Автор: Ваганова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель высшей категории дошкольного учреждения
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 82
Населённый пункт: Челябинская область город Златоуст
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект: "Живи, елочка!"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект (краткосрочный):
«Живи, ёлочка!»
Ёлка вправду недотрога –
У неё иголок много,
Даже ветер озорной
Ель обходит стороной,
Потому зимой и летом
В свой наряд она одета,
И любуется народ
Недотрогой круглый год!
Актуальность проекта:
«Экологическое воспитание
–
это
формирование
осознанно
–
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые
окружают ребёнка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
Наряжать живую ёлку к Новому году долгие годы являлось традицией
большинства семей. Поэтому в канун новогоднего праздника повсеместно
открываются ёлочные базары. Проходя мимо такого базара мы чувствуем
неповторимый хвойный аромат, погружающий в атмосферу праздника,
представляем себе зелёную красавицу в нарядном облачении у себя дома. Но
праздники проходят , и сотни ёлок, ещё недавно живых, зелёных, нарядных,
выбрасываются на мусорную свалку, создавая теперь уже совсем другое -
унылое настроение. Печально осознавать, что каждый год гибнут тысячи
деревьев ради одного дня, а сколько пользы они принесли бы природе, если
бы их не срубили и оставили в лесу. Ведь все мы мечтаем о том, чтобы и
сами мы, и наши дети, внуки дышали чистым воздухом. Искусственная ёлка -
прекрасная альтернатива натуральным елям, и отличное решение проблемы
сохранения хвойных лесов на нашей планете. Как же не допустить гибели
елей и сосен и плохого настроения от понимания того, что это сделано
нашими руками? Мы решили до наступления новогодних праздников
привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего города к этой
проблеме.
Цель проекта: Привлечь внимание детей, их родителей к проблеме
сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних
праздников с помощью изготовления альтернативных елок.
Задачи проекта:
Формировать у детей представление о ели как представителе хвойных
деревьев.
На личном примере воспитывать у детей любовь к природе родного
края, бережное отношение к хвойным деревьям.
Пропагандировать гуманное отношения к природе и ее охрана в
предновогоднее время
Воспитывать начала экологической культуры
Научить отражать полученные впечатления в рисунках, творческих
работах.
Формирование интереса и бережного отношения к миру растений у
детей среднего дошкольного возраста.
Вызвать
интерес
у
воспитанников
и
родителей
к
способам
изготовления ёлки из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести
до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного
отношения к растениям.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний и представлений о хвойном дереве – ель.
Формирование чувства ответственности и бережного отношения к
природе.
Повышение уровня у детей активности, самостоятельности,
самосознания.
Совместно с родителями изготавливают ёлку из разного материала.
Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную
деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Пополнена развивающая среда материалами по теме проекта.
Использование искусственных ёлок на новый год дома.
Сотрудничество с родителями:
Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную
атмосферу совместного с ребенком творчества.
Буклеты на тему «Ёлочка живи».
Подборка стихотворений о ёлочке.
Изготовление
альбомов
иллюстраций,
картинок,
открыток
с
изображением ели.
Мастер-классы для родителей «Как сделать ёлку своими руками»,
«Практические советы», «Новогодние игрушки».
Формировать понятийные формы семейных взаимоотношений,
основанных на чувствах любви, заботы, уважения, толерантности.
Участие в конкурсе поделок «Ёлочка – зелёная иголочка».
Праздник «У новогодней ёлки»
Акция «Сохраним ёлочку!»
В ходе акции в группах были размещены призывы к родителям принять
активное участие в проведении акции:
Дорогие родители! Неужели Вы хотите встретить Новый год под
умирающим деревом!
Не рубите елочку – она живая! Так давайте любоваться, нашей Ёлочкой в
лесу, Чтобы долго- долго видеть всю её красу!
Не губите живые ели! Давайте отметим новогодние праздники, вокруг
искусственной ёлки. Надеемся, что каждый в преддверии Нового года
задумается и сохранит жизнь Ёлочки в лесу на долгие года!
Листовки - призывы:
ОЧЕНЬ ДОЛГО РАСТЁТ ЁЛКА, А СРУБИТЬ ЕЁ НЕ ДОЛГО. ДВЕ
НЕДЕЛИ ПРОСТОЯЛА - ПОТОМ ВЫКИНУЛА МАМА.
СМЫСЛ ЁЛКУ НАМ РУБИТЬ, ЛЕГЧЕ НАМ ЕЁ КУПИТЬ С
ОГОНЬКАМИ, ШИШКАМИ С БЕЛКАМИ ДА МИШКАМИ.
ПУСТЬ ТА ЁЛКА НЕ ЖИВАЯ, НО КРАСИВАЯ КАКАЯ! НЕ ОДИН
РАЗ ПРИГОДИТСЯ И ВЕСЬ ЛЕС НАШ СОХРАНИТЬСЯ.
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный этап
1)Подборка художественной литературы: Сказки: «Сказка о ёлочке, которую
не срубили» А. Сожан, «Ёлочка» Г. Х. Андерсен. Стихи: «Лесная красавица»
Т. Волгина; «Живи, ёлочка» И. Токмаковой; «Лесная красавица для птиц и
зверей» Т. Г. Сальникова
2) Сформулированы проблемные вопросы: Почему елку всегда украшают к
Новому году? Что она нам приносит? Почему нельзя самим рубить елки?
Почему надо беречь елки? Чем можно заменить на новогодние праздники
настоящую лесную красавицу?
3) Сформулированы учебные вопросы: Какую роль играет ель в жизни
человека? Как можно помочь сохранить ели?
4) Ознакомление с проектом родителей.
5) Подобрать плакаты с изображением хвойных деревьев, тематический
альбом «Деревья».
6) Использовать
телевизор,
ДВД,
диски:
«Какие
бывают
растения»,
«Лиственные и хвойные деревья».
7) Подбор музыкальных произведения о ели.
8) Подобрать различные игры и упражнения по теме: речевая игра «Назови
правильно», «Назови ласково», «Один - много».
9) Для родителей изготовить памятку–«Не губите елки!».
10)
Оформить
консультации
для
родителей
«Ёлка
своими
руками»,
«Практические советы», «Новогодние игрушки».
2. Основной (практический) этап
Для детей и родителей дано задание, подобрать стихи о ели, на что
родители и дети откликнулись с удовольствием. После чего оформлен
альбом «Стихи о ёлочке».
Дети учили стихи и рассказывали друг другу;
Составляли описательные рассказы о ели, (в ходе которых задавались
наводящие вопросы о ели: где растёт ель? Чем отличается от других
хвойных деревьев? А чем они похожи?
Проводили беседы по проекту: «Новый год стоит у ворот», «В гости
ёлка к нам пришла», «Ель – красавица наших лесов», «Кто дружит с
елью?», «Сохраним сосновые леса!»
ОБЖ. «Правила поведения у елки», «Не играй у новогодней елки с
бенгальскими огнями», «Опасные новогодние забавы»
Воспитанники принесли рисунки, аппликации для выставки;
На участке рассматривали ель, шишки, трогали веточки.
Исследовательская деятельность. «Елочки – сосеночки» (сравнение
веточек сосны и ели).
Экспериментальная деятельность. Опыт «Иней на ветках».
Наблюдали за поведением птиц на ёлке, как они прятались в её ветвях;
Читали стихи и рассказы, отгадывали загадки про ель;
Рассматривали иллюстрации, картины, открытки с изображением ели;
Изготовили дидактические игры: «Украсим ёлочку», «Бусы для ели»,
«Третий лишний», "Угадай по силуэту", "Кто дружит с елью",
"Дорисуй ёлочку";
Решали проблемные ситуации;
Просмотрены презентации на темы: «Лесная красавица», «Ёлка – это
чей-то дом!».
Лепка. «Нарядная ёлочка».
Рисование. «Красивые шарики на ёлке», «Зимний пейзаж», «Большие
и маленькие ели», «Наша нарядная елка», раскраски «Новогодние
елочки».
Аппликация. «Елочка – зеленая иголочка».
Физкультминутки. «Елочка». «Раз, два, три, четыре, пять будем ёлку
наряжать…». «Ель в лесу». «Ёлка выросла большая…».
Динамическая пауза «Танцевальный бал» (произвольное выполнение
танцевальных движений под знакомые песни).
Дыхательное упражнение «Ёлочка гори».
Пальчиковые игры. «Елка», «На нашей елке…»
Заучивание стихов и песен.
Консультация на тему: «О важности развития экологической
сознательности у детей дошкольного возраста».
3. Заключительный этап
Закрепление пройденного материала: - Как узнать ель? -
Какие у ели иголки? - Кто дружит с ёлочкой?
Беседы с детьми о результатах работы за время
осуществления проекта.
Подведение итогов работы над проектом «Ёлочка, живи!».
Оформлена предметно - развивающая среда.
Оформлен альбом «Стихи о ёлочке».
Организовали выставку поделок, совместного творчества детей
и
родителей,
по
теме
«Ёлочка
–
зелёная
иголочка»
(награждение активных участников проекта).
Новогодний утренник «Магазин игрушек»
Театрализованное представление: «Маленькой елочке не холодно
зимой»
Презентация проекта (освещение опыта работы).
Вывод:
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что в результате
данный проект помог расширить представления детей об окружающей среде,
вызвать интерес к родной природе, бережном отношении к ней.
Способствовал развитию познавательной, творческой деятельности детей.
Дети узнали о традиции празднования Нового года в . В ходе проекта у детей
сформировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его,
выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении
новых знаний. Родители так же активно принимали участие в работе, что
помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Анкета для родителей.
1.Нравится ли Вам праздник Нового года?∙Да∙ Нет ∙Не знаю
2.Кто ввёл традицию устанавливать ёлку на Новый год?
∙Иван Грозный ∙Пётр I ∙ В.И Ленин
3.Наряжаете ли Новогоднюю ёлку?∙Да∙ Нет ∙Не каждый год.
4.Какую ёлку предпочитаете?∙Живую ∙Искусственную∙ Никакую
5. Где приобретаете ёлку?∙В лесу∙ На рынке ∙В магазине.
6.Какой вред здоровью человека наносит срубленная елка,
установленная в квартире?
∙Развитие астмы∙Образование грибка∙Психические расстройства
7.Как вы относитесь к Новогодним вырубкам
∙ Положительно ∙ Отрицательно∙ Никак
8.Какой штраф предполагается за незаконную вырубку одного дерева
(ёлки):
∙Меньше 100 рублей ∙500 рублей∙Более 1000 рублей
Спасибо, за сотрудничество. С наступающим Новым годом!
ООД «В гостях у ели»
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с образовательными
областями: «Коммуникация», «Социализация»
Оборудование:
Мультимедийное оборудование;
Компьютерная презентация;
Образцы природного материала (хвоя, шишки, семена);
лупы на каждого ребенка; музыкальное
сопровождение (муз.Д.Мигдаль «Елочке не холодно зимой» в исп. В.
Скрипкиной), д/и «Собери картинку».
(Презентация)
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель», «Лось»; Г.
Скребицкий «Мать и кормилица», «Клест»; В.
Солоухин «Иглопад», «Еловый лес»; Д.Зуев «Глухарь»
Наблюдение за елью на участке, экскурсия по экологической тропе в ельник.
Обогащение и активизация словаря:
Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест,
глухарь.
Задачи:
Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»;
закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание
беречь и охранять природу.
Ход.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не
просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы
узнаете, если отгадаете загадку:
«Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки,
И коротки и колки?»
Дети: — Ель!
Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это
дерево?
Дети: — Ель растет в парках!
- Ель растет возле дома!
- Ель растет возле детского сада!
- Ель растет в лесу!
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?
Дети: — Этот лес называется ельник.
Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к
ели.
(Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают
куртки, завязывают шарф.Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по
сугробам» в лес.)
Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели
густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в
другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено
на мультимедийном оборудовании).
- А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью
поближе.
Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как
растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?
Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.
Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком.
- У человека — туловище, а у ели что вместо туловища?
Дети: — У ели есть ствол.
Воспитатель: — У человека руки, а у ели что вместо рук?
Дети: — У ели есть ветки.
Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели?
Дети: — У ели есть корни.
Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни?
Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы
удерживать дерево.
Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол
чем покрыты?
Дети: — Ветки и ствол покрыты корой.
Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора?
Дети: — Кора защищает дерево.
Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек
рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет.
Человек и дерево относятся к объектам живой природы.
- Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20
лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах
существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли
люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание
детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели,
специально выращенные к празднику в питомнике)
- Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?
Дети: — У ели нет листьев.
Воспитатель: — А что вместо листьев у ели?
Дети: — Ветки ели покрыты иголками.
Воспитатель: — А как называются эти иголки?
Дети: — Хвоя!
Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное?
Дети: — Хвойное дерево.
Воспитатель: — Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.
- Чем занимаются в лаборатории?
Дети: — Проводят опыты, исследования, эксперименты.
Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию».
Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?
Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель
предлагает потрогать, понюхать).
Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда
зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые
хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным
веществом – воском.
Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.
- А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку.
Физкультминутка «Елочке не холодно зимой».
Давайте вернемся в нашу лабораторию.
- Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?
Дети: — Ель вырастает из семян!
Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.
- Из каких частей состоят семена?
Дети: — Семена состоят из семени и крылышка.
Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко?
Дети: — Чтобы они могли летать!
Воспитатель: — С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер
подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое
расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце
зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.
Воспитатель: А где же прячутся семена?
Дети: — В шишках!
Воспитатель: — Рассмотрите шишку:
-Какой формы шишка?
-Какого цвета шишка?
- Какая она на ощупь?
-А сейчас в шишках есть семена?
Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян.
Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли
и на свет появились ростки ели?
Дети: — Они должны попасть во влажную, плодородную почву.
Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования,
а теперь мы вернемся к нашей ели.
(Дети идут под музыку обратно к ели).
Воспитатель: — Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему
они так необычно выглядят?
Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?
Воспитатель: — Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В
холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц
и зверей.
1. Слайд «белка»
Воспитатель: — Что делает белка?
Дети: — Ест семена, достает их из шишки.
2. Слайд «дятел»
Воспитатель: — А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?
Дети: — Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.
3. Слайд «клест»
Воспитатель: — А эта птица вам знакома?
Дети: — Это клест.
Воспитатель: — Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов
выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек,
отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.
4. Слайд «лось»
Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается
травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.
5. Слайд «глухарь»
Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец.
Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих
местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами
лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.
Воспитатель: — А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери
картинку». Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены
птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.
(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла,
клеста, лося, глухаря)
Воспитатель: — А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у
вас спросить:
- Ель- дерево лиственное или хвойное?
- Как долго живут хвоинки на ветке?
- Хвоинки опадают или нет?
- Чем покрыты хвоинки?
- Как появляется ель?
- Каким животным и птицам помогает ель?
- Как мы можем сберечь лес?
Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий
чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.