Напоминание

"Финансовая грамотность: экономика - малыш"


Автор: Ольга Михайловна Красноперова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 46
Населённый пункт: г.Сарапул Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Финансовая грамотность: экономика - малыш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЭКОНОМИКА – МАЛЫШАМ»

Составила:

Красноперова Ольга Михайловна

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

Пояснительная записка

2.

Структура методической разработки

3.

Цель методической разработки

4.

Задачи методической разработки

5.

Педагогическая целесообразность

6.

Новизна методической разработки

7.

Условия и режим работы методической разработки

8.

Классификация методической разработки

9.

Особенности методической разработки

10. Особенности содержания методической разработки

11. Этапы работы по созданию методической разработки

12. Развитие социально-развивающей среды в организации условий

13. Совершенствование форм, методов и приемов работы с детьми

14. Ожидаемый результат методической разработки

15. Способы проверки ожидаемого результата

16. Оценка эффективности методической разработки

17. Итог методической разработки

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное

воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, целевые

установки, многие личностные качества, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Вся

страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции»,

о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т.п. Мы

стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от

современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит

учиться долгие годы. Другими словами, нашим детям предстоит жить в новых условиях,

овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и

личностных качеств.

Концепция непрерывного экономического образования детей совершенно оправданно

включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое

воспитание необходимым и актуальным с детских лет.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга.

Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусствоведения

домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Именно

поэтому она составила основу содержания методической разработки по экономическому

воспитанию детей дошкольного возраста.

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает

цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и

ущербность бедности. Семья – это реальная экономика и, по справедливому мнению известного

ученого и педагога Е.А.Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие

деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и

приобретениях для членов своей семьи.

В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают»,

«продают» и «расплачиваются» за покупки «деньгами», однако все это происходит в играх, в

условной ситуации, порой очень не похожей на то, что происходит в реальной жизни взрослых

людей. Налицо два плана «экономической» деятельности взрослых людей. Полагаться только на

один из них, как показывают исследования, да и сама жизнь, нецелесообразно. Кроме того, мы

хорошо знаем, насколько различны ценностные установки каждой семьи как социального

института воспитания, в том числе и экономического. Поэтому важно вновь подчеркнуть

необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач

экономической подготовки молодого поколения в формировании экономического образа

мышления. Это – глобальная социальная проблема, которая может быть решена сообща

родителями и педагогами дошкольных учреждений, наконец, эти усилия помогут расширить

понятия нравственного воспитания в экономике.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же

время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных

социальных

и

экономических

отношений.

Это

потребует

от

них

умения

правильно

ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а

значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание

дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в

происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в

обучении между детским садом и школой.

Методическая разработка может быть реализована через включение данного содержания в

разные виды детской деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика – малышам» ориентирует

педагогов на развитие экономического образа мышления у ребенка-дошкольника, осознание им

того, каков «Я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем. Представляет единую

систему непрерывного экономического воспитания и образования детей старшего дошкольного

возраста.

Преемственность

между

возрастными

ступенями

образования

понимается

как

двусторонний процесс, при котором на каждой ступени развития образования формируются

фундаментальные качества личности ребенка.

Методическая разработка предполагает интегрированный подход к развитию личности

дошкольника, предусматривая тесную связь с речевым развитием, художественно-творческой

деятельностью,

этическим,

математическим,

трудовым

и

экономическим

воспитанием,

способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Чем

младше возраст, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь. Именно интегрированный

характер методической разработки способствует разностороннему развитию детей, позволяет с

большей эффективностью подготовить к обучению в школе.

Методическая разработка строится по возрастному принципу, внутри каждой группы

детского сада – по блокам. В качестве основного вида деятельности в работе с дошкольниками

использует – игра.

Методическая разработка экономического воспитания дошкольников предусматривает также

наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует

преодолению социально-психологических барьеров между взрослыми и ребенком, облегчает

восприятие ребенком нового материала.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

В методической разработке имеется введение и пояснительная записка, где обоснована

актуальность проблемы и ее суть. Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика

– малышам» состоит из блоков, связанных между собой задачами и содержанием «Потребности»,

«Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена», «Производители и ресурсы. Реклама и

возможности», «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в

быту – это тоже экономика».

ЦЕЛЬ: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально –экономическую жизнь,

способствовать формированию основ финансовой грамотности, реального экономического

мышления.

Методическая разработка предусматривает реализацию следующих ЗАДАЧ:

1.

Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей старшего

дошкольного возраста.

2.

Научить понимать и ценить окружающий мир (как результат труда людей), видеть красоту

человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3.

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт –

деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признавать авторитетными

качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность,

трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить

примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.).

4.

Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние,

регулировать

собственное

поведение,

формировать

положительную

самооценку,

способность распознавать чувства других людей.

5.

Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту

(вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика – малышам» обусловлена

расширением

возможностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

реализовать

свои

экономические знания в дальнейшем, применять их на практике в реальной жизни.

НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика – малышам» разработана с

учетом

возрастных

особенностей

детей.

Новизна

разработки

состоит,

прежде

всего,

в

психологической

защите

ребенка

от

негативных

влияний

общества

путем

создания

психологически комфортной для дошкольника обстановки. Учитывая возрастные особенности

дошкольников, содержание методической разработки представлено не в виде традиционной

образовательной деятельности, а в виде циклов учебных ситуаций, которые могут быть

использованы как целиком, так и частями, в зависимости от форм и видов работы.

УСЛОВИЯ И РЕЖИМ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика – малышам» рассчитана на

работу с детьми 5-7 лет и делится по годам обучения:

1 год обучения – старшая группа, рассчитана на детей 5-6 лет, объем 16 часов, нагрузка – 2

раза в месяц;

2 год обучения – подготовительная группа, рассчитана на детей 6-7 лет, объем 16 часов,

нагрузка – 2 раза в месяц.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

По уровню применения – общепедагогическая;

По концепции усвоения (методу) – развивающая, информационно-исследовательская;

По содержанию – «Ребенок, общество и экономические отношения»;

По подходу к ребенку – субъект проектирования

По категории обучаемых – массовая

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка основана на следующих принципах:

1.

Личностно-ориентированном – его сущность заключается в ориентации педагога на

создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуально-творческого

потенциала, отношение к миру, людям, самому себе.

2.

Демократическом – образовательный процесс строится на основе взаимоуважения и

доброжелательном общении «Педагог-Ребенок», «Ребенок-Ребенок». Занятия построены в

виде диалога между педагогом и детьми: беседы, проблемные ситуации, практические

задания.

3.

Деятельном – в зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид

деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена,

стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх:

дидактических, настольно-печатных, ролевых.

4.

Принцип наглядности – наглядного материала для детей дошкольного возраста по

экономическому воспитанию практически нет. Для того чтобы донести до детей

информацию интересно и доступно, изготавливается ряд пособий и игр, соблюдаются

требования к культуре показа и оформления наглядности;

5.

Принцип доступности.

6.

Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Таким образом, в основе методической разработки – реализация личностного подхода в

обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Особенности содержания:

На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о

том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе,

тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного

времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах

существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие

жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью

экономики, хозяйства.

Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными

услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это

потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих

возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое

развитие.

Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или

хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать

сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то

определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые

вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи,

услуге, как предложить свои помощь или услугу.

Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о

представителях разных профессий.

Задачи:

1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им

самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных

произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы

могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как «живое» и «неживое»,

«есть» или «нет»; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом,

выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании

потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются

потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

Экономические проблемы:

знакомить с экономической категорией «потребность»;

расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей,

об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в

дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

3 этап – решение практических задач.

На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности

требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность,

медицинская помощь, транспорт и т.д.)

Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого

нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура

питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.). Выявить зависимость

между

потребностями

и

правилами

жизни

(чтобы

удовлетворить

потребности,

нужны

определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в

том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт,

услуги, потребители.

После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания

переходим ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена. Основной идеей

является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его

жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.

Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Свободный

обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое

количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена

устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем

незначительного изменения предметно-игровой среды, образов и знаков, требующих иных

способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив,

побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических

проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений.

Предварительная работа:

Проведение ситуативных игр «Семья», «Магазин», во время которых дети производят и

покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и

покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и

услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности

рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты:

хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и

др.), конструированию. Пребывание детей в «безденежном» обществе – игра без пользования

деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих

между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении

цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние

на величину цены.

Организация «рынка» обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое.

Объяснение нескольких значений слова «рынок».

Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее

изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение

беседы о функции и значении денег.

Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой

обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.

Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об

установлении цены; об обмене товарами и услугами.

Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.),

который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара» (реклама); конкурс на лучший товар

или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской

денежной единицы.

3 этап. Практические занятия.

Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

Аукцион.

Конкурс на лучший проект.

Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа,

спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что

такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится.

Значит, пришло время узнать, кто и как производит товар.

Так переходим к 3 блоку «Производитель и ресурсы. Реклама и возможности».

Предварительная работа

Ознакомление

детей

с

разными

видами

ресурсов

(природными,

капитальными,

человеческими),

разнообразием

природных

ресурсов,

различными

способами

их

применения.

Ознакомление детей с понятиями «товар» и «потребитель».

Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

Представление

о

сути

ресурсов

(человеческих,

природных,

капитальных)

и

их

использование для изготовления товаров.

Задачи предварительной работы

1.

В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к

выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие

сделаны людьми.

2.

Познакомить детей с понятием «природа», объяснить, что относится к природному миру.

3.

Познакомить с понятием «товар».

1 этап. Расширение и углубление понятия «ресурсы»

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах

их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их

потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы

– лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие

капитальные ресурсы необходимы для их производства.

2 этап. Какие бывают производители.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг (представителями разных

профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о

капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных

профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и

услуги. Уточнение понятий: «товары», «услуги», «потребитель», «производитель». Выяснение

взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме «Что

кому нужно, что кем производится?»

3 этап. Решение практических задач

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями

разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства

знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи «Как появляется новая тетрадь»

(опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед,

ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие

природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень

важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе

выращивания леса). Ознакомление детей с понятием «экономия ресурсов».

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт,

услуги, потребители, производители, ресурсы.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме

информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети

так любят рекламу, играют в нее.

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь

реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость,

образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты

рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Чем-то «словесная» часть рекламы сродни пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим

детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу.

Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте

(товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно

уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется

использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только

развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К

созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию

рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на

лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно

предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий:

1. Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства

(для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных

признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

2. Рекламируемый объект известен только автору.

По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу

видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли

отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень

своего «профессионализма»: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что

именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого

ребенка.

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент,

“свое дело”.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые

можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока

«Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это

тоже экономика».

Основные идеи

Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать.

Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой

выбора. Из-за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что

именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов

удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид

деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры «Что мы выбираем?»

Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и

животные.

Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в

сравнении с количеством потребителей.

Обсуждение

времени

как

ресурса,

невосполнимости

этого

ресурса,

умения

правильно

организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление темы.

Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

Продолжение

работы

по

развитию

представлений

об

ограниченности

ресурсов,

ознакомление детей с проблемой выбора.

Уточнение понятий «ресурсы», «ограниченность ресурсов», ознакомление с понятиями

«выбор», «цена выбора».

2 этап. Выбор и его цена.

Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность

каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от

чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

Беседы, чтение рассказов по данной теме.

Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что

все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами,

всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только

экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор,

цена выбора.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических

представлений у дошкольников способствует:

формированию экономического сознания дошкольника;

приближению к реальной жизни;

пробуждению экономического мышления;

получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;

обогащению детского словаря;

выработке

таких

качеств

как

чувство

собственного

достоинства,

умение

честно

соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;

возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Особенности организации:

Для

реализации

предлагается

интегрированный

подход.

Содержание

методической

разработки учитывает взаимосвязь экономического воспитания с речевым развитием,

художественно-творческой

деятельностью,

этическим,

математическим,

трудовым

воспитанием, игровой деятельностью и экологией, что раскрывает широкие возможности

для раскрепощенного мышления и творческого самовыражения дошкольников, способствует

гармоничному развитию личности.

Активизация работы с родителями вокруг данной системы;

Взаимодействие с социальными институтами.

Корректировка содержания:

Экспериментируя и создавая методическую разработку «Финансовая грамотность: Экономика –

малышам», прежде всего, придерживались требований

примерной

общеобразовательной

программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по которой работает детский сад. Корректировка разработанных

планов, методов и приемов, используемых в работе с детьми и родителями осуществляется

регулярно, согласно диагностики, желаний и способностей детей, запросов родителей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

I

этап – Подготовительный

Цель: изучение методической литературы, разработка планов, системы методов и приемов

для

работы

с

детьми,

родителями.

Поэтапное

планирование

работы

воспитательно-

образовательного процесса.

Один из основных путей решения поставленных задач, в первую очередь – это повышение

уровня

самообразования

для

работы

в новых

условиях. Работа началась с повышения

эффективности и качества воспитательного процесса, повышения уровня самообразования. Для

этого изучался и пересматривался ряд методической литературы.

II

этап – Основной (практический)

Цель: работа с детьми по темам, создание развивающей среды, взаимосвязь с социумом,

организация просветительской работы с родителями.

1. Работа с детьми

Работа с детьми строится на основе перспективного плана (Приложение 1).

2. Взаимодействие с родителями

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным

членом. Поэтому особое внимание в работе уделяется укреплению связей с родителями. Роль

родителей в воспитании ребенка незаменима. Они – главные «проектировщики, конструкторы и

строители» детской личности. Наша цель – сформировать у родителей сознание необходимости

целенаправленной работы по развитию у детей экономического сознания в условиях семьи и

тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Содержание этой работы включает:

Определение роли родителей в развитии знаний, навыков и умений, творческих способностей

у детей;

Определение форм и средств воспитания детей в семье;

Повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора.

Для этого разработана «Модель вовлечения родителей в единое образовательное

пространство» по теме «Финансовая грамотность: Экономика – малышам» (Рис. 1), где

используются разнообразные формы взаимодействия с семьями. Нам удалось преодолеть

стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя

образовательных услуг. В самом начале работы мы провели анкетирование (Приложение 2) среди

семей и выяснили: более 70% родителей высказались «за» работу по развитию у детей

экономического сознания. Добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а

активными участниками педагогического процесса; они участвуют в оформлении группы к

праздникам, создают различные композиции, выполняют с детьми работы, активно обсуждают

вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Проводятся совместные проекты

«Фирменный знак», «Реклама», выставки плакатов

3. Взаимодействие с социумом

В тесном контакте ведется работа с культурно-образовательными учреждениями социума:

Дома культуры «Заря», Дома народной культуры, музыкальная школа (Рис. 2), где дети посещают

различные мероприятия и сами принимают участие в них.

1. Информационно-аналитический блок

Социальный

паспорт семьи

Анкетирование

Опросы

Посещение на

дому

2. Практический блок

Родитель-

ские

собрания,

Семинары

Кон-

суль-

тации,

беседы

Сбор

различ-

ного

материала

Досуги,

Клубные

встречи

Выстав-

ки, фото

выставки

Конкур-

сы

Книжки-

малышки

3. Информационно-наглядный блок

Папки-

ширмы

Информаци-

онные

корзины

Информаци-

онные

стенды

Памятки

Выставки

Рис. 1 Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство

по теме «Финансовая грамотность: Экономика – малышам»

Рис. 2 Взаимодействие с социумом

III

этап – Заключительный (коррекционно-диагностический)

Цель: фиксация результатов, подведение итогов, организация мониторинга, корректировка

работы.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от

соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным

является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды –

того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир

предметно-пространственного окружения.

Для формирования и поддержания интереса у детей к экономике в группе создана

развивающая среда, позволяющая сочетать экономическую деятельность с математической,

экологической,

изобразительной

и

другими

видами

деятельности,

а

значит,

обогащать

познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием. Созданы игровые

уголки – мебель, оборудование к ролевым играм, учебная зона и уголок двигательной активности

с

учетом

принципов

Петровского:

динамичность,

доступность,

трансформирование,

многофункциональность. Также создан «Музей денег», игротека «Гнома Эконома», где собраны

игры с экономическим содержанием, библиотека «Гнома Эконома», где помещены стихи, сказки с

содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих

качествах, создана картотека художественного слова. Кроме того, большую роль играет наглядно-

иллюстративный материал, помогающий детям лучше усвоить изучаемый материал.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Музыкальная школа

Музыкальная школа

Дом культуры

«Заря»

Дом культуры

«Заря»

Дом народной

культуры

Дом народной

культуры

Взаимодействие с

социумом

Взаимодействие с

социумом

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации:

совместную (Приложение 3) и самостоятельную (Приложение 4).

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество,

сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ребенку о

сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими

формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития,

действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» -

играми, комплексно-тематической образовательной деятельностью, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.

Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в

профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и

одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные

жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения

дошкольниками сложных экономических знаний.

В представленных играх «Рынок», «Бартер», «Банк», «Рекламное агентство», «Супермаркет»

и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим

знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически

адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»

уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах,

приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое

количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что

повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Одной из форм познавательно-игровой деятельности является образовательная

деятельность. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии,

ознакомлению с окружающим. Это дает возможность интегрировать задачи экономического

воспитания в разные виды деятельности. В процессе образовательной деятельности. («Город-

завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и

экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды

детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники

– яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные

интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и веселая игра, и серьезная

работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы,

веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и

ребусов), разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому

взглянуть на известные сюжеты – А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,

К.Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»,

«Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие экономические, экологические, математические задачи.

Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую

действенность,

активизирует

мыслительную

деятельность,

развивает

сообразительность,

смекалку, творческие способности. Участники развлечение и вечеров досуга – дети и взрослые

(родители, артисты и др.) – все вместе решают познавательные, практические, игровые задачи,

используя разнообразные способы и средства (моделирование, экспериментирование и пр.). Такое

сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и

средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе

чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный

фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными

дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых

представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями

(И.В.Липсиц, Э.Успенский и др.). Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический

опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как

трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание

развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику,

нестандартность,

самостоятельность

мышления,

коммуникативно-познавательные

навыки,

способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи,

дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных

экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности,

вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику

рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит

видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Также свою работу строила на основе, разработанной сотрудниками лаборатории

проектирования

содержания

дошкольного

образования

ИПИ

РАО

Н.Я.Михайленко

и

Н.А.Коротковой модели организации образовательного процесса (Рис.3).

I блок

Образовательная деятельность

II блок

Совместная деятельность

III блок

Самостоятельная деятельность

детей

Интегрированные

Практические

Игровые

Подгрупповая

В парах

Под

руководством

взрослого

В детском саду

В семье

Рис. 3 Модель образовательного процесса

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Конечным результатом методической разработки «Финансовая грамотность: Экономика –

малышам» стало:

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда

людей);

Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то,

что стоимость продукта зависит от его качества;

Видят красоту человеческого творения;

Признают

авторитетными

качества

человека-хозяина:

бережливость,

расчетливость,

экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение

сопереживать,

милосердие

(примеры

меценатства,

материальной

взаимопомощи,

поддержки и т.п.);

Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Наглядные

Словесные

Практические

Игровые

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

Форма промежуточной и итоговой диагностики воспитанников проводится 2 раза в год.

Диагностика развития детей, как средство контроля эффективности методической

разработки «Финансовая грамотность: Экономика – малышам»:

В качестве диагностической процедуры используются диагностические карты (Приложение

5-6), разработанные в соответствии с возрастом детей по всем группам. Процедура диагностики

позволяет в течение 2-х лет отслеживать динамику развития, контролировать и корректировать

результаты работы от начала к концу учебного года. Параметры представлены критериями оценки

в трех уровнях (Приложение 7).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка «Финансовая грамотность: Экономика – малышам»

предусматривает наблюдение за развитием личности воспитанников, осуществляющиеся в ходе

анкетирования и формам промежуточной и итоговой диагностики.

Анкеты родителей воспитанников позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать

межличностные отношения и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия

по сплочению коллектива и развитию творческой активности.

Принципы оценивания:

Обеспечение психологической поддержки ребенку на любом уровне успешности, даже при

минимальном успехе;

Обязательное поощрение детей за их старания и желания в выполнении заданий через:

А) через подарения – медалей, значков, аплодисментов

Б) через размещение лучших работ на почетном месте в группе (на выставке детского

творчества, игротека «Гнома Эконома»), в детском саду

В) в ходе общения ребенка и воспитателя.

Важная оценка – отзывы детей и их родителей, которые помогают корректировать

содержание методической разработки в конце учебного года.

ИТОГ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Итогом года являются открытые занятия, конкурсы, выставки на уровне учреждения, где

видно достижение каждого воспитанника, поощрение дипломом, памятным подарком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-практическая ценность данной работы заключается в следующем:

Разработана и апробирована система работы по развитию у детей экономического сознания;

Разработана и адаптирована педагогическая диагностика, позволяющая выявить уровень

сформированности ЗУН дошкольников;

Реализован на практике интегрированный подход при использовании экономической

деятельности в работе с дошкольниками, его влияние на познавательную и эмоционально-

чувственную, творческую сферу дошкольников.

В процессе освоения системы испытывали

трудности:

1.

В подборе научно-методических рекомендаций по проблеме.

2.

В подборе наглядного дидактического материала.

3.

При создании развивающей среды.

4.

При разработке диагностического инструментария.

Данная работа

окажет

помощь

педагогам дошкольных образовательных учреждений,

учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, студентами педагогических

учебных заведений:

При

организации

кружковой

работы

или

внеклассных

занятий

по

экономическому

воспитанию;

В социализации ребенка, адаптации его к окружающему миру, подготовки к будущей трудовой

деятельности;

В формировании образного мышления в совокупности с интеллектуально-творческим

развитием ребенка;

В расширении и обогащении жизненного опыта дошкольников и его знаний об окружающем

мире и его преобразовании собственными силами;

В возникновении у детей чувства удовлетворения собственной работой, положительных

эмоций, вызываемых в процессе труда.

Рекомендации к использованию данного опыта:

Для эффективности использования системы работы необходимо:

1.

Наличие указанной выше материально-технической базы, литературы, указанной в

методической разработке.

2.

Приниматься за обучение детей только в том случае, если данная деятельность вызывает

интерес и удовольствие.

3.

Педагогу быть разумным хозяином в группе, владеющим чувством меры и умеющим

вводить элементы экономических знаний в различные виды детской продуктивной

деятельности.

Уметь

оценивать

поступки

детей

с

позиции

их

экономической

целесообразности, не быть консерватором, а с интересом относиться к разным новым

явлениям рыночных отношений (бизнес, реклама, торговля, бартер и пр.); понимать

негативные и позитивные стороны жизни, в доступной форме давать детям объяснения

новым понятиям.

4.

Продумать адаптацию системы к условиям работы конкретного детского сада.

5.

Учитывать возрастные, сенситивные периоды развития детей.

6.

Обучающий материал включать в содержание всех видов деятельности (познавательная,

продуктивная, игровая).

7.

Вести работу по обучению детей в тесном контакте с родителями.

8.

Вести работу с привлечением социальных институтов.

9.

Создать условия для развития самостоятельной деятельности, «игротеки» в группе.

Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы

не упускать колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком,

ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от

настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний,

которыми можно будет воспользоваться в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Киреева

Л.Г.

Играем

в

экономику:

комплексные

занятия,

сюжетно-ролевые

и

дидактические игры. – Волгоград, 2008.

2.

Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

3.

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего

школьного возраста. М., 1992.

4.

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1978.

5.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994 .

6.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.,

2008.

7.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987,

1993.

8.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

9.

Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное

воспитание. – 1989. – № 1, 4, 12; 1990. – № 2; 1994. – № 8.

10. Экономика: жизнь и игра. Статьи Шатовой А.Д. // Обруч. – 1997. – № 3-5.

11. Экономика и экология для малышей. Статьи Кларенко Л. // Обруч. – 1997. – № 4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПЕСРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Месяц

Группа

Образовательная

деятельность

Игровая деятельность

Беседы, проблемные

ситуации

Совместная деятельность

I БЛОК – ПОТРЕБНОСТИ

Сентябрь

Старшая

1.

Золотые

правила

Экономики

Книжный аукцион

Б «Азбука вежливости»

ПС «Что такое законы и

кто

их

должен

выполнять?»

Подготовительная

1. Потребности человека и

животных

С/р игра «Ателье»

С/р

игра

«Парикмахер-

ская»

Д/и «Зоологическое лото»

Б «Обязанности козлят»

ПС «Как стать Неболей-

кой»

Октябрь

Старшая

1.

В

гостях

у

семьи

экономистов

2.

Доходы семьи Крокодила

Гены

Д/и «Домик-копилка»

Д/и

«Какие

бывают

доходы?»

Б. «Моя семья»

ПС

«Путешествие

в

сказку»

Досуг «Как три поросенка

хотели

стать

экономистами»

Подготовительная

1.

Какие бывают расходы

2.

Потребности

и

возможности моей семьи

С/р игра «Супермаркет»

С/р игра «Семья»

Б «Удачная покупка

ПС «Волшебные помощ-

ники»

Досуг

«Уроки

Гнома

Эконома»

II БЛОК – ОБМЕН И ДЕНЬГИ. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕНА

Ноябрь

Старшая

1.

Рынок.

Где

и

что

покупают люди

2.

Интересные покупки»

С/р игра «Рынок»

Д/и «Да-нет»

Б «Правила поведения в

общественных местах»

ПС «Кто купит больше»

Подготовительная

1.

Натуральный

обмен.

Бартер

2.

Деньги. Какие бывают

деньги

С/р игра «Бартер»

Д/и «Хорошо-плохо»

Б

«История

жизни

настоящих людей»

ПС

«Где

делают

настоящие деньги»

Декабрь

Старшая

1.

Интересный обмен

2.

Зачем

людям

нужны

деньги

Д/и «Бартер»

С/р «Семья»

Б «Наша семья»

ПС

«Выгодное

предложение»

Что? Где? Когда?

Подготовительная

1.

Интересные

покупки

в

городе игрушек

2.

Путешествие денежки

Д/и

«Подбери

витрины

магазинов»

С/р игра «Супермаркет»

Б

«О

жизни

людей

в

разных государствах»

ПС «Не все покупается и

продается»

Поле чудес

III БЛОК – ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И РЕСУРСЫ. РЕКЛАМА И ВОЗМОЖНОСТИ

Январь

Старшая

1.

Потребности растений

2.

Как медвежонок продал

много-много малины

Д/и «Пятый лишний»

Д/и «Что и когда лучше

продать?»

Б «Растения Земли»

ПС «Что нас окружает»

Подготовительная

1.

Кому спасибо говорим

2.

Кто производит товары

Д/и «Из чего сделано?»

С/р

игра

«Семья»,

«Больница»,

«Магазин»,

«Парикмахерская»

Б «Какие бывают ткани»

ПС «Кем быть?»

Февраль

Старшая

1.

Рекламное

агентство

«Бельчонок»

2.

Мир рекламы

Д/и

«Кто

работает

в

рекламном агентстве?»

С/р

игра

«Рекламное

агентство»

Б «Реклама. Рекламист»

ПС «Как можно узнать о

товаре»

Подготовительная

1.

Машины, оборудование,

инструменты

2.

Средства передвижения

Д/и «Кому, что нужно для

работы?»

Д/и

«Назови

марки

автомобилей»

Б «Ателье «Дюймовочка»

ПС «Как сделать лучше и

быстрее»

Развлечение «Теремок на

новый лад»

Март

Старшая

1.

Рождение новых вещей

2.

Путешествие

в

страну

товаров

Д/и

«Необычное

путешествие»

С/р

игра

«Магазин

«катюша»

Б «Какие бывают товары»

ПС «Как поступить»

Досуг «Золушка»

Подготовительная

1.

Профессия банкир

2.

Сбербанк

Д/и

«Угадай,

какая

профессия»

С/р «Банк»

Б «Все работы хороши»

ПС «Дом, в котором живут

деньги»

IV БЛОК - ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ. ВЫБОР И ЕГО ЦЕНА. ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ – ЭТО ТОЖЕ

ЭКОНОМИКА

Апрель

Старшая

1.

В

мастерской

Гнома

Эконома

2.

Заветные желания

Д/и «Кто, что делает?»

С/р игра «Магазин книг»

Б «Встреча в ремонтной

мастерской»

СП «Спор двух друзей»

Выставка детский поделок

Подготовительная

1.

Почта Гнома Эконома

2.

Выбор. Цена выбора

Д/и «Назови профессии»

Д/и

«Я

садовником

родился»

Б «Мой друг»

ПС «Делу – время, потехе

– час»

Развлечение

«Королев-

ство мудрецов»

Май

Старшая

1. Мастерская Самоделкина

Д/и «Кому что подарим?»

Д/и

«Угадай,

где

продаются?»

Б «Подарок для друга»

ПС

«Строительные

профессии»

Подготовительная

1. Дом моды

Д/и «Из чего сделано?»

С/р игра «Ателье»

Б

«Гном

Эконом

на

ярмарке»

ПС «Профессия модельер»

Приложение 2

АНКЕТА

1.

Рассказывает ли Ваш ребенок о впечатлениях и знаниях, полученных на занятиях по

экономическому воспитанию?

Да

Нет

Иногда

2.

Наблюдаете ли Вы какие-нибудь изменения в поведении детей, связанные с занятиями по

экономическому воспитанию (бережное отношение к вещам и продуктам питания,

проявление интереса к Вашей работе, использование в речи экономических понятий и др.)

Да

Нет

Иногда

3.

Беседуете ли Вы о доходах и расходах семьи с участием ребенка?

Да

Нет

Иногда

4.

Советуетесь ли Вы с ребенком во время приобретения вещей для него?

Да

Нет

Иногда

5.

Ваше мнение: нужно ли обучать дошкольников экономической культуре?

Да

Нет

Иногда

6. Ваши предложения по обучению детей экономической культуре.

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I ЭТАП – Предварительная работа

Цель: Вызвать интерес у детей к объекту изучения

Формы работы: беседы, разговоры, рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов и

т.д.

II ЭТАП – Организация деятельности детей

Цель: Максимальная активизация детей

Формы работы: познавательные (информационные), продуктивные, игровые

III ЭТАП – Поисковый

Цель: Формирование способов выполнения задания

Формы работы: поиск информации, работа с литературой, схемами, музеем, библиотекой,

Домом народной культуры

IV ЭТАП – Заключительный

Цель: Создание условий для самореализации ребенка

Формы работы: выставки, конкурсы, праздники, ярмарки, составление книжек-малышек,

реклам

В детском саду

Самостоятельно

Совместно со взрослым

В семье

Самостоятельно

Совместно со взрослым

Приложение 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В детском саду

Игротека «Гнома Эконома»

Библиотека «Гнома Эконома»

Музей денег

В семье

Посещение музеев

Посещение Дома народной культуры

Посещение Дома культуры «Заря», «ЗиО», «Электрон» и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приложение 5

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

(старшая группа)

Фамилия, Имя ребенка

Называет потребности

Называет ограниченность

возможностей

Называет производителей

Имеет представление об обмене

товарами и услугами

Имеет представление об экономике

Знает о деньгах и их назначении

Имеет представления о ресурсах

Составляет рассказ на

экономическую тему

Принимает участие в спектаклях и

играх

Средний уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Приложение 6

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

(подготовительная группа)

Фамилия, Имя ребенка

Знает и называет потребности

Определяет возможности

Знает и называет производителей

Знает об обмене товарами и

услугами

Знает и называет правила

экономики

Знает о деньгах и их назначении

Имеет представления о ресурсах,

как их беречь

Умеет делать выбор, определяет

цену

Умеет принимать решение

Составляет рассказ на

экономическую тему

Участвует в спектаклях и играх

Средний уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Приложение 7

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ

Уровень

Старшая группа

Подготовительная группа

I БЛОК – ПОТРЕБНОСТИ

Высокий

Представляет о различных видах потребностей и в чем они

заключаются

Представляет об экономике

Может составить небольшой рассказ на заданную тему,

самостоятельно и последовательно пересказать содержание

рассказа на экономическую тему, принимает активное

участие в спектаклях

Знает и называет потребности и определяет, в чем они

заключаются

Знает об экономике. Использует знания в игре

Знает правила и нормы жизни в детском саду

Умеет составлять небольшой рассказ на заданную тему,

самостоятельно

и

последовательно

пересказывать

содержание

рассказа

на

экономическую

тему,

ставить

небольшой спектакль

Средний

Имеет представления о различных потребностях и в чем они

заключаются

Имеет представления об экономике

При помощи взрослого составляет небольшой рассказ на

заданную тему, последовательно пересказывает содержание

рассказа на экономическую тему, участвует в спектаклях

Называет потребности и определяет, в чем они заключаются

Имеет

представления

об

экономике.

Использует

в

совместной деятельности с воспитателем

Имеет представление о правилах и нормах жизни в детском

учреждении

Составляет небольшой рассказ на заданную тему, при

небольшой

помощи

взрослого

последовательно

пересказывает содержание рассказа на экономическую тему,

участвует в спектаклях

Низкий

Затрудняется

в

различии

потребностей

и

в

чем

они

заключаются

Не имеет представления о значении слова «экономика»

Затрудняется

в

составлении

небольшого

рассказа

на

заданную тему, не может пересказать содержание рассказа

на экономическую тему, пассивен при участии в спектаклях

Затрудняется называть потребности человека, животных, не

может определить, в чем они заключаются

Имеет поверхностное знание об экономике

Не в полном объеме имеет представления о правилах и

нормах жизни в детском учреждении

Затрудняется составлять небольшой рассказ на заданную

тему, не может последовательно пересказывать содержание

на экономическую тему, не всегда принимает участие в

спектаклях

II БЛОК – ОБМЕН И ДЕНЬГИ. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕНА

Высокий

Имеет представления об обмене товарами и услугами

Имеет представления о деньгах и их назначении

Знает об обмене товарами и услугами

Знает о деньгах и их назначении, использует в игровой

деятельности

Знает и понимает, что такое спрос, предложение

Знает понятие «цена»

Средний

При напоминании взрослого имеет представление об обмене

товарами и услугами

При напоминании взрослого имеет представление о деньгах

и их назначении

Имеет представление об обмене товарами и услугами

Имеет представление о деньгах и их назначении

Имеет представление о спросе и предложении

Имеет понятие о цене

Низкий

Не имеет представления об обмене товарами и услугами

Не имеет представления о деньгах и их назначении

Затрудняется в объяснении значения обмена товарами и

услугами

Имеет поверхностные знания о деньгах и их назначении

Затрудняется в определении спроса и предложения

Затрудняется в понимании цены

III БЛОК – ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И РЕСУРСЫ. РЕКЛАМА И ВОЗМОЖНОСТИ

Высокий

Имеет представления о ресурсах, как и для чего они

используются, какие ресурсы нужны человеку

Имеет

представление

о

производителях,

различных

профессиях и специальностях

Знает и называет ресурсы, как и для чего они используются

Знает

о

производителях,

различных

профессиях,

специальностях

Знает, что такое реклама, для чего она нужна

Средний

При

напоминании

взрослого

имеет

представление

о

ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы

нужны человеку

При

напоминании

взрослого

имеет

представление

о

производителях, различных профессиях, специальностях

Имеет представление о ресурсах и знает, для чего они

используются

Имеет

представление

о

производителях,

профессиях,

специальностях

Имеет представление о рекламе, ее значении

Низкий

Не имеет представления о ресурсах, как и для чего они

используются, какие ресурсы нужны человеку

Не имеет представления о производителях, различных

профессиях, специальностях

Затрудняется в понимании о ресурсах и для чего они

используются

Затрудняется

в

представлении

о

производителях,

профессиях, специальностях

Затрудняется в понимании рекламы и ее значении

IVБЛОК – ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ. ВЫБОР И ЕГО ЦЕНА. ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ – ЭТО ТОЖЕ

ЭКОНОМИКА

Высокий

Имеет представление об ограниченности возможностей и

удовлетворении потребностей

Знает об ограниченности ресурсов, о необходимости их

беречь и экономить

Умеет

выбирать

из

множества

единичное,

находит

правильный выход из ситуаций и возможных решений

Знает об ограниченности возможностей и удовлетворении

потребностей

Знает об ограниченности ресурсов, о необходимости их

беречь и экономить

Знает и умеет делать простейший выбор, определять его

правильность и какова его цена

Самостоятельно выбирает из множества единичное, находит

правильный выбор из множества простейших ситуаций и

возможных решений

Средний

При

напоминании

взрослого

имеет

представление

об

ограниченности

возможностей

и

удовлетворении

потребностей

При

помощи

взрослого

называет

об

ограниченности

ресурсов, о необходимости их беречь и экономить

При помощи взрослого выбирает из множества единичное,

находит правильный выход из простейших ситуаций и

возможных решений

Имеет представление об ограниченности возможностей и

удовлетворении потребностей

Имеет

представления

об

ограниченности

ресурсов,

о

необходимости их беречь и экономить

Имеет представление как делать выбор, определять его

правильность и цену

При незначительной помощи воспитателя выбирает из

множества

единичное,

находит

правильный

выход

из

множества простейших ситуаций и возможных решений

Низкий

Не имеет представления об ограниченности возможностей и

удовлетворении потребностей

Не

может

определять

ограниченность

ресурсов,

необходимость их беречь и экономить

Не может выбирать из множества единичное, не находит

правильный выход из простейших ситуаций и возможных

решений

Затрудняется

в

представлении

об

ограниченности

возможностей и удовлетворении потребностей

Затрудняется в представлении об ограниченности ресурсов, о

необходимости их беречь и экономить

Затрудняется в представлении как делать выбор, определять

его правильность и цену

Только при помощи взрослого выбирает из множества

единичное,

находит

правильный

выход

из

множества

простейших ситуаций и возможных решений



В раздел образования