Автор: Мурашко Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№157
Населённый пункт: Владивосток, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: театр и мы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №157 общеразвивающего вида г. Владивосток»
Творческий проект по театрализованной деятельности
для детей старшего возраста
«Театр и мы».
«Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаты, тем успешнее идёт развитие
духовного мира детей…»
Б.М. Теплов.
Воспитатель: Мурашко Марина Васильевна
Владивосток 2025
Пояснительная записка.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды
высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к
актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка!
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия
зажатости – это путь через игру. Играя мы общаемся с детьми на их
территории. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и
научить наших детей. Как писал В.А. Сухомлинский «Игра – это огромное
окно ,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского
творчества. Она близка и понятно ребенку. С самых ранних лет ребёнок
стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе
атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию
детей, попытаться реализовать их способности.
Актуальность проекта.
1.Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2.Несформированные умения детей к актёрскому мастерству.
3.Поверхстнные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они
быстрее решают логические задачи, но реже восхищаются и удивляются,
возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как
правило , ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие
дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые идут на поводу у детей,
приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, не задумываясь о том,
какой вред наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время , им
скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как
потребители, а не творцы.
Большинства дошкольников к 5 годам не отсутствует интерес к
театральному искусству и деятельности, а скорее всего , преобладает
безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей деятельности,
то недостаточно сформированные знания по такой интересной деятельности
вызвало потребность поработать как с детьми, так и с их родителями.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всём его
многообразии через образы , краски, звуки, а поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи , её интонационный строй.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений ( сказки, рассказы, инсценировки).
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании
сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных ролей.
Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении
персонажа .Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков
персонаж , почему он так поступает, представить себе состояние, то есть
проникнуть в его внутренний мир. В процессе чтения художественных
произведений у ребёнка накапливается опыт разнообразных
непосредственных читательских переживаний.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки,
оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания,
конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит
от личного опыта ребёнка. Для исполнения роли ребёнок должен владеть
разнообразными средствами ( мимикой, жестами, интонации речью ).
Так , они могут придумывать новые обстоятельства, в которые
попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Артистические
способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного
развитие детей , поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников
интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Развитие артистических способностей детей через театрализованную
деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально-
волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных
качеств личности ребёнка.
Задачи проекта:
1.Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства ( жест,
мимику, интонацию )
2.Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения
игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный
образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
3.Развивать выразительность речи у дошкольников, артистические
способности детей через игру.
4.Привить детям навыки в области театрального искусства ( мимика, жесты )
Участники проекта: воспитатель, дети , родители.
Основные формы реализации проекта:
- Речевые и дыхательные упражнения.
- Художественное слово.
- Чтение художественной литературы.
- Развлечение, беседы.
- Работа с родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2.Адекватно воспринимать в театре художественный образ.
3.Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-
драматизациях.
4.В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры,
воплощаться в роли, используя художественные средства ( интонация,
мимика, атрибуты )
5.Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в
детском саду.
6.У детей и родителей появляется интерес к истории театра. Родители вместе
с детьми изготавливают театр своими руками.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры-
импровизация, театральные развлечения.
Предполагаемый результат проекта:
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами.
- Развитие артистических способностей детей.
-Улучшение отношений между детьми.
Этапы проекта:
Тип проекта: групповой, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: 3 недели
Сроки реализации проекта: 21.10.2024 – 08.11.2024
Информационно-аналитический этап:
Определение уровня знаний в области театрализованной деятельности
дошкольного возраста через беседы, обыгрывание, составление планы
работы, изучение литературы.
Основной этап:
Выполнение плана работы по всем видам работы с детьми, родителями,
подборка художественных произведений , инсценировок по данной теме.
Организационный этап:
Утверждение проекта, организация роботы по театральной деятельности в
режимных моментах дня, разработка сценарий для показа.
Практический этап:
Изготовление материалов для реализации проекта, создание зон для
театрализованной деятельности.
Заключительный этап:
Показ кукольного спектакля «Колобок», спектакля «Теремок»
Реализация проекта
Подготовительный этап:
- Сбор литературы по заданной теме.
- Составление плана работы.
- Разработка содержания проекта.
Основной этап:
1-я неделя:
1)
Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»
2)
Подборка художественных произведений, мини – сценок,
инсценировок, словесных игр по данной теме.
3)
Беседы «О театре», «История театра», «Что такое театр»
4)
Знакомство с театральными профессиями (художник, гримёр,
декоратор, костюмер, артист).
5)
Артикуляционная гимнастика – чередование упражнений «Трубочка»,
«Улыбка».
6)
Сюжетно – ролевые игры «Театр», «Мы артисты».
2-я неделя:
1)
Консультация для родителей «Сказкатеропия».
2)
Беседа «Культура поведения в театре»
3)
Восприятие художественной литературы и фольклор.
4)
Изготовление карточек с изображением «Мимика».
5)
Игры на развитие двигательных способностей.
6)
Психогимнастика «Разные лица»
3- я неделя:
1)
Консультация для родителей «Театр дома».
2)
Игра для развитие мимики «Люблю – не люблю».
3)
Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки», «Апельсин»,
«Мизинчик»
4)
Чтение сказок «Теремок», «Колобок»,Заюшкина избушка»
5)
Зарядка для языка «Конфетка», «Самый длинный язычок»
6)
Конкурс для родителей «Театр своими руками»
Заключительный этап:
- Показ кукольного театра «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок»
Список литературы:
1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.2001.
2.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М.2002
3.Сорокин Н.Ф. «Сценарии кукольных занятий» Москва, изд-во «Аркти» 2007
4.Гончарова О.В. Театральная палитра. ТЦ Сфера 2010- 128с.