Напоминание

"Путешествие по страницам произведений С.Я.Маршака"


Автор: Мурашко Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№157
Населённый пункт: Владивосток, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие по страницам произведений С.Я.Маршака"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект в подготовительной группе

«Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»

Актуальность проекта.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого

читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нём,

формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие

художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только

слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то,

что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю

свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич

показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать

занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага

и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить

мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны

детям, они дидактичны своим содержанием.

Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные,

почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и

ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Паспорт проекта:

Тема проекта: «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака».

Руководитель проекта: воспитатель высшей категории Наталья Давидовна.

Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.

Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной группы (23 человека),

родители воспитанников.

Тип проекта:

Вид проекта: познавательно-творческий.

Тип проекта: краткосрочный (II недели).

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: с 01.11.2024 по 14.11.2024

Форма проведения: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством С. Я.

Маршака будет способствовать развитию у детей желания и стремления

познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной

картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и

эстетического вкуса.

Проблема проекта: Современные родители уделяют мало внимания творчеству

детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими

и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать

актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и

необыкновенный юмор.

Цель проекта: прививать интерес и любовь к чтению произведений детского

писателя С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака.

2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Сказка о

глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом», «Усатый-

полосатый», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Двенадцать

месяцев», «Детки в клетке», «Перчатки», «Багаж», «Петя-попугай», «Мяч»,

«Медведь», загадки.

3. Расширять представления детей об окружающем мире.

4. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

5. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

6. Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные

выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

7. Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах

детской деятельности.

8. Развивать творческие способности в игровой и продуктивной деятельности.

9. Приобщить родителей к семейному чтению художественной литературы.

Формы реализации проекта:

• Оснащение и пополнение развивающей среды в группе в соответствии с

тематикой.

• Основная образовательная деятельность.

• Беседы.

• Игровая деятельность.

• Театрализация.

• Продуктивная деятельность.

• Работа с родителями.

Предполагаемый результат:

1. Развитие у детей интереса к творчеству детского писателя С. Я. Маршака.

2. Формирование у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые

отрывки из произведения.

3. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать

произведение или его отрывок.

4. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,

помогать друг другу.

5. Развитие творческих способностей у детей в продуктивной деятельности.

6. Активное участие родителей в реализации проекта.

7. Популяризация семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

I Этап – подготовительный.

• Выбор темы проекта.

• Постановка целей и задач.

• Совместное планирование проекта с детьми.

• Изучение и подбор методической литературы.

• Подбор наглядного материала, художественной литературы,

музыкального сопровождения, реквизита.

• Подбор настольно-печатных и дидактических игр.

II Этап - основной.

• Проведение с детьми цикла бесед и занятий по теме проекта.

• Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

• Оформление выставки книг, рисунков и поделок по произведениям С. Я.

Маршака.

• Оформление родителями иллюстрированного альбома рисунков к

произведениям С. Я. Маршака.

III Этап – заключительный.

• Проведение театрализованного представления «Сказка о глупом мышонке» по

произведению С. Я. Маршака.

• Презентация иллюстрированного альбома рисунков к произведениям С. Я.

Маршака.

• Выставка детских рисунков и поделок по теме проекта.

• Участие воспитанников во Всероссийском литературно-художественном

конкурсе к 135-летию со дня рождения С. Я. Маршака «ГЕРОИ ЛЮБИМЫХ

СКАЗОК И СТИХОВ С.Я. МАРШАКА».

Взаимодействие с семьями воспитанников:

• Консультация: «Книги С. Я. Маршака в вашем доме».

• Рекомендации родителям по подбору произведений С. Я. Маршака

для домашнего чтения.

• Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.

• Анкета для родителей «Семейное чтение».

• Создание родителями иллюстрированного альбома к произведениям С. Я.

Маршака.

• Оформление выставки детских рисунков и поделок по теме проекта.

Мероприятия в рамках проекта:

Познавательное и речевое развитие:

-ООД: «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Цель: вызывать интерес к литературному творчеству писателя. Создать условия

для развития детской любознательности, познавательной активности и

инициативности.

-Беседа о правилах пожарной безопасности (чтение отрывка «Кошкин дом» С. Я.

Маршака).

Цель: закрепить с детьми понятия о пожарной безопасности, пожарных службах,

номера телефона пожарной охраны; причин возникновения пожара. Воспитывать

бережное отношение к своей жизни.

-Беседа по теме: «Рассеянный и организованный человек» (чтение стихотворения

«Вот какой рассеянный»).

Цель: учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что

воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Художественно-эстетическое развитие:

-Рисование: «Перчатки».

Цель: закреплять умение рисовать перчатки с помощью ладошек, создавать

орнамент. Формировать точные графические умения аккуратно и уверенно

обводить кисти рук, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.

Развивать воображение, творческие способности, речь.

Рисование: «Детки в клетке» по произведениям С. Я. Маршака.

Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности животных,

воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.

-Конструирование: оригами «Попугай», «Жираф», «Тигрята».

Цель: учить изготавливать животных в технике оригами; развивать внимание,

память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук.

-Лепка (пластилинография): «Подснежники».

Цель: развивать у детей творческие способности.

- Лепка «Где обедал воробей?».

Цель: закреплять умение детей создавать образ птицы на основе овоида и шара.

Развивать воображение, мелкую моторику рук.

-Обведение по трафарету контуров животных».

Цель: развитие зрительных функций, мелкой моторики.

Речевое развитие:

-Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель:

развивать представления о различных художественных стилях. Формировать

умение воспринимать и выразительно читать стихотворения. Воспитывать у детей

любовь к поэзии.

Чтение художественной литературы:

- «Детки в клетке». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в

стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»; развивать поэтический

слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе. Формирование

грамматического строя речи, образование форм множественного числа

существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в

именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».

- «Где обедал воробей?» Цель: расширять представления детей о зоопарке и его

обитателях. Учить отгадывать загадки. Закрепить умение отвечать на вопросы.

- «Багаж». Цель: формировать понятие «авторская сказка». Закреплять умение

детей отвечать на вопросы.

- «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить детей со сказкой С. Я. Маршака

«Двенадцать месяцев». Закреплять знания детей о временах и месяцев года,

используя содержания сказки. Развивать умение слушать, беседовать по

содержанию произведения. Развивать внимание, память, мышление, связную

речь. Поддерживать интерес к чтению детской литературы.

- «Сказка об умном мышонке». Цель: Закреплять умение слушать поэтический

текст; отвечать на вопросы, обогащать словарный запас новыми словами,

воспитывать эмоциональную отзывчивость на события, действия героев.

- «Перчатки». Цель: Пополнять и активизировать словарь на основе прочитанного

произведения. Закреплять умение слушать и характеризовать поступки героев.

Разыгрывать несложное представление по данному стихотворению.

- «Усатый - полосатый». Цель: Развивать речевое творчество в составлении

творческого рассказа по сюжетной картине.

Социально-коммуникативное развитие:

-Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей

семье по произведению «Сказка о глупом мышонке».

-Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по

стихотворению «Мяч».

-Д/игры: «Разрезные картинки», «Кубики» (животные), «Пазлы»

«(Животные), лабиринт «Дорожка кошки», мозаика.

-Инсценировка произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель:

поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение,

творчество. Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

Физическое развитие:

-Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч».

Цель: учить детей набивать мяч о землю правой и левой рукой в такт с

произнесением слов стихотворения. Развивать крупную моторику и мышцы рук,

умение регулировать силу удара.

-Подвижные игры: «Мышеловка», «Ходит Васька беленький».

Цель: упражнять в беге с ускорением, соблюдая правила игры.

-ЗОЖ: Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Где обедал воробей?»

Цель: развитие двигательных способностей кисти, произвольного внимания и

памяти.

Итог проекта:

Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской

художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение

слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение,

передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.

Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику

речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие

связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения

детей, как друг с другом, так и с родителями. В процессе работы над проектом все

участники получили положительные эмоции от совместной работы.

Список литературы:

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты

занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

2. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет». Под. Ред. Парамоновой Л.А.-. М.:

ОЛМА Медиа Групп, 2015г.

3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-

образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М:

ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008 г.

4. «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет» / Э.Я. Степаненкова.-

М.: Мозаика - Синтез, 2015г.

5. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для

педагогов и



В раздел образования