Напоминание

Сказ о русской матрешке


Авторы: Демиденко Наталья Александровна, Наталья Александровна Демиденко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Тимашевский СРЦН"
Населённый пункт: Краснодарский край, Тимашевский район, п.Советский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказ о русской матрешке
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН»

Конспект занятия по дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

реабилитации воспитанников «Простые истины»

«Сказ о русской матрешке»

Младшая реабилитационная группа

Воспитатель:

Н.А.Демиденко

Пояснительная записка

Одна из ведущих целей воспитания и обучения - передача ребятам

основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности

опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения

человека

к

окружающему

миру.

Изучение

традиционных

народных

промыслов

способствует

пониманию

подрастающими

поколениями

особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания

подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия.

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России

через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей

матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку, развивать интерес

детей к народному искусству, воспитывать эстетическое отношение и любовь

к бытовой культуре, предметам искусства.

Оборудование: деревянная матрешка, шаблоны матрешек, презентация,

дидактические игры (карточки).

Методы и приемы: рассказ, беседа,

работа с наглядным материалом,

демонстрация, практическая работа.

Используемые педагогические технологии: элементы

здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, информационно-

коммуникационные технологии.

Форма проведения: групповая.

Ход занятия

1.Орг.момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать сказки? (ответы детей)

Послушайте сказку:

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые

Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка,

Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и

наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька

чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по

хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца:

«Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец

отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А

государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было

сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была

тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе.

Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл

Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот,

Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не

оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка

Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно

такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в

ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе

с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину

куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И

остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и

получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико

красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не

забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её

Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой

укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей

рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так

быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог

на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по

всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали

делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у

всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта

Матрёшка к нам в дом пришла.

Воспитатель: О чем вы узнали из сказки?

Сегодня к нам в гости пришла матрешка Матрена. (Показ матрешки).

А когда и как появилась матрешка, мы узнаем на занятии.

2.Основная часть.

Воспитатель: Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды

из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. (Слайд

1) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там

третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим

старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел

Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее

расписал. (Слайд 2) Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки

с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша

Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково –

Матрешкой.

Наиболее известны четыре вида матрёшек, слушайте и смотрите:

1.

Семёновская матрёшка. (Слайд 3)

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!

Мы в гости к вам пришли

И букет цветов садовых

Вам в подарок принесли.

Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и

название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том,

что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у

матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети: на узелок.

Воспитатель:

дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи

используют художники?

Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Дидактическая игра «Собери матрешки».

Матрешка Матрена приготовила нам вот такую игру: вам необходимо

собрать матрешку из частей.

(Дети выполняют задание)

Проверка задания.

Сергиев – Посадская матрешка. (Слайд 4)

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель:

Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок,

кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину,

то курицу.

Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена

матрёшка?

Дети: желтый, красный, синий.

Дидактическая игра «Найди отличия».

Матрена приготовила нам следующее задание: найдите 10 отличий у двух, на

первый взгляд, одинаковых матрешек.

(Дети выполняют задание)

Проверка задания.

Полхов - Майданская матрёшка. (Слайд 5)

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука.

Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На

голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку

вперед) топают матрешки (топают ногами).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам,

повороты туловища направо – налево).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).

Воронежская матрешка. (Слайд 6)

Рубаха, черная понева,

Яркий ситцевый платок.

«Это кукла из Воронежа! »

Смело скажет нам знаток.

Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой

воронежской матрешки» стала Елена Матвеева. Мастерскую она вместе с

мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме

матрешка

напоминает

пасхальное

яйцо,

что

символизирует

жизнь,

бесконечность

рода

человеческого.

Яйцеобразная

форма

получилась

случайно: однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую

по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый платок с

цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует

солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, –

символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три

цвета – белый, черный и красный.

Дидактическая игра «Найди 2 одинаковые матрешки».

И еще одну игру приготовила вам Матрена. Кто быстрее найдет 2

одинаковые матрешки?

3. Творческая деятельность.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть

Матрешки?

Дети: веселые,

озорные,

игривые,

радостные,

праздничные,

добрые,

ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах.

И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных

сказок.

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать

своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для

этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка

ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе

(поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про

осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели

И работать захотели.

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель: Каждому из вас я дала шаблон матрешки. Вам необходимо ее

расписать. (Расписывать можно карандашами или красками)

Выполнение задания детьми.

Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая

Матрёшка хороша по-своему, и они символизируют любовь и дружбу.

Давайте сделаем выставку наших работ. Вы настоящие мастера!

3.Итог занятия.

Рефлексия

- Продолжи фразу.

Сегодня я узнал …

Первым мастером, который выточил матрешку, был …

Расписал первую матрешку…

Наше занятие закончилось. Нам надо прощаться с нашей гостьей. Матрешке

Матрене все дружно скажем: «До свидания!»

Приложение

1.Презентация

Слайлд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

2.Дидактические игры

«Собери матрешки»

«Найди отличия»

«Найди 2 одинаковые матрешки»

3.Трафарет



В раздел образования