Автор: Садомская Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Прогимназия 119
Населённый пункт: Г. Саранск
Наименование материала: Открытое занятие по окружающему миру с нетрадиционной техникой рисования
Тема: По лесным тропинкам
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
МАОУ Прогимназия 119
Итоговая организованная образовательная
деятельность мир природы/рисование
с детьми с старшей группы № 9
на тему:
«По лесным тропинкам»
Выполнила:
Садомская С.В.
Цель: Обобщить, уточнить, закрепить знания детей, полученные за год.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать имеющиеся представления детей о лесе и его
обитателях.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
3. Закрепить знания о нетрадиционной технике рисования.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,
используя художественное слово (стихотворения, загадки).
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отноше-
ние к природе.
2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым
объектам природы.
3. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.
Интегрирование образовательных областей:
ОО «Речевое
развитие»:
Совершенствование
диалогической
и
монологической речи, фразовых и связных высказываний.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: Воспитывать готовность
прийти на помощь.
ОО «Познавательное развитие»: Закрепление ранее изученных методов и
приёмов рисования.
ОО «Художественно-эстетическое
развитие»:
Создание одуванчиков,
используя, ранее изученные техники нетрадиционного рисования (с помощью
ватных палочек и губки).
ОО «Физическое развитие»: Развитие двигательной активности и мелкой
моторики, формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять
движения, предложенные воспитателем.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: дидактическая игра «Покажи цветок».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с
мотивацией помощи кому-либо.
ОО «Познавательное развитие»: повторение ранее изученных техник рисова-
ния.
ОО «Художественно-эстетическое
развитие»: занятия
по
рисованию,
индивидуальная работа в свободной деятельности, рассматривание иллюстраций.
ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.
Словарная
работа:
активизация
монологической
речи,
закрепление
пассивного словаря.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная
беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, напоминание.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический:
упражнения, игра, самостоятельное выполнение детьми
задания.
Материал и оборудование:
Фонограмма «Звуки леса», картинки с
животными, птицами, деревьями; «Волшебный мешочек», мелкие фигурки
насекомых;
декорации:
тропинка,
дерево,
конверт
с
письмом;
бумагатонированная (зелёная) А -4, ватные палочки, губка, трафарет (листья и
стебель на каждого ребёнка), гуашь, баночка с водой, салфетка, подставки, значки
«Лес и я - друзья» по количеству детей.
Ход ООД:
Организационный момент
-Доброе утро ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!
- «Круг радости»
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись,
Влево – вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
Молодцы! Присаживайтесь
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. А в
лесу как известно, могут случиться разные приключения.
Воспитатель: Посмотрите, тропинка зовёт нас в лес.
Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем»
Путешествие начинаем,
По тропинке в лес шагаем. ходьба, высоко поднимая колени.
Много камешков нашли.
Присели (Садятся), собрали (Встают).
Мы по кочкам, прыг да скок перепрыгивают по кочкам
Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны
Лес красивый, славный лес,
Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса
Воспитатель:Чтобы зайти в лес нужно его уважить и сказать добрые слова.
(Дети наизусть рассказывают стихотворение)
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
(дети подходят к дереву и садятся вокруг него)
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.(Музыка тихого леса).Ребята, вы,
слышите? Тишина какая. Не поют птицы; не шелестят листочки на деревьях; не
журчат
ручьи;
не
жужжат
насекомые.
Сразу
понятно,
что
лес
заколдован.Посмотрите, а на дереве письмо, наверное, для нас. Давайте прочтём!
Текст письма: «Здравствуйте дети! Всех обитателей лесных разогнала
злая колдунья. Все вернутся только тогда, когда кто-нибудь выполнит все
задания! Помогите оживить лес!» Ну что ребята, поможем?
Дети:Да
1 задание.
Воспитатель:
- Отгадайте загадки о лесных красавицах (отгадки сопровождаются
картинками с изображением деревьев)
1. Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой.
Дети: Осинки
2. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце?
Дети: Рябинка
3. Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья!
Дети: Елки
4. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети: Берёзки
2 задание.
Воспитатель:
А
теперь
назовём
обитателей
леса. (Дети
выбирают
картинки с обитателями леса, говорят названия и определяют их жилище и
прикрепляют на картине с изображением леса) (Лось, волк, олень, белка, дятел,
соболь, заяц, медведь, сова, кабан, еж, барсук, рысь, соловей, кукушка, лиса,
сорока).
Воспитатель: 3 задание.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» дети садятся на полянке.
Воспитатель: Дети, нам нужно вернуть насекомых. А чтобы это случилось,
отгадаем их, достав из волшебного мешочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, насекомых вы хорошо знаете, но чтоб они
появились нужны цветы. Какие первоцветы мы можем увидеть в лесу?
Дети: Подснежники, мать и мачеха, ландыши, одуванчики.
Воспитатель: Я приглашаю вас за столы и предлагаю самим смастерить
цветочки одуванчики для насекомых – это и будет последним заданием в нашем
приключении.
Практическая часть: Рисование "Одуванчик"
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте нарисуем одуванчики, используя
различные нетрадиционные техники, которыми мы украшали свои рисунки в
течение всего года.
— Рисовать сегодня мы будем необычным способом.
Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит одуванчик?
Дети: Стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Какого цвета стебель и листья?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Какого цвета цветок?
Дети: Жёлтого и белого.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель напоминает, как выполняется рисунок:
На ваших столах лежат тонированные (зелёные) листы бумаги и необычные
инструменты для работы. Это ватные палочки, трафарет и губки. Этими
«инструментами» мы и будем рисовать одуванчики.
Берём наш волшебный «инструмент» (губку) в правую руку, набрали
немного краски и нанесли на наш лист с помощью трафарета. Получился стебель
и листья будущего одуванчика. Берём ватные палочки, опускаем их в баночку с
белой гуашью и сделали тычок. Получаются красивые белые цветки у нашего
воздушного одуванчика. Жёлтый цветок одуванчика, тоже рисуем ватной
палочкой, но уже изображая движения кисти. Наш красивый одуванчик готов.
Перед работой подготовим пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Цветочек»
Солнце поднимается, Скрещенные руки с широко расставленными
Цветочек распускается. пальцами медленно поднимаются над головой.
Солнышко садится, Ладони с сомкнутыми пальцами
Цветочек спать ложится. Соприкасаются запястьями.
Самостоятельная работа детей.
После выполнения пальчиковой гимнастики дети проходят и садятся за
столы, принимаются за работу под негромкую музыку. Воспитатель следит за
осанкой детей и в процессе работы оказывает помощь затрудняющимся детям в
воплощении замысла работы.
Воспитатель: Ну, вот наша полянка готова, теперь и насекомые появятся в
лесу.(звучит аудиозапись «звуки леса»)
Воспитатель: Слышите: птицы поют, ветер гуляет по макушкам деревьев.
Вот и вернулись обитатели леса, ожил лес!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. А
какие задания мы выполнили? Что больше всего понравилось в нашем
путешествии?
В благодарность за спасение природы, лес приготовил для нас сюрприз.
(раздача значков)
Воспитатель:
В гостях мы побывали,
Задания выполняли,
А теперь пора в детсад.
Веселиться и играть!
Список использованной литературы
1. Комплексная основная образовательная программа дошкольного обра-
зования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ОО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.-352с.
2. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин. -
М.: Педагогика, 2002.
3.
Ветлугина,
Н.
А.
Основные
проблемы
художественного
творчества детей / Н. А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972.
4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации: конспекты занятий/ А. А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2008.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение
и творчество/ Т. Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1990.
6. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планиро-
вание, конспекты занятий, методические рекомендации/ И. А. Лыкова. - М.:
Карапуз, 2007.
7. Федосова, Е. С. В стране гномов: Книга для развития способнос-
тей детейдошкольного возраста/ Е. С. Федосова, Г. С. Федосов. - СПб : Союз,
2002.
8. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для
проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками 2 —
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 — 368 с.
9. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г.
Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.