Напоминание

"Игры с детьми ОВЗ"


Автор: Долгих Надежда Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 463
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры с детьми ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ИГРЫ С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Введение

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют

особого подхода в организации игровой деятельности, так как игры

для

них

становятся

важным

средством

социализации,

развития

когнитивных, эмоциональных и физических навыков. Игры позволяют

детям с ОВЗ развивать способность к взаимодействию с окружающим

миром, укреплять физическое здоровье, а также помогают улучшить

эмоциональное

состояние.

Важно

учитывать

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка

и

адаптировать

игры

под

его

возможности и потребности.

Цель разработки

Цель данной методической разработки – предложить педагогам

и

родителям

игры,

адаптированные

для

детей

с

ОВЗ,

которые

способствуют

развитию

навыков

социализации,

когнитивных

и

моторных навыков, а также эмоциональной устойчивости.

Задачи

Обеспечить

разнообразие

игр,

подходящих

для

детей

с

различными видами ОВЗ.

Адаптировать известные игры под возможности детей.

Способствовать улучшению межличностных взаимодействий и

социализации через игровую деятельность.

Развивать мелкую и крупную моторику, когнитивные функции и

эмоциональное восприятие у детей.

Общие рекомендации при организации игр для детей с ОВЗ

Индивидуальный

подход:

Важно

учитывать

физические,

психические и сенсорные особенности каждого ребенка.

Адаптация

игры:

Все

игры

должны

быть

адаптированы

под

уровень

развития

и

физических

возможностей

детей.

Это

может

включать

изменение

правил,

уменьшение

продолжительности

или

объема активности.

Создание

благоприятной

обстановки:

Необходимо

создать

безопасную и комфортную игровую среду, избегать излишнего шума и

отвлекающих факторов.

Поддержка

и

мотивация:

Педагог

или

родитель

должен

поддерживать ребенка, мотивировать его к участию в игре, поощрять

успехи, даже самые небольшие.

Развитие

самоконтроля:

Игры

должны

учить

детей

контролировать

свои

эмоции

и

поведение,

стимулировать

их

к

самостоятельности.

Учет возможностей коммуникации: Для детей с нарушениями

речи

важно

использовать

доступные

для

них

способы

общения

(жесты, карточки с изображениями, простые слова).

Примеры игр для детей с ОВЗ

1. Игра "Повторяй за мной"

Цель: Развитие двигательной активности, внимания и памяти.

Описание: Ведущий показывает различные движения (например,

поднимает руки, наклоняется в сторону), а дети повторяют за ним.

Движения можно усложнять, в зависимости от возможностей ребенка.

Адаптация: Для детей с нарушениями зрения можно описывать

движения словами или использовать тактильные элементы. Для детей

с

нарушениями

двигательных

функций

можно

выбрать

движения,

подходящие под их физические возможности.

2. Игра "Угадай звук"

Цель: Развитие слухового восприятия и внимания.

Описание: Ведущий воспроизводит разные звуки (например, звук

воды, музыкального инструмента, звонок) с помощью аудиозаписей

или реальных предметов. Ребенок должен угадать, что это за звук.

Адаптация: Для детей с нарушениями слуха можно использовать

вибрационные эффекты, если есть возможность, или дополнить игру

визуальными элементами.

3. Игра "Пазлы на ощупь"

Цель: Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики.

Описание: Дети собирают пазлы, не используя зрение, опираясь

только на тактильные ощущения.

Адаптация:

Пазлы

должны

быть

сделаны

из

материалов,

которые легко распознаются на ощупь. Детям с нарушениями зрения

можно предлагать пазлы с выпуклыми элементами.

4. Игра "Цветные фигуры"

Цель:

Развитие

когнитивных

навыков

(внимание,

память)

и

моторики.

Описание:

На

столе

раскладываются

различные

цветные

геометрические фигуры. Ведущий называет цвет и форму, а ребенок

должен найти соответствующую фигуру.

Адаптация:

Для

детей

с

нарушениями

зрения

можно

использовать фигуры разной текстуры. Для детей с двигательными

ограничениями

можно

предлагать

более

крупные

и

легко

захватываемые фигуры.

5. Игра "Истории с картинками"

Цель: Развитие речи, воображения и эмоциональной сферы.

Описание:

Дети

по

очереди

вытягивают

карточки

с

изображениями

различных

предметов,

людей

или

ситуаций

и

придумывают по ним короткие истории.

Адаптация: Для детей с нарушениями речи можно использовать

карточки

с

простыми

изображениями

и

поощрять

использование

жестов или звуков для описания ситуации.

Заключение

Игры с детьми с ОВЗ являются важным средством не только для

их развития, но и для улучшения их эмоционального состояния и

социализации. Основная задача педагога или родителя - создавать

условия,

в

которых

каждый

ребенок

сможет

почувствовать

себя

успешным

и

полезным,

несмотря

на

ограничения.

Организация

игровых

занятий

должна

учитывать

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

чтобы

сделать

их

максимально

интересными

и

эффективными.



В раздел образования