Автор: Мурашко Марина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№157
Населённый пункт: Владивосток, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие по страницам произведений С.Я.Маршака"
Раздел: дошкольное образование
Проект в подготовительной группе
«Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»
Актуальность проекта.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого
читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нём,
формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие
художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только
слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то,
что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю
свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич
показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать
занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага
и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить
мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны
детям, они дидактичны своим содержанием.
Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные,
почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и
ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Паспорт проекта:
Тема проекта: «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака».
Руководитель проекта: воспитатель высшей категории Наталья Давидовна.
Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.
Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной группы (23 человека),
родители воспитанников.
Тип проекта:
• Вид проекта: познавательно-творческий.
• Тип проекта: краткосрочный (II недели).
• Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
• Срок реализации проекта: с 01.11.2024 по 14.11.2024
Форма проведения: групповая.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с творчеством С. Я.
Маршака будет способствовать развитию у детей желания и стремления
познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной
картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и
эстетического вкуса.
Проблема проекта: Современные родители уделяют мало внимания творчеству
детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими
и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать
актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и
необыкновенный юмор.
Цель проекта: прививать интерес и любовь к чтению произведений детского
писателя С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака.
2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Сказка о
глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом», «Усатый-
полосатый», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Двенадцать
месяцев», «Детки в клетке», «Перчатки», «Багаж», «Петя-попугай», «Мяч»,
«Медведь», загадки.
3. Расширять представления детей об окружающем мире.
4. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
5. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
6. Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные
выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
7. Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах
детской деятельности.
8. Развивать творческие способности в игровой и продуктивной деятельности.
9. Приобщить родителей к семейному чтению художественной литературы.
Формы реализации проекта:
• Оснащение и пополнение развивающей среды в группе в соответствии с
тематикой.
• Основная образовательная деятельность.
• Беседы.
• Игровая деятельность.
• Театрализация.
• Продуктивная деятельность.
• Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
1. Развитие у детей интереса к творчеству детского писателя С. Я. Маршака.
2. Формирование у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые
отрывки из произведения.
3. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать
произведение или его отрывок.
4. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,
помогать друг другу.
5. Развитие творческих способностей у детей в продуктивной деятельности.
6. Активное участие родителей в реализации проекта.
7. Популяризация семейного чтения.
Этапы реализации проекта:
I Этап – подготовительный.
• Выбор темы проекта.
• Постановка целей и задач.
• Совместное планирование проекта с детьми.
• Изучение и подбор методической литературы.
• Подбор наглядного материала, художественной литературы,
музыкального сопровождения, реквизита.
• Подбор настольно-печатных и дидактических игр.
II Этап - основной.
• Проведение с детьми цикла бесед и занятий по теме проекта.
• Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
• Оформление выставки книг, рисунков и поделок по произведениям С. Я.
Маршака.
• Оформление родителями иллюстрированного альбома рисунков к
произведениям С. Я. Маршака.
III Этап – заключительный.
• Проведение театрализованного представления «Сказка о глупом мышонке» по
произведению С. Я. Маршака.
• Презентация иллюстрированного альбома рисунков к произведениям С. Я.
Маршака.
• Выставка детских рисунков и поделок по теме проекта.
• Участие воспитанников во Всероссийском литературно-художественном
конкурсе к 135-летию со дня рождения С. Я. Маршака «ГЕРОИ ЛЮБИМЫХ
СКАЗОК И СТИХОВ С.Я. МАРШАКА».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Консультация: «Книги С. Я. Маршака в вашем доме».
• Рекомендации родителям по подбору произведений С. Я. Маршака
для домашнего чтения.
• Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.
• Анкета для родителей «Семейное чтение».
• Создание родителями иллюстрированного альбома к произведениям С. Я.
Маршака.
• Оформление выставки детских рисунков и поделок по теме проекта.
Мероприятия в рамках проекта:
Познавательное и речевое развитие:
-ООД: «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Цель: вызывать интерес к литературному творчеству писателя. Создать условия
для развития детской любознательности, познавательной активности и
инициативности.
-Беседа о правилах пожарной безопасности (чтение отрывка «Кошкин дом» С. Я.
Маршака).
Цель: закрепить с детьми понятия о пожарной безопасности, пожарных службах,
номера телефона пожарной охраны; причин возникновения пожара. Воспитывать
бережное отношение к своей жизни.
-Беседа по теме: «Рассеянный и организованный человек» (чтение стихотворения
«Вот какой рассеянный»).
Цель: учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что
воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Художественно-эстетическое развитие:
-Рисование: «Перчатки».
Цель: закреплять умение рисовать перчатки с помощью ладошек, создавать
орнамент. Формировать точные графические умения аккуратно и уверенно
обводить кисти рук, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.
Развивать воображение, творческие способности, речь.
Рисование: «Детки в клетке» по произведениям С. Я. Маршака.
Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности животных,
воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
-Конструирование: оригами «Попугай», «Жираф», «Тигрята».
Цель: учить изготавливать животных в технике оригами; развивать внимание,
память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук.
-Лепка (пластилинография): «Подснежники».
Цель: развивать у детей творческие способности.
- Лепка «Где обедал воробей?».
Цель: закреплять умение детей создавать образ птицы на основе овоида и шара.
Развивать воображение, мелкую моторику рук.
-Обведение по трафарету контуров животных».
Цель: развитие зрительных функций, мелкой моторики.
Речевое развитие:
-Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель:
развивать представления о различных художественных стилях. Формировать
умение воспринимать и выразительно читать стихотворения. Воспитывать у детей
любовь к поэзии.
Чтение художественной литературы:
- «Детки в клетке». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в
стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»; развивать поэтический
слух, память, внимание, любовь и интерес к литературе. Формирование
грамматического строя речи, образование форм множественного числа
существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в
именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
- «Где обедал воробей?» Цель: расширять представления детей о зоопарке и его
обитателях. Учить отгадывать загадки. Закрепить умение отвечать на вопросы.
- «Багаж». Цель: формировать понятие «авторская сказка». Закреплять умение
детей отвечать на вопросы.
- «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить детей со сказкой С. Я. Маршака
«Двенадцать месяцев». Закреплять знания детей о временах и месяцев года,
используя содержания сказки. Развивать умение слушать, беседовать по
содержанию произведения. Развивать внимание, память, мышление, связную
речь. Поддерживать интерес к чтению детской литературы.
- «Сказка об умном мышонке». Цель: Закреплять умение слушать поэтический
текст; отвечать на вопросы, обогащать словарный запас новыми словами,
воспитывать эмоциональную отзывчивость на события, действия героев.
- «Перчатки». Цель: Пополнять и активизировать словарь на основе прочитанного
произведения. Закреплять умение слушать и характеризовать поступки героев.
Разыгрывать несложное представление по данному стихотворению.
- «Усатый - полосатый». Цель: Развивать речевое творчество в составлении
творческого рассказа по сюжетной картине.
Социально-коммуникативное развитие:
-Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей
семье по произведению «Сказка о глупом мышонке».
-Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по
стихотворению «Мяч».
-Д/игры: «Разрезные картинки», «Кубики» (животные), «Пазлы»
«(Животные), лабиринт «Дорожка кошки», мозаика.
-Инсценировка произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель:
поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение,
творчество. Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
Физическое развитие:
-Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч».
Цель: учить детей набивать мяч о землю правой и левой рукой в такт с
произнесением слов стихотворения. Развивать крупную моторику и мышцы рук,
умение регулировать силу удара.
-Подвижные игры: «Мышеловка», «Ходит Васька беленький».
Цель: упражнять в беге с ускорением, соблюдая правила игры.
-ЗОЖ: Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Где обедал воробей?»
Цель: развитие двигательных способностей кисти, произвольного внимания и
памяти.
Итог проекта:
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской
художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение
слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение,
передавать характер героев мимикой, жестами и движениями.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику
речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие
связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения
детей, как друг с другом, так и с родителями. В процессе работы над проектом все
участники получили положительные эмоции от совместной работы.
Список литературы:
1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты
занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
2. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет». Под. Ред. Парамоновой Л.А.-. М.:
ОЛМА Медиа Групп, 2015г.
3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008 г.
4. «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет» / Э.Я. Степаненкова.-
М.: Мозаика - Синтез, 2015г.
5. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для
педагогов и