Авторы: Демиденко Наталья Александровна, Наталья Александровна Демиденко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Тимашевский СРЦН"
Населённый пункт: Краснодарский край, Тимашевский район, п.Советский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказ о русской матрешке
Раздел: дополнительное образование
ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН»
Конспект занятия по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
реабилитации воспитанников «Простые истины»
«Сказ о русской матрешке»
Младшая реабилитационная группа
Воспитатель:
Н.А.Демиденко
Пояснительная записка
Одна из ведущих целей воспитания и обучения - передача ребятам
основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности
опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения
человека
к
окружающему
миру.
Изучение
традиционных
народных
промыслов
способствует
пониманию
подрастающими
поколениями
особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания
подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия.
Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России
через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей
матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку, развивать интерес
детей к народному искусству, воспитывать эстетическое отношение и любовь
к бытовой культуре, предметам искусства.
Оборудование: деревянная матрешка, шаблоны матрешек, презентация,
дидактические игры (карточки).
Методы и приемы: рассказ, беседа,
работа с наглядным материалом,
демонстрация, практическая работа.
Используемые педагогические технологии: элементы
здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, информационно-
коммуникационные технологии.
Форма проведения: групповая.
Ход занятия
1.Орг.момент. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать сказки? (ответы детей)
Послушайте сказку:
В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые
Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка,
Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и
наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька
чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по
хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца:
«Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец
отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А
государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было
сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была
тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе.
Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл
Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот,
Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не
оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка
Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно
такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в
ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе
с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину
куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И
остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и
получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико
красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не
забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её
Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой
укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей
рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так
быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог
на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по
всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали
делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у
всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта
Матрёшка к нам в дом пришла.
Воспитатель: О чем вы узнали из сказки?
Сегодня к нам в гости пришла матрешка Матрена. (Показ матрешки).
А когда и как появилась матрешка, мы узнаем на занятии.
2.Основная часть.
Воспитатель: Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды
из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. (Слайд
1) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там
третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим
старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел
Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее
расписал. (Слайд 2) Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки
с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша
Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково –
Матрешкой.
Наиболее известны четыре вида матрёшек, слушайте и смотрите:
1.
Семёновская матрёшка. (Слайд 3)
Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и
название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том,
что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у
матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: платок завязан как?
Дети: на узелок.
Воспитатель:
дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи
используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Дидактическая игра «Собери матрешки».
Матрешка Матрена приготовила нам вот такую игру: вам необходимо
собрать матрешку из частей.
(Дети выполняют задание)
Проверка задания.
Сергиев – Посадская матрешка. (Слайд 4)
Я из Сергиева – Посада!
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель:
Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок,
кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину,
то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена
матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
Дидактическая игра «Найди отличия».
Матрена приготовила нам следующее задание: найдите 10 отличий у двух, на
первый взгляд, одинаковых матрешек.
(Дети выполняют задание)
Проверка задания.
Полхов - Майданская матрёшка. (Слайд 5)
Мы матрешки из Полхов –Майдана!
Можем стать звездой экрана.
Украшен наш наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука.
Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На
голове полушалок с цветами.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку
вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам,
повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Воронежская матрешка. (Слайд 6)
Рубаха, черная понева,
Яркий ситцевый платок.
«Это кукла из Воронежа! »
Смело скажет нам знаток.
Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой
воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с
мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме
матрешка
напоминает
пасхальное
яйцо,
что
символизирует
жизнь,
бесконечность
рода
человеческого.
Яйцеобразная
форма
получилась
случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую
по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с
цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует
солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, –
символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три
цвета – белый, черный и красный.
Дидактическая игра «Найди 2 одинаковые матрешки».
И еще одну игру приготовила вам Матрена. Кто быстрее найдет 2
одинаковые матрешки?
3. Творческая деятельность.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть
Матрешки?
Дети: веселые,
озорные,
игривые,
радостные,
праздничные,
добрые,
ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах.
И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных
сказок.
Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать
своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для
этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка
ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе
(поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про
осанку и по правила работы с кистью).
Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Каждому из вас я дала шаблон матрешки. Вам необходимо ее
расписать. (Расписывать можно карандашами или красками)
Выполнение задания детьми.
Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая
Матрёшка хороша по-своему, и они символизируют любовь и дружбу.
Давайте сделаем выставку наших работ. Вы настоящие мастера!
3.Итог занятия.
Рефлексия
- Продолжи фразу.
Сегодня я узнал …
Первым мастером, который выточил матрешку, был …
Расписал первую матрешку…
Наше занятие закончилось. Нам надо прощаться с нашей гостьей. Матрешке
Матрене все дружно скажем: «До свидания!»
Приложение
1.Презентация
Слайлд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
2.Дидактические игры
«Собери матрешки»
«Найди отличия»
«Найди 2 одинаковые матрешки»
3.Трафарет