Автор: Мухомедчина Екатерина Ренатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: «Основная общеобразовательная школа № 13» - филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»
Населённый пункт: города Черногорска
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема полового воспитания среди школьников
Раздел: среднее образование
Проблема полового воспитания среди школьников
Мало кто из взрослых готов обсуждать с детьми темы полового воспитания,
и совершенно не все дети желают поднимать этот вопрос с родителями. Почему так
складывается? Откуда молодежь берет знания о своих взаимоотношениях, о других
полах и о создании семьи в будущем?
Половое воспитание не ограничивается лишь физическим контактом; это
сложная совокупность аспектов, которые формируют полноценную, психически и
физически здоровую личность.
В эпоху, когда доступ к информации стал проще благодаря интернету,
молодежи легче найти в Интернете советы о том, как следует вести себя с
противоположным полом (данная информация не всегда является положительной),
нежели обратиться к родным. Однако, размышляя об этом, немногие задумываются
о последствиях и своем здоровье. Здесь важно учитывать не только сексуальное
образование, но и духовные аспекты.
Определение
полового
воспитания
охватывает
любые
курсы,
рассматривающие интимную жизнь — от физиологии до психологии отношений и
гендерных ролей. Уроки этого направления важны для людей всех возрастов,
начиная с детей, которым объясняют идеи о согласии и границах, и заканчивая
взрослыми, которые стремятся восполнить пробелы в своих знаниях.
В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно
стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие
представления:
В 7-11 лет:
− были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых
изменениях в организме;
− о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о
деторождении;
− знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения,
возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых
влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой
зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели
к
детям
младшего
возраста,
объективно
возрастает
самостоятельность,
ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
− знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;
− понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах
взаимного уважения и равенства.
Подростки 11-14 лет:
−
умели
обсуждать
моральные
ценности,
знали
их
изменчивость,
неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
− должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;
−
знать
о
биологических
и
сексуальных
факторах,
влияющих
на
сексуальность;
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому
что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому
придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;
− знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного
поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и
подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия,
именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об
отношениях между полами);
− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости
важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного
представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить
беременность и др.);
− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать
сексуально активную жизнь;
− попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению,
выбору, форме реализации сексуального поведения;
− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать
сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).
Подростки 14-16 лет должны знать:
− биологические аспекты репродукции;
− о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;
− знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь
представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;
− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них
самих;
− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
− знать основы брачного законодательства;
− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.
Обобщая работы многих авторов о половом воспитании, к задачам полового
воспитания можно отнести:
1. Ознакомление с общепринятыми нормами полового поведения и
психосексуальной культурой, развитие личности;
2. Воспитание в человеке чувства уважения и ответственности по
отношению к другим, формирование адекватного взгляда на взаимоотношения
между людьми, в частности на отношения между мужчиной и женщиной.
3. Воспитание осознанного понимания в необходимости иметь крепкую и
здоровую семью, нескольких детей, необходимости в их воспитании.
4. Воспитание, направленное на понимание такого понятия, как здоровый
образ
жизни,
его
значимости,
важности
следить
за
своим
здоровьем
и
ответственного отношения к здоровью других людей.
5. Формирование чёткого отношения к понятию полового влечения,
осознанного понимания, что секс является частью такого чувства как любовь,
пропаганда воздержания и усвоение необходимых знаний о способах сублимации.
6. Ознакомление с такими важными понятиями как брак, формирование
семьи, получение знаний о физиологическом и психологическом развитии мужчин
и женщин, выработка умений общения с противоположным полом и правильным
представлением самого себя.
Существует ряд причин возникновения проблем полового воспитания:
1. Отсутствие
необходимой
информации,
т.е.
так
называемый
«информационный вакуум». И вместе с этим искажённая информация в интернете.
2. Стереотипное стеснение и нежелание родителей разговаривать со своими
детьми о половом воспитании. Желательно начинать с детства, в то время, как
многие родители вовсе не уделяют внимание этому вопросу на протяжении всего
периода взросления их ребёнка. Необразованность и попустительское отношение
родителей является основной причиной.
3. Отсутствие в школах квалифицированных преподавателей и необходимой
литературы.
К сожалению, в наше время в учебных заведениях недостаточно внимания
уделяют вопросам полового воспитания. В то время, как обучаться основам
полового воспитания намного эффективнее в школе, чем в индивидуальной форме.
Для детского коллектива есть возможность пригласить профессионала, провести
полноценное занятие, что не всегда могут сделать родители. Это необходимо для
того, чтобы минимизировать случаи ранних беременностей, абортов, а также
различные половые инфекции. Требуется не только обучение учителей, но и
введение специальных квалификаций и программ для детей. Кроме теоретических
знаний, у подростков должен быть личный пример. Отношения между родителями,
их восприятие себя, своего здоровья и семьи служат важным ориентиром для
детей. Половое воспитание должно охватывать широкий спектр — формирования
жизненных ценностей, моральных принципов и духовного развития.
Обратим внимание на религию. Иудейская этика основывается на учениях
Моисея и мудрости царя Соломона, который оставил за собой советы о
нормальном половом воспитании. Божественный план для брака и семьи остаётся
актуальным и сегодня. Важно, чтобы дети усваивали христианские принципы,
чтобы знать об освящении отношений между мужчиной и женщиной и
благословении интимной близости в браке. Дом является местом, где они могут
изучать, что значит быть родителем и каковы здоровые отношения между
супругами, а секс представляет собой выражение любви, благословлённой
Творцом. К сожалению, в современном мире, наполненном недостоверной
информацией, дети получают искаженные представления о важнейших аспектах
жизни. Мультфильмы 20-21 века часто учат детей не размышлять, размывая
границы между добром и злом. Поэтому родителям стоит прежде всего обучать
самих себя, чтобы правильно направлять своих детей.