Авторы: Абанина Оксана Анатольевна, Оксана Анатольевна Абанина
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 61" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методический рекомендации
Тема: «Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения: диагностика, коррекция, профилактика».
Раздел: дошкольное образование
Методические
рекомендации:
«Работа
с
детьми,
пострадавшими
от
жестокого обращения: диагностика, коррекция, профилактика».
Актуальность. Миф о том, что дети – это единственный привилегированный
класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом в
последние десятилетия разрушился. В средствах массовой информации то и дело
освещаются вопросы агрессивного, жестокого обращении с детьми. Еще совсем недавно
считалось, что антигуманное отношение к детям связано с эмоционально –волевыми
расстройствами
и
алкоголизмом
родителей,
их
нравственной
или
моральной
дефективностью. Однако анализ последнего десятилетия показа, что ребенок может
столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в
школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья по внешним признакам социально
благополучная, не является исключением.
Выступая на родительских собраниях, я часто задаю родителям вопрос о том,
что они делают в случае нарушения их ребенком правил и запретов. Ответы родителей
говорили, что в их семьях сочетаются разные формы наказания: ограничение в еде,
физические наказания (шлепки, подзатыльники), ограничение в прогулках и развлечениях,
вербальная агрессия (крик). Когда я говорю, что это поведение является жестокостью, то
многие родители активно возмущаются и соглашаются с максимум «жесткостью,
твердостью»,
необходимой
для
воспитания
ребенка.
Антигуманное
отношение
превратилось сегодня в обычное явление, очень часто родители не пытаются переключить
ребенка, объяснить ему что – то, договориться о компромиссе, а требуют моментального
выполнения его требований. Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает
из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни
подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне (занятость родителей
на работе) , и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые
ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание
принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от
других, и главное, педагогическое – когда общество, не несет ответственности за
воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.
Семейное насилие остается одним из наиболее страшных и тяжелых явлений,
накладывающий отпечаток на всю жизнь человека. Оно несёт с собой тяжкие моральные и
психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере
непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое
давление, которое ведёт к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится
дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.
Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10%
жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом
развитии, в эмоциональной сфере.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия:
собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое
обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход).
Жестокость в психологии – синоним слова «агрессия», которая трактуется как:
- поведение приносящая вред другому существу;
- намерение с целью нанесения вреда;
- демонстрация превосходства в силе или ее применение.
Господство одного человека над другим, угроза и применение силы, сохранение власти,
полный контроль, оскорбления, отсутствие эмоционального тепла – все это черты
насилия.
Понятно, что врачи, психологи, воспитатели сталкивались со случаями жестокого
обращения с детьми, поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого
обращения и его видов.
ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Существует много теорий, которые пытаются объяснить жестокое обращение с
детьми их родителями. Основная суть их сводится к тому, что насилие, как правило,
является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или
иных формах насилия различна. Представители же современной психологической науки
сходятся во мнении, что семейное насилие, как правило, связано с двумя типами
воспитания – отвержением и гиперсоциализацией.
Для отвержения характерна
манипуляторская
позиция
родителей,
направленная
на
«улучшения»,
«усовершенствование» ребенка через предъявление определенных «правильных» форм
поведения, которое определяется исключительно по усмотрению родителей. Для второго
типа характерна «тревожно –мнительная концентрация» родителей на достижениях
ребенка и стремление максимально загрузить его разного рода занятиями. Оба типа семей
носят авторитарный характер, что не только продуцирует разные виды насилия, но и само
по себе уже является насилием.
Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для
детей и родителей по возникновению насилия.
В группу риска входят:
1. Семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или
личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных
отношений (эмоциональном отвержении ребенка, хронические разнонаправленные со
стороны родителей конфликтные отношения, сохраняющаяся вера в воспитательный
потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи);
2. Нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным
раздельным от родителей проживанием детей;
3. Асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и
наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и
старших членов семьи, проявлениями немотивированной семейной жестокости.
В таких семьях насильниками выступают близкие и хорошо знакомые ребенку
люди: родители, отчим/мачеха, старшие братья и сестры. Насилие со стороны близкого, в
котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший
психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном
случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого члена ее
семьи. Многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве
подвергались подобному обращению.
Таким образом факторам жестокого обращения родителей с детьми, по
мнению многих исследователей, относятся:
1.Признаки асоциальной личности с психопатическими чертами и аффективной
возбудимостью, алкоголизм, криминальность;
2.Незрелость родителей ( возраст до 18 лет), их изолированность, отсутствие
социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
3. Низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные
проблемы;
4.Потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;
5.Испытывающие экономические трудности;
6.Одиночество и плохое здоровье матери.
В группу риска детей входят:
1) дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и
раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению
жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным,
большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два
года жизни;
2) дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети,
имеющие
видимые
физические
отклонения,
умственную
отсталость
или
другие
выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии; есть
статистические данные, которые показывают, что процент жестокого обращения в
популяции умственно отсталых детей составляет от 20% до 40%;
3) дети сгиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и
утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка,
однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является
результатом жестокого обращения с ними.
Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:
1.
Эмоциональное (психологическое) насилие.
2.
Физическое насилие.
3.
Сексуальное насилие.
4.
Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).
Медицинское обследование является частью более широкого процесса оценки состояний
ребёнка. Некоторые травмы и состояния почти всегда являются следствием насилия, но их
признаки могут быть не специфическими, что может затруднить интерпретацию.
1.2. Эмоциональное насилие.
Если о физическом насилии в обществе все таки сформировано представление как
о явлении не желательном, недопустимом, то термин «эмоциональное» насилие остается
малопонятным даже для педагогического сообщества.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это периодическое,
длительное или постоянное психическое воздействие, приводящее к возникновению
у ребенка патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности.
Это формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают,
постоянно критикуют, преднамеренная физическая или социальная изоляция, доведение
до самоубийства, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы.
В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается,
ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать
адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается
эмоциональным напряжением, страхом, волнением. К психологическому насилию можно
также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание
ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.
Этот вид жестокого отношения к детям наиболее распространён и наименее решаем
практической психологией.
Психическое насилие является, вероятно, наиболее
распространенной формой жестокого обращения с детьми.
К этой форме насилия относится:
-открытое неприятие и постоянная критика подростка;
-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;
-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция;
-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и
невыполнение взрослыми обещаний;
-грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего
психическую травму, и др.
Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в
дальнейшем становятся жертвами других форм жестокого обращения. Одной из причин
подобного дисфункционального развития детско-родительских отношений является
отсутствие привязанности родителей к ребенку.
1.3. Физическое насилие.
В мире феномен жестокого обращения с детьми не нов, его изучают и врачи, и
педагоги, и психологи, и юристы. Однако, к сожалению, число избиваемых детей не
уменьшается, а во многих странах даже растет. И как бы в ответ на это среди подростков
все больше случаев самоубийства. Общая статистика такова: мальчиков избивают в три
раза чаще, чем девочек , 60 % пострадавших - дошкольники и 40% - школьники. При этом
жестокое обращение с детьми родители, конечно, скрывают, а врачи и педагоги оставляют
как бы незамеченным.
ФИЗИЧЕСКОЕ
НАСИЛИЕ
-
это
любое
неслучайное
нанесение
телесных
повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим
опеку.
Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение,
удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду,
вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки)
или внутренние повреждения, принуждение к неудобным длительным позам (стояние на
одной ноге, сидения на корточках и т. д.); стояние на коленях на полу на рассыпанной
крупе, изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).
Причины физического насилия :
-родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям (
низкий уровень педагогического мастерства родителей) ;
-нередко связано с тяжелыми психическими заболеваниями взрослых, дети таких
родителей очень часто приходят в школу или детский сад со следами укусов, порезов,
ожогов, уколов;
- алкоголизм родителей;
- семейная эстафета жестокости. Она передается из одного поколения в другое и является
"эталоном" отношений в семье. Иногда и сами дети провоцируют жестокость взрослых и
словами, и действиями. Одна агрессия накладывается на другую, а проигравшей стороной
все равно остается ребёнок.
1.4. Сексуальное насилие.
Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают
очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное
значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего
в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка. В
целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального
насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление,
сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям,
использование детей для производства порнографической продукции и проституции.
Причин молчаливого «поведения» детей:
-Ребёнка запугивали.
- Он стыдится говорить об этом.
-Его убедили хранить «секрет».
- Он считает себя виноватым но всем.
-Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.
Для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеет
медицинское обследование в т. ч. и у врача психоневролога.
1.5. Пренебрежение детьми
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ - это форма жестокого обращения с детьми, при которой
родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие,
как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу
готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не
протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не
проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют
медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки
начал
посещать
школу,
практически
не
интересуются
его
успеваемостью,
не
контролируют посещение школы. К вариантам пренебрежительного отношения относятся
случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с
проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить
оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую
воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.
СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ
Последствия жестокого обращения выходят за пределы непосредственной
ситуации насилия.
Свыше половины подвергающихся насилию в свою очередь
впоследствии сами избивают своих детей.
Степень тяжести последствий перенесённого насилия зависит от тяжести
самого насилия. Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал различают ближайшие и отдалённые
последствия
жестокого
обращения
и
невнимательного
отношения
к
детям.
К ближайшим последствиям относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота,
головная боль, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для
синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К
ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на
любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии,
возбуждения, стремления куда-то бежать, либо в виде глубокой заторможенности,
внешнего
безразличия.
Однако
в
обоих
случаях
ребёнок
охвачен
острейшим
переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие
тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются
нарушения физического и психического развития ребёнка, различные
соматические
заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Реакция на психологическую травму ребенком в разные возрастные периоды:
№
Возраст
Реакция на психическую травму
1.
Дети до 3 лет
Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении
отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия,
страх перед чужими людьми.
2.
Дошкольники
Тревога,
боязливость,
спутанность чувств,
чувство
вины,
стыд, отвращение, чувство беспомощности.
Примирение
со
случившимся,
отсутствие
сопротивления,
пассивная
реакция
на
боль,
болезненное
отношение
к
замечаниям,
критике,
заискивающее поведение (внешне копирует поведение
взрослых),
негативизм,
лживость,
воровство,
жестокость по отношению к взрослым, склонность к
поджогам. В поведении: регрессия поведения,
отстраненность, агрессия.
3.
Дети
младшего
школьного
возраста
Амбивалентные чувства по отношению к взрослым,
сложности в определении семейных ролей, страх, чувство
стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление
скрыть причину повреждений и травм, ощущение
одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой
после школы и странные пищевые пристрастия. В
поведении: отстраненность от людей, нарушения сна,
аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо
неожиданные
разговоры.
Симптомы и последствия эмоционального насилия.
Эмоциональное насилие оставляет иногда более глубокий след в жизни человека,
чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате
физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального
злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки
воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.
Внешние показатели
Эмоциональные
и
поведенческие
реакции
ребёнка
Личностные
особенности ребёнка
-Отстает
в
физическом
развитии;
-Существенные недостатки
в
речевом
развитии;
-С
трудом
поддается
воспитательному
воздействию;
-Отстает в общем развитии
от детей своего возраста
(развитие
памяти,
внимания,
восприятия,
мышления,
моторики);
-Ночное
и/или
дневное
недержание
мочи;
-Психосоматические
жалобы, такие как головная
боль,
боль
в
животе;
говорит, что ему «плохо»,
колет в области сердца и т.
д.
Слишком активно ведет себя,
мешая другим;
Имеет
странные
привычки
(кусается,
монотонно
раскачивается, щиплется, сосет
палец и т. д.);
Плохо спит; ночные приступы
страха;
Не умеет играть с другими
детьми;
Всего боится;
Часто имеет навязчивые идеи;
Дает истерические реакции;
Или
наоборот:
заторможен,
отрешен,
не
включается
в
разговор или работу;
Эмоционально невосприимчив,
равнодушен;
Грустен,
депрессивен;
«Приклеивается»
к
любому
взрослому в поисках внимания
и тепла
Заниженная самооценка;
Низкий
уровень
самоуважения;
Агрессивность
или
безразличие;
Чувство
одиночества
и
ненужности;
Отсутствие друзей;
Небольшой
стресс
вызывает чувство тревоги
и возбуждения.
Последствия.
Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно,
оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности.
Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя
со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют
другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет
во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и
эмпатию.
Обычно у них возникают трудности с пониманием других людей, они злобны,
недоверчивы и несчастны. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет
им жизнь. Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой
человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку.
Симптомы, диагностика и последствия физического насилия
Симптомы физического насилия
Внешние показатели
Эмоциональные
и
поведенческие
реакции
ребёнка
Личностные
особенности ребёнка
Синяки и кровоподтеки на
теле в различной степени
заживания,
нанесенные
шнуром, ремнем, палкой и
т. д.
Ощущает тревогу в общении с
взрослыми.
Испытывает чувство вины.
Проявляет
крайние
формы
поведения; или агрессивность,
Заниженная самооценка;
Низкий
уровень
самоуважения;
Агрессивность
или
безразличие;
Необъяснимые
следы
ожогов,
как
правило,
от
сигарет на пятках, ладонях,
спине и ягодицах.
Ожоги горячим предметом
(от зажигалки, сковородки,
утюга и т. д.).
Внутренние
повреждения
(разрыв
печени,
в
результате удара в живот).
Переломы,
вывихи
или
растяжения,
главным
образом черепа, носа, лица,
в
разных
стадиях
заживания.
Наличие на голове участков
без волос.
Шрамы, следы связывания,
следы
ногтей,
следы
от
сжатия пальцами.
След от руки, следы укусов
на коже.
Необычное
состояние
ребёнка
после
насильственного
приема
лекарств или алкоголя.
Умерший
ребёнок
с
признаками насилия.
или нежелание общаться.
Боится родителей.
Боится идти домой.
Жалуется, что родители бьют.
Часто смотрит в одну точку,
ничего не видя вокруг.
Может долго лежать на одном
месте, озираясь вокруг.
Путано отвечает на вопросы.
Иногда ведет себя чрезмерно
по-взрослому.
Пытается
манипулировать
другими, чтобы привлечь к себе
внимание.
Имеет низкую самооценку.
Необъяснимые
изменения
в
поведении
(прежде
жизнерадостный
ребёнок
-
теперь
постоянно
грустен,
задумчив, замкнут).
Побег из дома.
Ношение
неподходящей
к
погодным
условиям
одежды
(чтобы скрыть кровоподтеки).
Чувство
одиночества
и
ненужности;
Отсутствие друзей;
Ухудшение
психоэмоционального
и
физического
здоровья,
утрата
уверенности
в
себе,
чувство
одиночества,
стыда
и
страха. Травмы головы,
переломы конечностей и
другие
повреждения
обрекают
на
плохое
здоровье в течение всей
жизни.
.
Последствия Бьют и жестоко обращаются с детьми всех возрастов, даже с младенцами.
Наиболее частые повреждения у младенцев бывают в результате тряски. Трясти
младенцев очень опасно. Голова, младенца слишком большая по сравнению с остальным
телом. Когда головку не поддерживают, она свободно падает, т. к. мускулы шеи еще не
способны ее удерживать. Тряска заставляет голову двигаться слишком быстро вперед и
назад с большой силой. Когда это происходит, крошечные кровеносные сосуды лопаются,
и кровь внутри мозга ребёнка может быть причиной: слепоты, глухоты, припадков,
трудностей с обучением, повреждения мозга или даже смерти.
Симптомы и последствия сексуального насилия
Внешние показатели
Эмоциональные
и
поведенческие
реакции
ребёнка
Личностные
особенности ребёнка
Они могут отсутствовать.
Порванное, запачканное или
окровавленное нижнее белье.
Трудности
при
ходьбе
и
сидении.
Жалобы на боль в области
половых
органов,
боли
в
животе
непонятного
происхождения,
головная
боль.
Ночные кошмары и нарушение
сна.
Встревоженность и страхи.
Регрессивное
поведение
(поступки,
характерные
для
более младшего возраста).
Несвойственные
возрасту
знания
о
сексуальном
поведении, а также сексуально-
агрессивные
игры
со
Посттравматические
стрессовые
расстройства,
неспособность
концентрироваться.
Несвойственные
возрасту
знания
о
половых
вопросах,
сексуально-
окрашенное поведение.
Опухоль или раздражение в
области половых органов.
Синяки на внешних половых
органах.
Кровотечение
из
половых
органов.
Выделение
из
половых
органов.
Гематомы на груди, ягодицах,
нижней части живота, бедрах.
Следы
спермы
на
одежде,
коже и в области половых
органов, бёдер.
сверстниками, игрушками или с
самим собой.
Открытая мастурбация.
Боится оставаться один с кем-
то.
Ребёнок
сворачивается
в
плодной
позиции,
начинает
сосать большой палец, и такие
явления,
как
мутизм
и
постоянное раскачивание.
Гнев,
агрессивное
поведение.
Ухудшение
взаимоотношений
со
сверстниками
и
родителями,
не
являющимися
насильниками.
Деструктивное
поведение.
Мастурбация.
Особое значение при сборе анамнеза имеет описание семьи, т. к. инцест чаще всего
встречается в дисфункциональных и антисоциальных семьях. Также нужно серьезно
насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие
вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном
насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди.
Сексуальные темы во время игры, рисования, в разговоре, сексуально окрашенное
поведение могут указывать на перенесенное насилие. Чрезвычайная осведомленность и
вопросах секса также подтверждает возникшее подозрение.
Наконец, типичные психологические реакции на насилие описаны как «синдром
привыкания ребёнка к сексуальному насилию» (по Frank Lindblad).
Итак, если вы имеете налицо только один какой-то признак насилия - это уже
повод, чтобы насторожиться, но если их несколько - это повод начать расследование.
Начиная интервью с ребёнком, пострадавшим от сексуального насилия, психолог,
должен
помнить,
что
он
имеет
дело
с
ребёнком,
находящимся
в
состоянии
посттравматического стресса.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
ПТСР характеризуется следующими основными признаками:
повторяющиеся и захватывающие человека дистрессовые воспоминания,
события, включающие образы, мысли или восприятия. Примечание: у
маленьких детей возможны игры, отражающие темы или аспекты пережитого;
повторяющиеся дистрессовые сны на тему события. Примечание: у детей это
могут быть страшные сны без распознаваемого содержания; действия или
переживания, как если бы травматическое событие повторилось сейчас
(включая чувство оживления пережитого.
иллюзии, галлюцинации и внезапные диссоциативные воспоминания о травме
(флэш-бэк), в том числе при пробуждении или интоксикации);
стремление избегать мыслей и чувств, связанных с травмой;
стремление избегать действий, мест и людей, вызывающих воспоминания о
травме;
неспособность вспомнить важный аспект травмы;
чувство отдаления и отчуждения от других;
сужение аффективного спектpa (например, неспособность переживать чувство
любви);
неуверенность
в
будущей
возможности
иметь
семью,
детей,
карьеру,
нормальную жизнь;
нарушения сна;
раздражительность и вспышки гнева;
трудности концентрации;
чрезмерная осторожность;
преувеличенные реакции испуга.
ПТСР определяют как:
острое - при продолжительности симптомов менее трёх месяцев;
хроническое - при продолжительности симптомов более трёх месяцев;
с отсроченным началом - если симптомы возникают через шесть месяцев и
более после травматического события.
ПТСР практически никогда не проходит само по себе и нуждается в длительном и
серьёзном лечении. В тяжёлых случаях лечением ребёнка занимается детский психиатр
или психотерапевт, при более лёгких проявлениях ПТСР психотерапию может проводить
психолог.
Последствия
Как уже отмечалось выше: и у мальчиков и у девочек, жертв сексуального насилия,
подорван очень важный компонент для развития здоровой личности - это чувство
основного доверия к взрослым.
По наблюдению сотрудников московского центра «ОЗОН», ближайшие
последствия перенесенного сексуального насилия у подростков-мальчиков представлены
симптомами
посттравматического
стресса
различной
тяжести.
Мальчики,
подвергающиеся насилию в детстве, сами будут насильниками. Другая сторона
последствия насилия - это возможная гомосексуальная ориентация.
2Симптомы, диагностика и последствия пренебрежения детьми
Внешние показатели
Эмоциональные
и
поведенческие
реакции
ребёнка
Личностные особенности
ребёнка
Очень
худой
или
очень
толстый
ребёнок.
Из-за
неправильного,
несоответствующего
возрасту питания ребёнок
или не прибавляет в весе,
или
наоборот
выглядит
очень
толстым.
Может
быстро прибавлять в весе,
пока находится в больнице.
Очень бледный, анемичный
ребёнок. Родители не следят
за
тем,
чтобы
ребёнок
получал все витамины и
необходимые
для
его
развития продукты.
Грудной
ребёнок
"ищет
еду" губами. Мать забывает
кормить
или
не
хочет
кормить ребёнка; или дает
ему
пищу,
несоответствующую
возрасту.
Жадно
ест,
когда
предлагают.
Опрелости у грудных детей,
постоянно грязный ребёнок.
Ребенок не ищет инициаций со
стороны родителей. Зная, что
родители только раздражаются,
когда
ребёнок
ищет
их
внимания, он перестает просить
у них помощи и старается как
можно реже обращаться к ним.
Неласковый ребёнок. Ребёнок
моделирует
поведение
родителей, которые никогда не
проявляют нежных чувств по
отношению к нему (не гладят
его по голове, не берут на руки,
не целуют).
Старается привлечь внимание
любого взрослого, виснет на
нём. С удовольствием уходит с
чужими.
Ребёнок,
испытывающий
чувство
одиночества.
Несчастный ребёнок. Ребенок
часто находится запертым один
дома.
Задержка
психического
развития и речи.
Ребёнок пропускает школу или
часто опаздывает.
отставания в психофи-
зическом
развитии
в
сочетании
с
эмоциональными
нарушениями
и
расстройствами
поведения.
Наиболее
характерными
нару-
шениями в данном случае
являются
речевое
недоразвитие,
гипе-
рактивность,
агрессивность,
эмоциональная
незрелость.
Ребёнку не меняют пеленки,
не моют его, не выполняют
элементарные
гигиенические требования.
Ребёнок одет не по погоде.
В холодную погоду ребёнок
ходит без теплой одежды и
обуви.
Ребёнок пропускает школу по
причине того, что смотрел за
другими детьми.
У
ребёнка
может
быть
"школьный невроз" из-за страха
перед
школой
и
отсутствия
помощи родителей.
Всегда
невыполненные
домашние задания.
Родители не бывают в школе и
не
интересуются
успеваемостью ребёнка.
Последствия
пренебрежительного
отношения
к
детям
является
сложно
диагностируемой формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием,
оно не имеет столь ярко выраженных последствий, как физическое или сексуальное
насилие. Однако оно также может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до
гибели ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях. Пренебрежение
основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода
радостного,
беззаботного,
полного
любви
и
внимания
общения
с
взрослыми,
превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания,
холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет.
Психологическая помощь.
Психологическая помощь является наиболее важной составляющей при оказании
помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Показания к психологическому
консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка; их направление
родителями, опекунами, педагогами, приглашение пострадавшего самим психологом.
Психологическая
помощь
организуется
в
три
этапа:
диагностический
этап,
коррекционной этап, оценка эффективности проведенной работы.
Общие подходы к диагностике детей, пострадавших от жестокого обращения и
насилия.
При комплексной диагностике ребенка, пострадавшего от жестокого
обращения или насилия, оценке подлежат:
-психологическое состояние (уровень, наличие нарушений, особенности познавательной
и эмоционально-волевой сфер);
-состояние физического здоровья, наличие следов физического насилия разной давности ;
-семейная ситуация, особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми членами
семьи и взрослых членов семьи между собой.
В качестве основных методов комплексной диагностики могут выступать
следующие методы:
- сбор сведений у родителей или лиц, их заменяющих ( как ребенок относится к данной
проблеме, кому ребенок доверяет, оценка степени безопасности для ребенка);
-изучение имеющейся медицинской документации ;
-психологических заключений по результатам проведенных ранее обследований,
-изучение продуктов деятельности ребенка (рисунки, поделки);
-психологическое обследование включает: наблюдение (за поведением, за игрой),
беседу( приложение №1) и экспериментально-психологическое исследование.
Общим моментом при проведении всех методов является то, что содержание заданий
должно быть доступно и интересно ребенку. При этом важно учитывать не только
результат, но и то, как ребенок проявляет себя при его достижении: понимание и
принятие
инструкции;
способность
к
организации целесообразного поведения,
3-4
года
4-5 лет
2-3 года
_______
7 лет
особенно
для
тех
случаев,
когда
цель
непосредственно
не
задана;
понимание
несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы
действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых
ошибок.
Кроме
того,
фиксируются
заинтересованность
ребенка,
его
активность,
собранность совместных действий, реакция на неудачу, обучаемость.
Основным методом психологического консультирования является беседа, интервью.
ПОДХОД:
Дети - младше 12 лет
Помните, что существует широкий спектр когнитивных способностей у детей до 12
лет. Особенно важным является то, чтобы психиатр (психолог) был способен оценить
эмоциональный и когнитивный уровень развития ребенка. Это может быть особенно
трудно с травмированными детьми, которые с момента травмы имеют тенденцию к
регрессу в обеих сферах: и эмоциональной и когнитивной.
Другая важная вещь — это то, что понимать вас является особенно тяжёлой
работой для ребёнка, который имеет трудности доверия к людям. Следовательно, травма
может активизировать симптомы и усиливать подозрение. Чтобы преодолеть эту защиту,
можно сказать ребёнку, что вы хотели бы поиграть в простую игру. Это рисовальная игра,
во время которой вы попросите ребёнка назвать и скопировать фигурки, которые вы
изобразите на бумаге. Скажите ребёнку, что вы начнете с легких фигурок и будете
продвигаться к более трудным. Последовательность фигурок будет следующей: линия,
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сердце, 5-конечная звезда, 6-конечная звезда,
куб, цилиндр.
После каждой фигурки поддержите ребенка, говоря: «отличная работа, но я
собираюсь задать тебе работу потруднее». В среднем развитие, соответствующее
когнитивному возрасту для называния и рисования этих фигурок является следующим:
Эта простая техника обеспечит вас большим объемом информации о ребенке, но
более важно то, что это дает клиницисту правильно оценить когнитивный возраст (KB).
(NB!: дети до 5 лет часто не имеют когнитивной способности сформулировать
последовательный комментарий. Следовательно, если семилетний ребенок может не
назвать или не нарисовать треугольник (КВ - 4 года), нереально ожидать, что он или она
опишут в деталях травмирующее событие, случившееся неделю назад.)
Следующая техника - попросить ребенка нарисовать на картинке мальчика и
девочку. Помните, что до 5 лет дети обычно не рисуют тело.
Например:
Между 5-8 годами тело рисуют, и пол часто отличают длинными и короткими
волосами, квадратом для мальчика и треугольником для девочки. Дети до 10 лет, в редких
случаях, дифференцируют пол, рисуют гениталии или грудь.
Эта техника, так же, как и первая, обеспечивает общее понимание когнитивного
возраста, но не похожа на первую умением ребёнка дифференцировать пол, что часто
тонко стимулирует некоторое беспокойство у ребёнка, особенно у детей, над которыми
было совершено насилие. Я прошу детей объяснить, что делает одну картинку девочкой, а
другую мальчиком.
Диалог. Психолог: «Почему это девочка?»
Ребёнок: «Потому что у нее длинные волосы».
Психолог: «Итак, если я отрежу свои длинные волосы, это сделает меня
мальчиком?».
Ребёнок: «Нет, это глупо, у нее есть платье, поэтому она девочка».
Даже когда вы мягко подталкиваете ребёнка к пониманию разницы между полами,
они изредка описывают гениталии и грудь. В нашей клинической практике дети,
перенесшие сексуальное насилие или сексуальную стимуляцию, рисуют и описывают
грудь и гениталии более часто. (NB! Рисование и описание груди и гениталий не означают
автоматически, что ребёнок был изнасилован, но над таким случаем нужно «вывесить
красный флаг», т. е. проводить тщательное расследование).
Эти две простые техники требуют 10-15 минут работы. Но они могут обеспечить
специалиста ценной информацией. Они помогают вам понять:
когнитивный возраст
ребёнка, желание ребенка общаться со специалистом, способность ребенка проявлять
внимание к задачам и его способность к дифференциации между полами. Но более важно
то, что вы проводите время с ребёнком, уделяя только ему внимание, и отвлекаете его от
травмирующего события. Это может стать ключом к установлению между вами доверия.
После установления отношений с ребенком пли подростком, очень важно понять, какова
степень страдания пациента от насилия.
Начать говорить о чувствах, связанных с насилием, - это сделать первый шаг на пути
к исцелению. Особенно важно обсудить так называемую «путаницу чувств» - смешанные
или смущающие ребенка чувства в том случае, если обидчик был близким для ребенка
человеком и он все еще продолжает его любить. Можно составить с ребенком список лиц,
с которыми он мог бы обсуждать важные для него переживания, в том числе и связанные
с насилием. Здесь возможна также и ролевая игра с использованием кукол на руках.
Переформулировка когнитивных искажений.
Важно продемонстрировать ребенку взаимосвязь мыслей, чувств и поведения, то есть
того, как мысли могут влиять на то, как мы себя чувствуем, и как мысли и чувства вместе
влияют на наше поведение.
Следует помочь ребенку распознать мысли, которые вызвали у него те или иные чувства,
и обсудить их с ним. Необходимо подчеркнуть, что негативные мысли не являются
обязательно правильными и постоянными. Когда ребенок поймет, что об одном и том же
можно думать по-разному, важно продемонстрировать ему, как негативные или тяжелые
мысли можно изменять на более позитивные и рациональные.
Важно, чтобы видоизменяемые утверждения были связаны с конкретными трудностями
ребенка. Если это проблема с самооценкой, ребенка можно поддержать, помогая ему
формулировать новое отношение к себе: «Я особенный, потому что…» или «Я так же
хорош, как и другие дети, потому, что я…». Если ребенок боязлив или трудно
контактирует со сверстниками, предложите ему актуализировать ситуации, когда он
проявлял смелость: «Иногда я могу быть очень смелым…». Полезно использовать
ролевые игры, чтобы проигрывать позитивные утверждения о себе.
Процесс по изменению мыслей и эмоций – это навык, которому не всегда удается обучить
сразу и который надо тренировать.
Таблица 4
Переформулировка стрессовых реакций для детей –жертв сексуального насилия
Категория
Стрессовая ситуация
Переформулировка
Страх и тревога
Я боюсь, что никто не защитит меня
Я знаю взрослых, которые
могут меня защитить
Другие люди сделают мне больно
Если
мне
будет
грозить
опасность, я знаю, к кому
можно
обратиться
за
помощью
Гнев
и
фрустрация
Я ненавижу себя, я плохая
Я хорошая. Я себе нравлюсь
Я не должна сердиться на того, кто
это сделал, так кА он говорил, что
любит меня и заботится обо мне
Я имею право чувствовать
злость
Вина
и
сожаление
Я виновата в том, что случилось
В том, что случилось, нет
моей вины. Виноват тот, кто
это сделал
Я была наказана за то, что была
плохой и не слушалась взрослых
Я хорошая. Я не заслужила
того, что произошло
Стыд
и
отвращение
к
себе
Я всегда беде беспомощной. У меня
ничего не получится
Я молодец. Я многое могу
Я не уверена в себе, я не доверяю
себе
Я
могу
доверять
себе
и
верить в себя
Я никому не могу доверять
Я
могу
доверять
себе
и
верить в себя
Грусть
Я ничего не чувствую
Я могу чувствовать. Я могу
жить дальше
Существуют 4 основные аспекта травмы, соответствующие нескольким симптомам
посттравматического расстройства.
Это следующие аспекты:
1. Какова связь насильника с пациентом. Насколько близки их отношения (такие
родственные отношения, как мать, отец, братья и сестры дают более тяжелые симптомы
посттравматического стрессового расстройства}.
2. Тяжесть насилия. Физическое насилие: оценка повреждений. В сексуальном
насилии
-
способ
насилия.
Чем
тяжелее
насилие,
тем
тяжелее
симптомы
посттравматического расстройства.
3.
Продолжительность
и/или
частота
насилия.
Хроническое
или
острое.
Хроническое насилие дает более укоренившуюся симптоматологию.
4. Были использованы уговоры или физическое удерживание. Более легкие
удерживание и повреждения - больше посттравматических симптомов. Это может быть
продуктом вины, которую часто испытывает жертва. «У него даже не было оружия. Я
только делал то, что он говорил. Я был так напуган, что даже не делал попытки
сопротивляться. Я был таким слабым».
Наиболее информативными являются следующие методики:
Методики
обследования
родителей
(законных
представителей):
1.Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой;
2.Методика измерения родительских установок и реакций (РАRY);
3. «Семейная социограмма» (Эдемиллер Э.Г., Никольская И.М.);
4. Опросник для исследования проявлений жестокости в детско-родительских отношениях
(по С.В. Ардашевой и соавторам, в модификации З.В. Луковцевой);
5. Опросник агрессивности Басса-Дарки. 2.2 Обследование психоэмоционального
состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Методики обследования
несовершеннолетних:
Цветовой
тест
М.
Люшера;
Методика
диагностики
представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»; Проективная
методика «Рисунок семьи»; «Семейная социограмма» (Эдемиллер Э.Г., Никольская
И.М.);
ОСНОВЫ ТЕРАПИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
Основы терапии и реабилитации детей, пострадавших от эмоционального насилия.
1. Следует помнить, что эмоциональное насилие нередко сочетается с физическими
наказаниями в виде шлепков, подзатыльников, порки ремнём, а значит, высок риск
совершения физического насилия с нанесением телесных повреждений.
2. Перед началом лечения необходимо тщательное исследование ситуации в семье.
3. Роль и участие
родителей должны быть четко определены с самого начала.
4. В ряде случаев необходимо лечение родителей (депрессия, тревожные расстройства и т.
п.).
5. Наиболее адекватной является семейная терапия, но она может совмещаться и с
другими видами терапии. Важная роль отводится обучению родителей.
6.
Основными
мишенями
психотерапевтической
работы
у
детей,
подвергшихся
эмоциональному насилию,
являются чувство вины, низкая самооценка, неумение
понимать эмоции других и оценивать свои собственные эмоции, неправильные,
дезадаптивные модели поведения.
Основы терапии и реабилитации жертв физического и сексуального насилия
1. Обеспечение безопасности и уверенности.
Нельзя рассчитывать, что ребёнок избавится от реакций, в основе которых травма,
пока у него не сложится реальное ощущение безопасности. Когда психолог твёрдо уверен,
что ребёнок в безопасности, необходимо медленно и терпеливо помочь усвоить самому
ребёнку, что он в безопасности, хотя иногда это может быть крайне трудным делом.
Бывают ситуации, когда реальную безопасность доказать тяжело (насильник не пойман
милицией, или не осуждён и находится на свободе). В таких случаях необходимо
использовать все возможные методы, такие, например, кик договор с родителями о том,
чтобы ребёнок не оставался один. В тех случаях, когда сами родители являются
насильниками, целесообразно помещение ребёнка в больницу, в приют, к родственникам
и т. п.
2. Процесс лечения должен быть комплексным и включать в себя работу с
родителями,
воспитателями,
с сотрудниками правоохранительных органов, которые
неправильным ведением интервью с ребёнком, созданием ситуации, когда ребёнок
должен неоднократно повторять обстоятельства травмы, могут только усугубить его
состояние.
3. Уважайте право ребёнка молчать о насилии и травме, не выясняйте
подробностей и обстоятельств травмы, если ребенок сам этого не хочет.
4. Необходимо в первую очередь снять чувство вины, гак как многие дети считают,
что они сами виноваты в случившемся. Необходимо сказать ребёнку: "Ты не виноват, ты
действительно ничего не мог сделать в этой ситуации". Также необходимо беседовать с
родителями, так как они очень часто склонны обвинять ребенка, что он "пошёл не той
улицей", "не закрыл за собой дверь", долго не рассказывал родителям о случившемся.
5. Ребёнка следует понимать с точки зрения всех особенностей детского поведения.
6. У детей часто могут возникать страхи, порождаемые определенными местами,
людьми и т. п., детей следует ограждать от подобных ситуаций, а также избегать
помещения ребенка в "неконтролируемую среду", провоцирующую страх, например
рассказы о привидениях после отбоя в летнем лагере.
7. Коррекция
должна
быть длительной . В среднем общее количество
психотерапевтических сессий составляет 12, с частотой 1-2 раза в неделю, затем ребёнок
должен наблюдаться в течение 1-2-х лет. Кажется, что наконец ребёнок в порядке. Вместо
этого думайте: "Ребёнку нужно, по меньшей мере, год на восстановление в спокойном
окружении на каждый год травмы или деформирующего обращения". Помните, что если
вы не уверены, что можете лечить ребёнка, перенесшего насилие или этот случай
слишком тяжел для вас, то лучше направить ребёнка к специально обученному
специалисту или постоянно консультироваться с таким специалистом
( Кризисный центр)
.
8. Наконец, помните и о себе, работа эта крайне тяжела, она истощает
эмоционально, физически и душевно.
Основы терапии и реабилитации детей, пострадавших от пренебрежения и
эмоционального насилия.
1. Начинать необходимо с диагностики семейно-педагогической запущенности.
2. В случаях, когда ситуация в семье практически некоррелируемая (алкоголизм,
наркомания, асоциальное поведение родителей), необходим контакт с органами опеки и
попечительства с целью улучшение социальной ситуации для ребёнка - передача его
родственникам или опекунам или в интернатное учреждение временно или постоянно; в
ряде случаев необходимы "жёсткие" меры, такие, как лишение родительских прав. Однако
в каждой конкретной ситуации следует до конца помнить, что лучшей средой для ребёнка
является семья, и отлучать ребёнка от семьи следует лишь тогда, когда никакие другие
решения осуществить невозможно.
3. Работа должна быть комплексной и включать в себя все возможные виды
социальной поддержки семьи, обучение родителей и работу с самим ребенком. Если
ребёнок всё-таки помещён в интернатное учреждение, он также нуждается в длительной
психолого-педагогической коррекции, включающей в себя привитие бытовых навыков,
обучение правилам безопасного поведения, правилам поведения в обществе, коррекцию
поведенческих расстройств, если таковые уже сформировались.
Разновидности психотерапии в практике детского психолога.
Терапия детей, подвергшихся насилию, проводится различными методами, наиболее
распространены когнитивно-поведенческая, семейная, игровая.
Игровая терапия.
В практике психологической помощи детям, пострадавшим от
различных форм внутрисемейного насилия, большое значение имеют различные методы
игровой терапии.
Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои
переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить
творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отреагироваемых»
или моделируемых в игровом процессе.
Игровая терапия является одним из самых эффективных и широко используемых в работе
с детьми, пережившими насилие психолого-социальной практике.
Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от
болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.
Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более
адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким
пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствуют
позитивным изменениям на поведенческом уровне.
К основным задачам игровой терапии специалисты относят:
1) облегчение психологического страдания ребенка;
2) укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;
З) развитие способности эмоциональной саморегуляции;
4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах
«ребенок — взрослые», «ребенок — другие дети»;
5) коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» концепции;
6) коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т. д.
Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию.
Это форма игровой терапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники
различных школ. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть
игровой процесс в значительной степени структурирован взрослым.
Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие
сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме
сказок, иногда, наоборот, игра придумывается по мотивам определенной сказки. Ценность
метода заключается в его дидактической направленности. Этот подход может с успехом
применяться в работе с детьми, провоцирующими гнев окружающих. Инициируя
разыгрывание специально подобранной сказочной истории в детской терапевтической
группе, игротерапевт в доступной ребенку форме объясняет, каким образом и почему его
действия вызывают агрессию других людей. При этом ребенку сразу же предлагаются
новые, конструктивные варианты поведения и он имеет возможность, проиграв их,
получить позитивную обратную связь от других участников терапевтической группы.
В процессе терапевтической работы с детьми-жертвами насилия важное значение
приобретает оснащение игровой комнаты (игротерапевтического кабинета). Для
обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые
материалы. Среди них:
1. Реалистические игрушки.
К ним относятся кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, касса, телефон,
деревья, железная дорога, животные и т. д.
2. Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств.
К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по
которым ребенок может колотить и пр.
З. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию
эмоционального напряжения.
К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти,
бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы,
музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.
Примером для разыгрывания могут стать
терапевтические сказки О.В. Хухлаевой
«Лабиринты
души»
:
«Хвостатик»,
«Гусеница
–
крапивница»,
«Нужная
вещь»,
«Скрипочка», Ловкая лапка», «Сказка о ежонке».
Неспецифические методы коррекционной работы с детьми-жертвами насилия.
Помимо специально организованной психотерапевтической работы с детьми,
пострадавшими жестокого обращения или насилия надо проводить всевозможные
подвижные игры, арт – терапевтические методы и метафорические ассоциативные карты.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных
изобразительных средств, относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из
наиболее эффективных методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы,
считается метод проективного рисунка.
Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и
выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и
связанные
с
ним
эмоциональные
состояния.
Специалист ставит перед ребенком определенную творческую задачу (создать рисунок).
К техникам проективного рисунка относятся:
1. Рисунок но свободную тему.
Используя эту технику, терапевт просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и
рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы.
Основная ценность этой техники — в спонтанности творческого акта, который может
привести к катарсису.
2. Рисунок на заданную тему.
Специалист дает задание нарисовать картинку, в которой отражалось бы отношение
ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: Я, (в
прошлом, настоящем, будущем), «Мое любимое занятие., «Мои любимые места
прогулок», «Портреты людей, которых я люблю» и т. п. В работе с детьми-жертвами
домашнего
насилия
следует
с
особой
осторожностью
использовать
такую
распространенную тему проективного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем
и будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную
форму. Например: «Птицы в гнезде» «Семья животных» и т. п. Темой рисования также
может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для
которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев,
удивление
и
пр.
3. Игра вырисовывание историй.
Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с
детьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и просит клиента дополнить ее
таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, терапевт
спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка. На следующем этапе
ребенок должен нарисовать первую линию, и терапевт развивает этот знак в рисунок,
возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история. На протяжении
всей работы специалист придерживается определенной логики вмешательства: от
следования
эмоциональному
настрою
ребенка
к
предложению
альтернативных
эмоциональных
состояний.
В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто
применяется метод психодраммы. Суть его в том, что дети сочиняют спектакль, все
действующие лица в котором звери. дети распределяют между собой роли животных и в
проективной форме проигрывают тяжелые жизненные ситуации. На данном этапе
специалисту не надо структурировать этот процесс, дети обязательно сами предложат
сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повторяющие их личный жизненный опыт.
Терапевт активно подключается к процессу уже тогда, когда дети начинают «входить» в
свою роль. Он должен предложить изменить какие-то деструктивные моменты без
счастливого разрешения в конце пьесы. Переживания, реализуемые через образы
животных,
помогают
в
безболезненной
для
ребенка
форме
столкнуться
с
психотравмирующим событием и прожить его по- другому, тем самым освобождаясь от
болезненного эмоционального опыта.
Темы для занятий по арт-терапии (рисуночной)
1.
Рисунок на произвольную тему
2.
«Я в прошлом, будущем, настоящем».
3.
«Птицы в гнезде».
4.
«Мое любимое занятие»
5.
«Мои любимые места прогулок»
6.
Рисование эмоций
7.
«Где бы я хотел очутиться»
8.
«Мои любимые животные»
9.
«Мой страх» - уничтожение рисунка
10. «Я хочу в подарок»
11. «Я такой, какой есть».
12. «Мой день»
13. «Я здесь»
14. «Ситуации в которых чувствую себя неуверенно»
15. «Моя проблема»
16. «Страх, любовь…»
17. «Три желания»
18. «Остров счастья»
Полезно
вовлекать
детей
в
игры,
способствующие
развитию
эмоциональной
раскованности (к примеру, бросая мяч товарищу, необходимо произвести шумовой
эффект или какое-то определенное движение). Игры с мячом, лазанье по шведской стенке
и спрыгивание вниз на мат (со страховкой) позволяют ребенку постепенно преодолевать
нерешительность, опасение, тревоги, закомплексованность.
Техники для работы с детьми по арт-терапевтическому сопровождению.
«Свободный рисунок в круге»
Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального
состояния. Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: Детям предлагается по очереди рисовать друг другу дороги в круге.
«Рисование по сырому листу»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального
состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем
точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
«Водный салют»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций,
развитие воображения.
Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.
Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся
фигуры.
Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть
стихотворение:
Страшно очень – не беда,
Пусть поможет мне вода.
Краской крашу, отпускаю,
Не боюсь и не скучаю.
«Мелки – наперегонки»
Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация
эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: мелки, лист картона.
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.
«Разноцветие камней»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция.
Материалы: камни, гуашь, кисти, емкость с водой.
Инструкция: попросить ребенка раскрасить камни так, как он бы хотел.
«Картины» Цель: развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков
выбора и
«принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.
Материалы: коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти,
емкость с водой.
Инструкция: предложить ребенка выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не
выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.
«Лицо»
Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с
родителями
Материалы: шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски,
кисточки, тени, помады.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании
прокомментировать свою работу.
«Орнамент»
Цель: развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма,
стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.
Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски,
мелки, пластилин) бумага.
Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем
изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.
Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок
выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).
«Семья»
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений,
связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей
взаимодействия ребенка с миром.
Материалы: шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки,
емкость с водой.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании
прокомментировать свою работу.
«Зеркальный монстр»
Цель: Снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций.
С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный
страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть
возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.
Материалы: зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.
Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.
«Маска»
Цель: осознание и отреагирование чувств.
Материалы: заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.
Инструкция: предложить ребенку раскрасить маску так, как он бы хотел.
«Создание образов в цвете»
Цель: Развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.
Материалы: болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре,
пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям
предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Специалист обращает
внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).
«Разноцветные листы»
Цель: Совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности
действий.
Материалы: четыре больших листа бумаги, гуашь, кисть, емкость с водой, скотч,
ножницы.
Инструкция: Ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым,
синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на
стену, закрывая один другим.
«Пластилин-силач»
Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: пластилин, лист картона.
Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по
листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с
помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и
эмоциональных сил.
«Чудо-кактус»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техника
направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет
работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков
происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус
является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных
реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам
цветов может нести в себе коррекционное действие.
Материалы: терапевтическая сказка «Чудо-кактус», пластилин, зубочистки,
шаблоны цветов из разноцветной бумаги.
Инструкция: На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким
мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И
всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от
неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся злюка». Из
всех углов только и слышалось «Ты не ходи этой дорогой, так Дерущаяся Злюка!»
или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку чаще нужно
наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких
слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в
тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким,
вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все
обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и
громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и
стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов… и тут один из
участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые
цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на
кактусе становилось все больше, а колючки становились все меньше. Увидев это,
все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся
Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых
ароматных цветов, а Дерущегося Злюку все стали называть Чудо-Кактус!
После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его
зубочистками, украшает цветами.
«Кондитер»
Цель: снятие напряжения, повышение самооценки, исследование чувств и
представлений, связанных с образом дома.
Материалы: коробка из-под конфет, пластилин (если позволяют физические
способности ребенка), гель с блестками.
Инструкция: попросить детей слепить конфетки, «заселить их в домики», украсить
гелем с блестками.
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе,
снижение тревожности.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых,
волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в
третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
Какой человек выглядит симпатичнее?
На кого ты сейчас похож?
В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
На кого ты хотел бы быть похож?
Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы,
нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия
(разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для
защиты от страхов.
Вопросы:
Представьте свой амулет другим.
Как действует ваш амулет?
Какими свойствами он обладает?
Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
Почему были выбраны именно эти материалы?
Завершение
Использование МАК «Кнуты и пряники» в работе с детьми пострадавшими от
насилия.
«Кнуты и пряники» - это колода про воспитание, ограничения и наказания, подавление,
про чувства, ресурсы и опоры, про детско – родительские отношения и отношения с
окружающими. Колода дает возможность отреагировать, вывести вновь сложные
эмоциональные переживания, найти точки опоры для дальнейшей жизни и ресурсы для
преодоления травматических событий.
Варианты упражнений.
Приложение №1
Структура ПИР
1 Представление друг другу:
• попросить ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст, спросить, когда у него
день рождения;
• представить себя
2 Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:
• попросить рассказать о семье, взаимоотношениях между членами семьи и
ребенком, взаимоотношениях с другими значимыми взрослыми;
• выявить члена семьи или другое лицо, кому ребенок доверяет (кинетический
рисунок семьи, «Дом, дерево, человек», Цветовой тест отношений; В недирективной
манере ребенка побуждают рассказать о чувствах, которые он испытывает к людям, с
которыми он живет.
• как ребенок социализируется , интересы - спорт, хобби, занятия музыкой
3 Информация о причине обращения:
• знает ли ребенок, почему он пришел к психологу;
• попросить ребенка рассказать о случившемся или о том, что его беспокоит
Ребенку следует задавать открытые, не наводящие вопросы, нельзя начинать с
вопросов типа: «Тебя папа бил?», даже если вы знаете об этом со слов других людей.
• задать уточняющие вопросы взролому: как долго длилось травмирующее
событие, как произошло раскрытие, кому ребенок рассказал, какая была реакция от
взрослых на раскрытие и т.д.
• побудить ребенка выразить свои чувства к происходящему событию и к его
участникам должны быть простые и короткие. Для маленького ребенка
воспроизвести травмирующее событие или ситуацию может помочь игра, рисунки,
куклы на руках и другие подсобные материалы.
Следить за своей реакцией на рассказ ребенка: исключается выражение таких
чувств, как брезгливость, ужас, недоверие.
Дать понять ребенку, что вы верите ему. Следует тщательно зафиксировать рассказ
ребенка, используя его слова и выражения. Уважать пожелание ребенка не передавать
его рассказ родителям.
4. Оценить ситуацию и психоэмоциональное состояние. Необходимо
отмечать реакцию ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными,
вегетативными проявлениями (мимику, покраснение лица, учащение дыхания,
волнение, проявления страха, у некоторых детей может появиться заикание,
когда касаются волнующих его тем).
5. Заключительная часть:
• оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость и доверие, заверить его, что вы
сделаете все от вас зависящее, чтобы помочь ему, успокоить
• рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией. Привлечь его
к сотрудничеству .
Можно закончить интервью, отведя ребенка к родителю, назначить следующую
встречу и отметить позитивные моменты настоящей.
6. Предварительная оценка полученной информации и планирование
дальнейшей работы .
Самое главное - оценить внешнюю и внутреннюю безопасность ребенка, для этого
сравнить рассказ ребенка и взрослого .
Примеры эффективного и неэффективного реагирования консультанта на информацию о
насилии.
Фраза ребенка или
наблюдаемая ситуация
Неподходящая реакция
Подходящая реакция
Целенаправленное раскрытие
факта насилия:«Мама вчера
рассердилась на меня и била
меня щеткой»
За что?
Что ты натворил(а), если
даже мама была
сердитой?
Я не думаю, что мама
хотела сделать тебе
больно.
Я понимаю тебя…
Ты говоришь, что мама
вчера била тебя…
(повторение).
Расскажи, пожалуйста,
что вчера произошло?
(открытый вопрос)
Целенаправленное раскрытие
факта насилия – ребенок может
начать с совсем маленькой
детали и наблюдать вашу
реакцию: «У меня вчера был
плохой день»
Что ты делал в этот
момент?
Наверное, папа
услышал, как ты
ссорился с сестрой?
Почему ты называешь
день плохим?
Да, я вижу, что ты
грустный сегодня…
Расскажи, пожалуйста,
что произошло вчера?
(открытый вопрос).
Что именно было плохо?
(уточнение)
Целенаправленное раскрытие
факта насилия – ребенок
может спросить у вас о
помощи:«Вы могли бы
поговорить с моей мамой,
чтобы она не кричала на меня
так сильно?»
Хорошо, я попробую
поговорить с твоей
мамой.
Наверное, мама
переживает, что ты стал
хуже учиться.
Почему мама кричит на
тебя?
Ты хотел бы, чтобы я
поговорила с твоей
мамой…
Я вижу, что ты
встревожен…
Расскажи, пожалуйста,
как это было?
Случайное раскрытие факта
насилия – слова ребенка
заставляют вас думать о
возможном опыте
насилия: «Меня проучат, если я
не буду делать то, что говорит
мне папа»
Слова ребенка остаются
незамеченными.
Папа бьет тебя, если ты
делаешь то, что он
говорит?
Что заставляет
родителей так к тебе
относиться?
Я думаю, что ты
преувеличиваешь.
Даже если дома тебя не
понимают, в школе ты
всегда можешь
рассчитывать на своих
друзей
Что с тобой происходит,
если ты не делаешь то,
что тебе говорят?
Правильно ли я поняла,
что папе не нравится,
когда ты его не
слушаешь? Что
происходит потом?
Я вижу, что ты
беспокоишься, когда
говоришь об этом. Что
именно вызывает у тебя
беспокойство?
Случайное раскрытие факта
насилия – у вас появляются
подозрения о возможном
насилии при наблюдении за
игрой ребенка. Ребенок
хихикает с другом и произносит
такие звуки, что это напоминает
сексуальное поведение
взрослых
Говорить (сердитым или
удивленным голосом): «Что ты
делаешь?»
Детализировано, тут же
расспросить ребенка, где, когда
и как он научился таким вещам
Если это наблюдают другие
дети, переключить внимание
ребенка, отвлечь его каким-
нибудь другим действием.
Наедине с ребенком спросить
его, где он научился таким
звукам и жестам.
Случайное раскрытие факта
насилия – на теле ребенка вы
видите раны, синяки.
Например, на руках ребенка
видны следы от ожогов
сигаретой
Не замечать происходящего.
Покажи, что это?
Это сделал твой папа,
потому что был сердит
на тебя?
Как ты получил такие ожоги?
Случайное раскрытие факта
насилия – ребенок может
вызвать у вас подозрение
своими вопросами: «Всегда ли
мне нужно идти в гости к дяде,
если мне не нравится туда
ходить?»
Почему ты не хочешь
туда идти? Дядя
наверняка радуется,
когда ты приходишь.
Может, тебе не
нравится, что там не с
кем поиграть?
Что происходит, когда
ты приходишь в гости к
дяде?
Я вижу, что ты
тревожишься, когда
говоришь об этом. Что
именно тебя тревожит?
Случайное раскрытие факта
насилия – ребенок
задерживается после уроков,
как можно дольше оттягивает
время возвращения домой.
«Мне не хочется идти домой,
мне страшно, если мамы
вечером долго нет дома»
Ты уже слишком
большой, чтобы бояться
темноты…
Ты не пробовал зажечь
везде свет?
Что ты делаешь, когда
остаешься один?
Ты говоришь, что тебе
страшно, когда мамы
нет дома…
Чего ты боишься, когда
мамы нет дома?
Что именно тебя пугает?