Автор: Новикова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Конструирование в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей "Конструирование в жизни ребенка"
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является
конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут
«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора,
ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных
подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая
деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и
умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает
многие знания, умения и навыки.
1.
Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные
способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как:
право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной
объект.
2.
Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь
ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того,
что получится.
3.
Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,
описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих
действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка,
расширяется его словарный запас.
4.
Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это
крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как
усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение
планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6.
А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для
фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам
и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые
кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3
кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор
ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами,
призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей
с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,
после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец
взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более
самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов,
кукольной мебели).
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте
оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору
строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки,
куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-
то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми
приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным
условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит
очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо
переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым.
Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с
одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более
опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с
каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный
набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров,
брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности.
Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении
всего дошкольного возраста.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно.
Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и
«взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной
деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-
либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется
большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в
сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства,
зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка
радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не
разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать
все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей
действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным
архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к
конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и
художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни,
маяки).