Напоминание

Программа спортивной подготовки, отбор и досуг перспективных спортсменов


Автор: Юрий Николаевич Лемешкин
Должность: тренер-преподаватель по конькобежному спорту
Учебное заведение: МАУ ДО "СШ № 4"
Населённый пункт: Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: Программа спортивной подготовки, отбор и досуг перспективных спортсменов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа спортивной подготовки,

отбор и досуг перспективных спортсменов.

Социологические

опросы

молодежи,

занимающейся

спортом,

показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни,

обществе, мире в целом. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие

важные для современного общества ценности, как равенство шансов на

успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только

соперника, но и самого себя.

Физическая культура и спорт обладают мощным воздействием на

личность. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать

«удары судьбы». Физическая культура и спорт формируют личность,

заставляют бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря

спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту.

Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и

организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Противоречие

между

требованиями

государства

к

воспитанию

здоровой, физически и нравственно совершенной личности будущего

гражданина России и существующей системой физического воспитания

юных спортсменов.

Проблема в создании педагогической системы по становлению и

развитию личности юного спортсмена.

Объект анализа являлся учебно-тренировочный процесс в условиях

ГБОУ СПО СО «Училище олимпийского резерва №1 (колледж)».

Предмет анализа – эффективность и результативность применяемых

форм и методов в подготовке юных спортсменов.

За время моей работы, мне удалось накопить достаточный объем

знаний о достижениях педагогической науки и практики, теории и методики

физического воспитания и спорта, возрастной психологии и физиологии, что

позволило

разработать

методические

основы

подготовки

учащихся

отделения конькобежного спорта в возрасте 12-18 лет, что и являлось целью

2

моей деятельности в ГБОУ СПО СО «Училище олимпийского резерва №1

(колледж)».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

-

совместно

с

инструктором-методистом

разработана

учебная

программа на основании ФССП отделения конькобежного спорта для

подготовки спортсменов 12-18 лет, адаптированные к условиям ГБОУ СПО

СО «Училища олимпийского резерва №1 (колледж)»;

- организация просмотровых сборов для абитуриентов в весенне-

летний период для отбора и последующего зачисления более перспективных

юных конькобежцев в училище олимпийского резерва;

- организация досуга учащихся после учебно-тренировочных занятий

с целю поднятия эмоционального настроения и повышения двигательной

активности.

1. Учебная программа

На основании ФССП и примерных программ спортивной подготовки

для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-

юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего

спортивного мастерства, типовых программ была разработана учебная

программа «Конькобежный спорт», адаптированная к условиям Училища

олимпийского резерва.

Целью данной программы является подготовка спортсменов высокой

квалификации, резерва сборной команды России и состоит в том, чтобы

воспитанники училища при переходе во взрослый спорт по уровню

подготовленности

обладали

потенциалом

для

достижения

весомых

спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга.

Программа предназначена для дополнительного образования детей

среднего

и

старшего

школьного

возраста

(11-18

лет),

проявивших

способности в спорте, прошедших предварительную подготовку в детско-

юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских

спортивных

школах

олимпийского

резерва

или

других

учреждениях

3

спортивной направленности, прошедших конкурсных отбор и поступивших в

училище олимпийского резерва.

Программа

содержат

научно-обоснованные

рекомендации

по

построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса в

условиях училища олимпийского резерва на учебно-тренировочном этапе,

этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного

мастерства.

Основными задачами разработанной учебной программы выступают:

укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию,

развитие

основных

двигательных

качеств,

совершенное

овладение

спортивной техникой и тактикой, достижение интеграции всех качеств,

навыков, знаний и умение реализовать в соревнованиях всё приобретённое в

процессе спортивной подготовки, предупреждение спортивных травм,

перенапряжений,

проведение

реабилитационно-профилактических

и

восстановительных

мероприятий,

круглогодичной

специализированной

подготовки перспективных спортсменов для достижения ими высоких

стабильных результатов.

Учебная программа состоит из теоретического и практического

разделов. Перечень тем по теоретической подготовке представлен в учебно-

тематическом плане. Знания по теоретическому разделу обучающиеся

осваивают в процессе занятий следующих типов: лекции, беседы, просмотр

видеофильмов, изучение литературы.

Процесс спортивного совершенствования по практическому разделу

осуществляется

в

следующих

основных

видах:

учебно-тренировочное

занятие, учебно-тренировочный сбор, соревнование, инструкторская и

судейская

практика,

а

также

другие,

в

том

числе

занятия

по

индивидуальному плану.

Практическая подготовка спортсменов осуществляется по следующим

разделам:

1) общая физическая подготовка

4

2) специальная физическая подготовка

3) техническая подготовка

4) тактическая подготовка

5) участие в соревнованиях по конькобежному спорту

6) выполнение контрольных нормативов, тестов

7) восстановительные средства и мероприятия

8) инструкторская и судейская практика.

Для обучающихся в Училище олимпийского резерва установлены

следующие этапы подготовки:

- учебно-тренировочный этап;

- этап совершенствования спортивного мастерства;

- этап высшего спортивного мастерства.

На учебно-тренировочном этапе проходят спортивную подготовку

практически здоровые учащиеся, освоившие необходимые навыки на этапе

начальной подготовки и имеющие спортивный разряд. Минимальный

возраст занимающихся – 12 лет, максимальная продолжительность этапа – 5

лет. При объединении в одну группу обучающихся разных возрастов и

спортивной подготовленности наполняемость не должна превышать 20

человек.

На этап спортивного совершенствования зачисляются и продолжают

спортивную

подготовку

обучающиеся,

имеющие

и

выполнившие

спортивный разряд не ниже "Кандидата в мастера спорта России".

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются и продолжают

спортивное совершенствование перспективные спортсмены, имеющие и

выполнившие требования норматива "Мастер спорта России".

2. Спортивный отбор – как один из основных этапов

Вопросы отбора и подготовки спортивных резервов продолжают

оставаться центральной проблемой теории и методики юношеского спорта.

Большой

интерес

к

этой

проблеме

объясняется

ростом

спортивных

результатов и настолько высоким их уровнем, что приблизиться к ним или

5

превысить этот уровень может далеко не каждый. Отсюда возникает

необходимость поиска физически одаренных, талантливых детей, которые

могли бы показывать высокие результаты в экстремальных ситуациях,

являющихся характерной особенностью спорта.

Н.Ж.Булгакова

(1998)

считает,

что

отбор

это

чрезвычайно

многоплановая

проблема:

социально-экономическая,

философская,

этическая, педагогическая. Есть в этой проблеме чисто практическое

направление: как и на основе каких показателей проводить отбор, чтобы его

эффективность была минимальной.

Так же специалист считает, что не маловажную роль играют

модельные характеристики спортсмена, под которыми понимается уточнение

требований, которым должен соответствовать спортсмен экстракласса в

конкретном виде спорта. Для этого проводятся обследования таких

спортсменов.

Целью данных обследований, по мнению Н.Ж.Булгаковой является

поиск наиболее информативных в прогностическом плане физических

качеств, обуславливающих высокие спортивные достижения. При этом

большое внимание уделяется антропометрическим измерениям спортсменов

– определению их роста, веса, соотношения рычагов и пропорций, так как в

некоторых видах спорта достижения зависят от особенностей телосложения.

Ее экспериментальные данные, полученные при измерении спортсменов,

подтверждают, что для успеха в том или ином виде спорта нужно обладать

соответствующим типом телосложения.

По ее мнению, для достижения высоких спортивных результатов

большое значение имеет уровень развития физических качеств, особенно

физической работоспособности. В циклических видах спорта, требующих

значительное проявление выносливости, была установлена зависимость

спортивных

результатов

от

эффективности

систем

энергетического

обеспечения деятельности.

6

Для комплектования Училища олимпийского резерва на 2024-2025

учебный год необходимо было привлекать наиболее талантливых юных

спортсменов из различных районов Свердловской области.

Во время просмотрового сбора, мной был проведен тщательный

анализ

результатов

выступлений

юных

спортсменов

области

на

соревнованиях различного ранга в спортивном сезоне 2023-2024 г.г.

Далее была проведена работа со спортивными школами области по

направлению учащихся на просмотровые сборы в Училище олимпийского

резерва на летний период.

В связи с этим перед нами встала такая проблема, как просмотр

большого количества детей, которых мы пригласили на просмотровый сбор в

летний период. Важное значение, для решения данной проблемы, имеют

совместная работа и наблюдения тренера-преподавателя, работающего в

училище, и тренера-преподавателя, передающего спортсмена.

Так

же,

мы

изучали

возможности

абитуриентов

на

основе

педагогических наблюдений в процессе учебно-тренировочных занятий,

контрольных

испытаний,

соревнований

и

комплектовали

учебно-

тренировочные группы из числа наиболее способных абитуриентов.

Одновременно со спортивно-технической оценкой осуществляется

подробный медицинский осмотр, данные которого должны стать основой

окончательного решения и зачисления абитуриентов в училище.

Так же важно установит на данном этапе контакт с родителями,

которые могут дать дополнительную информацию о способностях и волевых

качествах ребенка.

В результате, нам удалось просмотреть более 10 абитуриентов из

разных городов с разным уровнем подготовленности. По результатам

проведенных просмотровых сборов и итогам работы приемной и конкурсной

комиссии на 2024-2025 учебный год на отделение конькобежного спорта

было зачислено 2 наиболее перспективных спортсменов, которые сейчас

успешно проходят обучение.

7

3.

Организация досуга

Главной

целью

досуга

абитуриентов

является

создание

благоприятных условий для отдыха, повышение физической и технической

подготовки юных спортсменов. Задачи: укрепление здоровья, воспитание

потребности быть здоровым, повышение мастерства каждого спортсмена,

совершенствование

умений

и

навыков,

полученных

на

учебно-

тренировочных занятиях, пропаганда здорового образа жизни без вредных

привычек.

Важным

аспектом

укрепления

здоровья

являются

учебно-

тренировочные занятия, спортивные и подвижные игры на свежем воздухе.

С этой целью воспитанники участвуют в свободное от тренировок

время

в

«Первенстве

по

спортивным

и

подвижным

играм

между

отделениями».

В программу «Первенство по спортивным и подвижным играм»

входят:

1.«Веселые старты»;

2.мини-футбол;

3.баскетбол;

4.Первенство

по

мини-футболу,

участниками,

которого

стали

тренеры-преподаватели и победившая команда отделения.

В Первенстве по спортивным и подвижным играм могут принять

участие все желающие учащиеся и абитуриенты училища.

8

4. Мониторинг «Первенства спортивных и подвижных игр»

Мониторинг реализации «Первенство по спортивным играм между

отделениями» в таблицах.

№ 1. «Веселые старты».

В

соревнованиях

принимали

участие

учащиеся

и

абитуриенты

отделений 2009-2010 г.р.; 2011-2012 г.р.

Протокол результатов «Веселых стартов» среди отделений.

Отделения

1

эстафет

а

2

эстафет

а

3

эстафет

а

4

эстафет

а

5

эстафет

а

6

эстафет

а

7

эстафет

а

8

эстафет

а

Очк

и

Мест

о

1

Биатлон

2

2

3

1

2

1

2

1

14

1

2

Коньки

3

3

1

2

4

4

2

4

23

2

3

Шорт-трек

4

3

6

4

3

3

1

3

27

4

4

Лыжные

гонки

1

1

2

6

1

2

5

5

23

2

№ 2. Мини-футбол

В

соревнованиях

принимали

участие

учащиеся

и

абитуриенты

отделений 2008-2009 г.р.; 2010-2011 г.р.; 2012 г.р. и младше.

Таблица результатов по мини-футболу среди отделений.

Юноши 2012 г.р. и младше

Фамилия участника

1

2

3

Итого

очков

Место

1

Биатлон-л/гонки

1

1:1

0

1:5

1

2

2

Конькобежный спорт-Шорт-трек

3

9:0

3

5:1

6

1

Таблица результатов по мини-футболу среди отделений.

Юноши 2010-2011 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

4

Итого

очков

Место

1

Коньки

1

1:1

1

1:1

3

1:0

5

2

(3:2)

2

Биатлон

1

1:1

3

2:0

1

0:0

5

1

(3:1)

3

Лыжные гонки

0

0:1

1

0:0

3

4:0

4

3

9

Таблица результатов по мини-футболу среди отделений.

Юноши 2008-2009 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

4

Итого

очков

Место

1

Конькобежный спорт-Шорт-трек

3

8:4

3

2:1

3

9:1

9

1

2

Биатлон

0

1:2

3

5:3

3

4:0

6

2

3

Лыжные гонки

0

1:9

3

5:1

0

0:4

3

3

Таблица результатов по мини-футболу среди отделений.

Девушки 2008-2009 г.р.

Фамилия участника

1

2

Итого

очков

Место

1

Конькобежный спорт-Шорт-трек

0

0:2

0

2

2

Биатлон-л/гонки

3

2:1

3

1

№ 3. Баскетбол

В соревнованиях

принимали участие учащиеся и абитуриенты

отделений 2008-2009 г.р.; 2010-2011 г.р.

Таблица результатов по баскетболу среди отделений.

Юноши 2010-2011 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

Итого

очков

Место

1

Биатлон

1

20:1

3

1

31:1

1

2

1

2

Коньки

0

13:2

0

1

4:2

1

2

3

Лыжные гонки

0

11:3

1

0

2:4

0

3

10

Таблица результатов по баскетболу среди отделений.

Девушки 2010-2011 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

4

Итого

очков

Место

2

Конькобежный спорт-Шорт-трек

1

1:1

1

1:1

3

1:0

5

2

(3:2)

1

Биатлон

1

1:1

3

2:0

1

0:0

5

1

(3:1)

3

Лыжные гонки

0

0:1

1

0:0

3

4:0

4

3

Таблица результатов по баскетболу среди отделений.

Юноши 2008-2009 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

Итого

очков

Место

1

Конькобежный спорт-Шорт-трек

1

4:0

1

3:0

2

1

2

Биатлон

0

0:5

0

0:3

0

3

3

Лыжные гонки

1

5:0

0

0:4

1

2

Таблица результатов по баскетболу среди отделений.

Девушки 2008-2009 г.р.

Фамилия участника

1

2

3

Итого

очков

Место

1

Конькобежный спорт-Шорт-трек

1

4:0

1

3:0

2

2

2

Лыжные гонки

0

0:5

0

0:3

0

1

3

Биатлон

1

5:0

0

0:4

1

3

№ 4. Мини-футбол

Тренеры-преподаватели и победители сборной команды отделений

биатлон/конькобежный спорт по мини-футболу.

Фамилия участника

1

2

Итого

Место

11

очков

1

Тренеры-преподаватели

0

3:4

0

2

2

Биатлон

3

4:3

3

1

12

"Веселые старты"

мини-футбол

баскетбол

Биатлон

10

38

36

Л/гонки

9

35

37

Коньк. спорт

9

38

37

Шорт-трек

7

33

35

2,5

7,5

12,5

17,5

22,5

27,5

32,5

37,5

10

38

36

9

35

37

9

38

37

7

33

35

Мониторинг результатов первенства спортивных и подвижных игр

среди отделений училища

О ч к и

Очки:

1 место – 10 очков

3 место – 8 очков

2 место – 9 очков

4 место – 7 очков

13

1 место

2 место

3 место

4 место

Биатлон

84

84

NaN

NaN

Л\гонки

NaN

NaN

81

NaN

Коньк. спорт

84

84

NaN

NaN

Шорт-трек

NaN

NaN

NaN

75

71

73

75

77

79

81

83

85

84

84

84

84

81

75

Мониторинг итога результатов первенства по спортивным и подвижным играм

среди отделений училища

О ч к и

14

Эффективность организации мероприятия подтверждает укрепление

здоровья,

улучшение

спортивных

показателей,

эмоционально-

психологический

подъем,

раскрытие

индивидуальных

способностей,

творческой активности, лидерства, развитие сплоченности, взаимопонимания

и уважения в спортивном коллективе.

В дальнейшем я планирую продолжить работать над методикой

отбора перспективных юных спортсменов, выстраивая свою педагогическую

деятельность с учетом основных направлений современной образовательной

политики.

Совместно с инструктором-методистом разрабатывать методические

рекомендации. Для этого необходимо постоянно быть информированным по

издаваемым нормативно-правовым документам, владеть новой информацией

по развитию современных методик и технологий в физической культуре и

спорте.

Выводы

Решение задач, поставленных мной позволило сделать следующие

выводы:

1.

Разработанная

мной

программа

совместно

с

инструктором-

методистом, позволила решать основные задачи на каждом этапе спортивной

подготовки.

2.

Практический опыт и наблюдения позволяют говорить о том, что

только системный подход к решению спортивного отбора может привести к

успеху.

3.

Организация спортивного мероприятия позволяет констатировать,

что участие воспитанников в организации досуга эффективна, так как

поднимает у юных спортсменов эмоциональный настрой и повышает

двигательную активность.



В раздел образования