к Новогодним вырубкам

∙ Положительно ∙ Отрицательно∙ Никак

8.Какой штраф предполагается за незаконную вырубку одного дерева

(ёлки):

∙Меньше 100 рублей ∙500 рублей∙Более 1000 рублей

Спасибо, за сотрудничество. С наступающим Новым годом!

ООД «В гостях у ели»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными

областями: «Коммуникация», «Социализация»

Оборудование:

Мультимедийное оборудование;

Компьютерная презентация;

Образцы природного материала (хвоя, шишки, семена);

лупы на каждого ребенка; музыкальное

сопровождение (муз.Д.Мигдаль «Елочке не холодно зимой» в исп. В.

Скрипкиной), д/и «Собери картинку».

(Презентация)

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель», «Лось»; Г.

Скребицкий «Мать и кормилица», «Клест»; В.

Солоухин «Иглопад», «Еловый лес»; Д.Зуев «Глухарь»

Наблюдение за елью на участке, экскурсия по экологической тропе в ельник.

Обогащение и активизация словаря:

Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест,

глухарь.

Задачи:

Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»;

закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.

Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание

беречь и охранять природу.

Ход.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не

просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы

узнаете, если отгадаете загадку:

«Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки,

И коротки и колки?»

Дети: — Ель!

Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это

дерево?

Дети: — Ель растет в парках!

- Ель растет возле дома!

- Ель растет возле детского сада!

- Ель растет в лесу!

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?

Дети: — Этот лес называется ельник.

Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к

ели.

(Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают

куртки, завязывают шарф.Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по

сугробам» в лес.)

Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели

густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в

другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено

на мультимедийном оборудовании).

- А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью

поближе.

Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как

растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?

Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.

Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком.

- У человека — туловище, а у ели что вместо туловища?

Дети: — У ели есть ствол.

Воспитатель: — У человека руки, а у ели что вместо рук?

Дети: — У ели есть ветки.

Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели?

Дети: — У ели есть корни.

Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни?

Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы

удерживать дерево.

Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол

чем покрыты?

Дети: — Ветки и ствол покрыты корой.

Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора?

Дети: — Кора защищает дерево.

Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек

рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет.

Человек и дерево относятся к объектам живой природы.

- Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20

лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах

существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли

люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание

детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели,

специально выращенные к празднику в питомнике)

- Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?

Дети: — У ели нет листьев.

Воспитатель: — А что вместо листьев у ели?

Дети: — Ветки ели покрыты иголками.

Воспитатель: — А как называются эти иголки?

Дети: — Хвоя!

Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное?

Дети: — Хвойное дерево.

Воспитатель: — Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.

- Чем занимаются в лаборатории?

Дети: — Проводят опыты, исследования, эксперименты.

Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию».

Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?

Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель

предлагает потрогать, понюхать).

Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда

зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые

хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным

веществом – воском.

Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.

- А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку.

Физкультминутка «Елочке не холодно зимой».

Давайте вернемся в нашу лабораторию.

- Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?

Дети: — Ель вырастает из семян!

Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.

- Из каких частей состоят семена?

Дети: — Семена состоят из семени и крылышка.

Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко?

Дети: — Чтобы они могли летать!

Воспитатель: — С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер

подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое

расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце

зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.

Воспитатель: А где же прячутся семена?

Дети: — В шишках!

Воспитатель: — Рассмотрите шишку:

-Какой формы шишка?

-Какого цвета шишка?

- Какая она на ощупь?

-А сейчас в шишках есть семена?

Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян.

Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли

и на свет появились ростки ели?

Дети: — Они должны попасть во влажную, плодородную почву.

Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования,

а теперь мы вернемся к нашей ели.

(Дети идут под музыку обратно к ели).

Воспитатель: — Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему

они так необычно выглядят?

Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?

Воспитатель: — Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В

холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц

и зверей.

1. Слайд «белка»

Воспитатель: — Что делает белка?

Дети: — Ест семена, достает их из шишки.

2. Слайд «дятел»

Воспитатель: — А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?

Дети: — Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.

3. Слайд «клест»

Воспитатель: — А эта птица вам знакома?

Дети: — Это клест.

Воспитатель: — Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов

выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек,

отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.

4. Слайд «лось»

Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается

травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.

5. Слайд «глухарь»

Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец.

Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих

местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами

лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.

Воспитатель: — А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери

картинку». Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены

птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.

(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла,

клеста, лося, глухаря)

Воспитатель: — А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у

вас спросить:

- Ель- дерево лиственное или хвойное?

- Как долго живут хвоинки на ветке?

- Хвоинки опадают или нет?

- Чем покрыты хвоинки?

- Как появляется ель?

- Каким животным и птицам помогает ель?

- Как мы можем сберечь лес?

Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий

чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.



В раздел образования