Автор: Корнейшикова Наталья Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: г. Славянск-на-Кубани
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Развитие музыкально - ритмических движений и танцевального творчества для детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Развитие музыкально - ритмических движений и
танцевального творчества для детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить участников с опытом проведения танцевальных движений,
музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Образовательные задачи:
- Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников:
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Формировать навыки основных танцевальных движений:
Воспитательные:
-
Воспитывать
коммуникативные
качества
у
детей,
активность
и
самостоятельность.
- Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои
оригинальные движения,
- Развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- Побуждать детей к творчеству.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени
способствует
развитию
детского
творчества,
являются
музыкально-
ритмические движения. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но
спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека,
это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее
точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под
определённую музыку.
В
процессе
обучения
дошкольников
музыкально
–
ритмическим
движениям решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей.
Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и
развития
опорно
–
двигательного
аппарата,
формированию
правильной
осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения,
сердечно
–
сосудистой
и
нервной
систем
организма,
созданию
необходимого
двигательного
режима,
положительного
психологического настроя.
При обучении детей музыкально - ритмическим движениям я использую
различные методы:
— наглядно-слуховой (прослушивание аудио или видеозаписи, клипы,
мультфильмы – для формирования общих представлений о произведении и
создается мотивация, детьми осваивается содержание, после чего проводится
беседа по содержанию произведения);
— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических
упражнений); Показ играет в работе над движением огромную роль. Показ
необходим во всем процессе работы. Варианты показа: Иногда движение всей
группе показывают 1-2 успевающих ребенка с последующим поощрением.
Дети быстрее и легче схватывают и понимают движение, его связь с музыкой,
когда его выполняет ровесник. В некоторых случаях, особенно в начале
работы, я выполняю упражнение вместе с детьми, чтобы вовлечь детей в
движение и усилить их эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Для
развития
внимания
и
умения
анализировать
я
использую
«сравнительный
показ»
(правильный
и
неправильный
показ).
Очень
эффективно использование наглядных пособий: иллюстраций, музыкально -
дидактических игр, атрибутов; Зеркальность показа.
- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны.
Например,
я
говорю
«осанка»
и
«линии»-
дети
выравнивают
линии
и
корректируют осанку; «круг», «2 круга». Наряду с этим я использую «наш»
музыкальный сленг, язык, который выполняет функцию быстрой подсказки.
Например, «ладушки», «тарелочки», «лодочка», «моталочка», «расческа»,
«цветок раскрывается-закрывается», «ковырялочка». (выйти показать)
- игровой (если задания преподносят детям в интересной игровой форме, и
к этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно
влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – это ведущий мотив
существования
детей,
поэтому
я
использую
слова:
«Мы
сейчас
будем
играть…»,
«Мы
сейчас
превратимся…»,
«Мы
сейчас
отправимся
в
путешествие…» и т. п. В других случаях мы поддерживаем интерес у детей,
постепенно внося в задание занимательные элементы, будим воображение,
фантазию. Так, например, совсем новым и интересным кажется упражнение, в
котором
движения,
исполнявшиеся
прежде
просто
по
кругу,
вдруг
превращаются
в
красивое
коллективное
действие,
игру,
по-новому
раскрывающие эмоциональное содержание музыки. Например, игра «Чей
кружок быстрее соберется».
Знакомство с различными играми, которые способствуют развитию
ритмических навыков с элементами.
1. Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:
«Здравствуй солнце золотое, ---руки вверх
Здравствуй небо голубое, ---рисуем в верху полукруг двумя руками
Здравствуй, вольный ветерок, ---кач. кистями до середины, в разные
стороны
Здравствуй, маленький дубок, ---присаживаются, руки склад.
Здравствуй, утро, здравствуй, день, ---рука вверх, другая
Нам здороваться не лень!» ---хлопают (под музыку)
Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной
задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное
с движениями. Приветствия способствуют развитию речи и координации
движений детей, а также созданию хорошего настроения.
На начальном этапе изучения музыкально – ритмических движений детям
очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и
танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра»,
«Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам»,
танец «Зашагали ножки». Эти игры способствуют развитию произвольного
внимания,
умению
ориентироваться
в
пространстве,
развитию
индивидуальности, раскрепощению детей.
Игра «Зашагали ножки» 8 человек.
А
сейчас
вашему
вниманию
я
хотела
бы
предложить
музыкально-
дидактическую игру «Передай ритм» направлена на развитие ритмического
восприятия и музыкальной памяти. 6 человек
Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем
стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий
впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию
усталости, развивает внимание, чувство ритма, улучшает слуховую память.
Сейчас
вашему
вниманию
я
хочу
предложить
игру
«Преодолей
препятствия». 6 человек
Звучит марш (все маршируют) показ схемы – круг;
звучит вальс (все окружаться) показ схемы - два круга;
звучит русская народная мелодия (выполняют плясовые движения) показ
схемы - две шеренги;
звучит современная музыка «Буги-вуги» (двигаются свободно) показ схемы -
пары.
Молодцы! Преодолели все препятствия.
Ведущая: А теперь мы с вами немного посчитаем.
2.Звучит марш. Выстраиваемся по кругу, руки на поясе, пятки вместе носки
врозь, считаем вслух 1,2,3,4. «1»- выполняем хлопок в ладоши
«2,3,4» - ставим руки на пояс, исполняем 4 такта.
«1» - выполняем хлопок и притоп
«2,3,4» пауза, исполняем 8 тактов.
Молодцы!
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют. Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали.
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют. С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!