Напоминание

«Ребёнок открывает мир природы»


Автор: Изибаева Ирина Нуримановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Умка"
Населённый пункт: Сургутский район , гп Федоровский
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: «Ребёнок открывает мир природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум «Ребёнок открывает мир природы»

Подготовила: Изибаева И. Н

Цель семинара-практикума: Развитие у педагогов навыков организации

образовательной деятельности, направленной на ознакомление детей с

окружающим миром и формирование у них бережного отношения к природе.

Задачи семинара-практикума:

1.

Повышение уровня знаний педагогов о методах и формах работы с детьми

по теме ознакомления с природой.

2.

Ознакомление с современными подходами к экологическому

образованию.

3.

Разработка и апробация практических заданий и игровых форм работы с

детьми.

4.

Развитие творческого потенциала педагогов в области экологического

образования.

Программа семинара-практикума:

Часть I: Теоретическая часть

1.

Введение в тему: Зачем нужно знакомить ребёнка с природой?

o

Значение природы в развитии личности ребёнка.

Природа играет огромную роль в гармоничном развитии личности ребёнка. Она

оказывает влияние на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и

социальное становление маленького человека. Рассмотрим основные аспекты

этого влияния подробнее.

Физическое развитие

Природная среда предоставляет множество возможностей для

физической активности: бег, прыжки, лазание, катание на велосипеде и многое

другое. Это способствует укреплению мышц, развитию координации движений

и улучшению общего физического состояния ребёнка.

Прогулки на свежем воздухе улучшают кровообращение, насыщают

организм кислородом, укрепляют иммунитет и способствуют здоровому сну.

Закаливание. Контакт с различными природными условиями (солнечный свет,

ветер, дождь) помогает организму адаптироваться к изменениям температуры и

влажности, что укрепляет здоровье ребёнка.

Эмоциональное развитие

Общение с природой успокаивает нервную систему, снижает уровень

стресса и тревожности. Дети, проводящие больше времени на природе, обычно

более спокойны и уравновешены.

Красота природы вдохновляет на творчество: рисование, сочинение

стихов, музыку. Это помогает ребёнку выражать свои эмоции и чувства.

Играя на природе, ребёнок испытывает радость и удовольствие, что

положительно сказывается на его психическом состоянии.

Интеллектуальное развитие

Природа предоставляет бесконечное количество объектов для изучения:

растения, животные, камни, вода и т.д. Это стимулирует любопытство и

желание узнать больше о мире вокруг себя.

Наблюдая за природными явлениями, ребёнок учится анализировать,

сравнивать, делать выводы. Это развивает логику, память и воображение.

Формирование экологического сознания. Знакомство с природой способствует

пониманию взаимосвязей в экосистеме, что закладывает основы экологического

мышления и ответственности за окружающую среду.

Социальное развитие

Совместные прогулки на природу, участие в играх и активностях на

свежем воздухе способствуют развитию коммуникативных навыков, умению

работать в команде и находить общий язык с другими людьми.

Опыт общения с природой помогает ребёнку лучше понимать и

принимать разнообразие мира, что способствует социальной адаптации и

толерантности.

Уход за растениями и животными учит ребёнка заботиться о других

живых существах, проявлять сочувствие и ответственность.

Таким образом, природа является важным фактором в комплексном

развитии личности ребёнка. Она влияет на все аспекты его жизни: физическую

форму, эмоциональное состояние, умственное развитие и социальные навыки.

Поэтому очень важно предоставлять детям возможность часто бывать на

природе, знакомиться с её богатством и учиться жить в гармонии с

окружающим миром.

o

Основные цели и задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на формирование

у детей первых представлений о природе, её значении и правилах

взаимодействия с ней. Основные цели и задачи экологического воспитания для

этой возрастной группы включают:

Цели экологического воспитания дошкольников

1.

Формирование интереса к природе: Стимулировать у детей естественное

любопытство и желание познавать окружающий природный мир.

2.

Развитие элементарных экологических понятий: Познакомить детей с

основными объектами живой и неживой природы, научить различать

растения, животных, времена года и т.п.

3.

Воспитание бережного отношения к природе: Научить детей уважительно

и аккуратно обращаться с природными объектами, объясняя, почему это

важно.

4.

Развитие эмоциональной отзывчивости: Вызвать у детей положительные

эмоции и чувства при взаимодействии с природой, способствовать

развитию эмпатии и сострадания к живым существам.

5.

Формирование начальных навыков природоохранной деятельности:

Прививать детям простые навыки, такие как уборка мусора, полив

растений, кормление птиц зимой и т.д.

Задачи экологического воспитания дошкольников

1.

Ознакомление с окружающим миром: Проводить регулярные наблюдения

за природой, рассказывать детям о сезонных изменениях, погодных

условиях, поведении животных и росте растений.

2.

Развитие сенсорики и моторики: Включать в образовательный процесс

тактильные, слуховые и визуальные элементы, чтобы дети могли

непосредственно взаимодействовать с природными материалами (песок,

вода, листья, камни и т.д.).

3.

Использование игровой деятельности: Применять игровые методы для

закрепления знаний о природе, например, ролевые игры ("садовод",

"ветеринар"), подвижные игры на свежем воздухе, театрализованные

представления.

4.

Проведение творческих занятий: Организовывать художественные и

ремесленные занятия, связанные с природой (рисование, лепка,

аппликации), используя натуральные материалы.

5.

Участие в практических действиях: Включать детей в простые

природоохранные акции, такие как посадка цветов, уход за комнатными

растениями, изготовление кормушек для птиц.

6.

Рассказы и чтение книг о природе: Читать детям сказки, рассказы и стихи

о природе, показывать иллюстрации и мультфильмы, объясняющие

важность бережного отношения к окружающей среде.

7.

Организация экскурсий и походов: Планировать регулярные выезды на

природу, посещение парков, лесов, зоопарков и ботанических садов,

чтобы дети могли увидеть разнообразие флоры и фауны.

8.

Взаимодействие с родителями: Привлекать родителей к участию в

экологических мероприятиях, проводить совместные семейные акции и

праздники, направленные на охрану природы.

Реализация этих целей и задач способствует раннему формированию у

детей экологической культуры, которая станет основой для дальнейшего

развития ответственного и сознательного отношения к природе.

2.

Методы и формы работы с детьми по теме природы

o

Наблюдения за природой.

o

Экспериментальная деятельность.

o

Творческие задания.

o

Игровые методы.

3.

Современные подходы к экологическому образованию

o

Интеграция экологических тем в образовательные программы.

o

Проектный метод в работе с детьми.

o

Использование ИКТ-технологий в обучении.

4.

Возрастные особенности восприятия природы детьми

o

Особенности восприятия природы детьми разных возрастных

групп.

o

Адаптация методик и материалов к возрастным особенностям.

Часть II: Практическая часть

1.

Разработка и проведение мастер-класса

o

Участники делятся на группы и разрабатывают мастер-класс по

одной из предложенных тем (например, "Наблюдение за птицами",

"Эксперименты с водой").

o

Презентация и обсуждение результатов.

2.

Игры и упражнения на свежем воздухе

o

Проведение практических упражнений и игр на открытом воздухе,

направленных на знакомство с природой.

o

Обмен опытом и обсуждение эффективности использованных

методов.

3.

Создание дидактических материалов

o

Разработка и создание дидактических материалов для

использования в работе с детьми (картинки, карточки, игровые

пособия).

o

Оценка качества созданных материалов и их пригодности для

применения в образовательной деятельности.

4.

Обратная связь и рефлексия

o

Педагоги делятся впечатлениями о проведённом семинаре,

обсуждают трудности и успехи.

o

Заполнение анкет обратной связи.

Ожидаемые результаты:

1.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в

вопросах экологического воспитания.

2.

Разработка новых учебных материалов и методик для работы с детьми.

3.

Укрепление междисциплинарного взаимодействия среди педагогов.

4.

Улучшение качества образовательного процесса в области знакомства

детей с природой.

Заключительные рекомендации:

Педагогам рекомендуется продолжить работу над совершенствованием своих

профессиональных навыков в области экологического образования, регулярно

участвовать в подобных семинарах и тренингах, а также активно внедрять новые

методики и материалы в свою ежедневную практику.



В раздел образования