Автор: Яковлева Нина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: г. Мариинский Посад Чувашская Республика
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Использование нейроигр (нейроскакалки) в работе специалистов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование нейроигр (нейроскакалки)
в работе специалистов ДОУ.
Одной из задач реализации ФОП дошкольного образования выступает
физическое развитие детей дошкольного возраста, включающее в себя:
–
развитие
двигательной
активности
дошкольников
(координация
и
ловкость);
– формирование правильной опорно-двигательной системы организма
дошкольников
(развитие
координации,
мелкой
и
крупной
моторики,
равновесия, основных видов движения – ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны);
– овладение подвижными видами игр;
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
–
становление
ценностей
здорового
образа
жизни,
овладение
его
элементарными нормами и правилами [2].
Реализуя эти составляющие физического развития, воспитатели и инструктор
по физическому развитию ДОО находятся в поиске альтернативных,
интересных, новаторских подходов к выстраиванию образовательного
процесса на занятиях по физической культуре и на прогулках таким образом,
чтобы сделать процесс интересным и полезным для детей. Одним из
современных
средств,
которое
позволяет
решать
задачи
повышения
физической
активности
дошкольников
является
использование
нейроскакалки.
По мнению психологов, нейропсихологов, нейроскакалка представляет собой
двигательный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок,
межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность детей. Это
не
просто
«новомодная
игрушка»,
а
действенный
тренажер
для
дошкольников, благодаря которому у детей быстрее разогреваются мышцы,
укрепляется
сердце,
развивается
координация,
ловкость,
внимание,
концентрация, выносливость и прочее.
Нейроскакалку рекомендуют применять в работе с дошкольниками от 4 лет,
поскольку данный спортивный тренажер позволяет:
– развить у детей дошкольного возраста умений концентрироваться на
нескольких действия одновременно (одна нога вращается, вторая прыгает);
– быстрее насытить кислородом мозг, что приводит к повышению скорости
мыслительных процессов;
– повысить общий тонус организма ребенка;
Сама техника пользования нейроскакалкой может применяться, исходя из
принципа «от простого к сложному», т.е. сначала дошкольников обучают
пользованию данным снарядом, а затем усложняют процесс, добавляя
движения рук, прыжков в движении, различных атрибутов и пр.
Нейроскакалка
используется
и
при
проведении
спортивных
эстафет
(например,
«День
здоровья»),
спортивных
игр,
игровых
заданий
и
упражнений, как на занятиях по физической культуре, так и во время
прогулок. Нейроскакалку мы используем в индивидуальной и групповой
работе.
Успех совместной коррекционно – педагогической работы с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно
организованного взаимодействия специалистов детского сада: учителя –
логопеда и инструктора по физической культуре, родителей. Каждый из них,
решая
свои
задачи,
определённые
образовательными
программами
и
положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении
правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы,
высших психических функций и укрепления здоровья.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень
часто желание учителя – логопеда научить и владение методикой коррекции
речи бывает явно недостаточно для положительных результатов в речевом
развитии дошкольников. Детям неинтересно ежедневное проговаривание
материала для автоматизации звука. При использовании новых технологий,
благодаря
мотивации,
у
детей
возрастает
заинтересованность
в
логопедических занятиях, а коррекционный процесс происходит весело и
заинтересованно.(3)
Свобода движения – свойство, присущее всему живому, одно из главных
условий жизни. Именно в движении ребенок совершает удивительные
успехи, осваивая новое пространство и расширяя поле своей деятельности.
(3)
Использование
нейроскакалки
на
коррекционных
занятиях
позволяет
развивать межполушарные связи, синхронизирует работу обоих полушарий
коры головного мозга, активизируют работу речевого центра (центр Брока и
зона Вернике) в КГМ, благодаря включенности в работу центра движения
(отдел
ГМ
Мозжечок).
Развивается
скорость
реакции
к
быстрому
переключению внимания, создавая новые нейронные связи в головном мозге
ребенка.
Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и
выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем
ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический
тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения
мыслительных процессов. Нейроскакалка развивает способность удерживать
в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в
общем ритме.
Прыгать
на
нейроскакалке
под
веселую
музыку,
рассказывать
стихотворения,
повторять
и
закреплять
чистоговорки,
закреплять
произношение
изолированного
звука
–
множество
вариантов
для
использования данного нейротренажера. А если включить музыку и скакать в
ритм, развивается ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки
считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды
(времена года, месяца, дни недели, развивается также левое полушарие).
Таким образом, использование нейроскакалки на занятиях по коррекции речи
и физической культуре с детьми дошкольного возраста, как показал
практической
опыт,
позволяет
повысить
качество
коррекционной
логопедической
работы,
повышает
развитие
двигательных
качеств,
координации движений, концентрации внимания на занятиях. А так как
родители являются активными участниками образовательного процесса, то
их вовлечение в данную деятельность тоже не остается без следа.
Нейроскакалку можно использовать в совместных играх с детьми в стенах
дома, выполнении рекомендаций логопеда. А главное – оторвать ребенка от
постоянного использования гаджетов. Это позволяет сплотить членов семьи,
разнообразить
досуг,
приобщить
всех
членов
семьи
к
активному
времяпрепровождению.
Список литературы и интернет-источников
1. Долганова И.В. Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и
межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста / И.В.
Долганова, Н.И. Никулина, М. А. Вилесова, Н.С. Соловьева. – Текст :
непосредственный
//
Педагогическое
мастерство
:
материалы
XLIII
Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). – Казань : Молодой
ученый, 2023. – С. 1-6.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» с изменениями и дополнениями от 17 февраля 2023 года.
3. Гарат Е.А. Современные логопедические пособия: обучение речи через
движение. Ж. Логопед №3 2024 г.
4. Кондратенко Ю.Е. Использование нейроигр в работе с детьми с ТНР. Ж.
Логопед №3 2024 г.