Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Автор: Бубенчикова Зульфия Васильевна Должность: учитель географии и истории Учебное заведение: МКОУ "Хаилинская средняя школа" Населённый пункт: село Хаилино, Камчатский край Наименование материала: статья Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Раздел: среднее образование
Автор статьи: учитель географии Бубенчикова Зульфия Васильевна.
Место работы: МКОУ «Хаилинская средняя школа».
Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания
учащихся в общеобразовательной школе.
Основным назначением работы с подрастающим поколением является
формирование
личности,
которая
приобрела
бы
в
процессе
развития
способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным
человеком, дать возможность и условия для индивидуального выбора образа
жизни, научить
делать этот выбор и находить способы реализации.
В
формировании
и
развитии
личности
учащихся
школа
отводит
ведущую
роль гражданско-патриотическому
воспитанию,
которое
спо собствует
становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения,
воспитывает
чувство
любви
и
уважения
к
своей
стране,
её
истории
и
традициям.
Перед нами стоит задача создания необходимых условий, не снижая
уровня образования, включить во все направления учебно-воспитательного
процесса
воспитание патриотизма. Сегодня школа может стать реальным
средством
воспитания
патриотических
чувств
и
сознания
российских
граждан,
развитие
у
них
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности,
способности
проявить
себя
в
укреплении
государства,
обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития, но
только в том случае, если будет создана система, способная это реализовать.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и
сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть
успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и
развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей
страны ведь государство - сильно своим народом.
1
Таким образом, патриотизм направлен на воспитание у подрастающего
поколения чувства любви и гордости за родное Отечество. Через проведение
нравственно-исторических и патриотических мероприятий (волонтерского
движения, школы патриота, военно-шефских встреч, акций, флешмобов,
лекций) уважение к историческим традициям, к большой и малой Родине,
формирование чувства сопричастности к историко-культурному наследию
страны и региона, профилактику фальсификации истории в современном
информационном пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является создание
условий для формирования у школьников чувства верности своему
Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему
и будущему родного края, своей страны, воспитание гражданина-патриота,
способного встать на защиту государственных интересов страны.
Разработка
и апробация модели школы как центра гражданско-патриотического
воспитания и обучения школьников. Это изменит отношение детей к
истории своей страны, способствовать формированию не только
отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда,
пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь .
Поставленная цель реализовывается через следующие задачи:
-
Организация
воспитательных
мероприятий,
направленных
на
формирование
представлений
о
базовых
национальных
ценностях
российского
общества,
таких
как
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд
и
творчество,
искусство
и
литература, природа, человечество.
-
Организация
коллективной творческой деятельности ученического
самоуправления, ориентированная на патриотизм и духовно-нравственные
ценности.
-
Пополнение материально – технической базы
учебно-воспитательного
процесса школы.
-
Использование новых
информационных
технологий
как
возможность
реализации
общей
стратегии
гражданско-патриотического
воспитания.
Целенаправленная
организация
этого
пространства
на
о снове
информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд
задач воспитательной политики и воспитательной деятельности.
Организация гражданско – патриотического воспитания в школе – это
сложный
управленческий
и
технологический
процесс,
в
котором,
все
содержательные компоненты этого процесса переплетены и дополняют друг
друга,
что
позволяет
целенаправленно
строить
его,
вовлекая
детей
и
молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по
улучшению жизни для всех.
2
Зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему,
а через эту искру разжечь костер духовности, патриотизма, нравственности –
одна из первостепенных задач школы. В соответствии с Законом Российской
Федерации
“Об
образовании”
развивающемуся
обществу
нужны
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
общественные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством
ответственности за судьбу страны. Поэтому приоритетным направлением в
воспитании подрастающего поколения является патриотическое воспитание.
Духовность
тесно
связана
с
национальной
идеей
процветания
и
защиты
современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни
в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Таким образом, совместная работа педагогического коллектива, учащихся,
ориентирована на решение следующих задач:
- содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за
судьбу Родины, любви к своему краю; уважительного отношения к истории
своей страны.
-
формирование
нравственных
основ
личности,
повышение
уровня
духовной культуры;
- формирование позитивного отношения к военной службе и положительной
мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы.
Создания условий для духовно-нравственного
и
патриотического воспитания
и развития детей. Работа реализуется через:
работу педагогов;
образовательный процесс;
взаимодействие с семьями учащихся;
волонтерское движение;
информационно-просветительскую работу;
воспитательные мероприятия;
акции;
изучение истории и культуры через учебный процесс (уроки истории,
обществознания, музыки, ОРКС, ИЗО, литературы)
изучение государственной, краевой, районной символики и атрибутики;
3
оформлены стенды с символикой и портретами правителей, неделя
истории и обществознания, тематические классные часы,
краеведческая работа, сбор материалов о героях войны.
Вахта памяти ко Дню Победы (акция «Спасибо за Победу!», митинг,
выставка книг о ВОВ, патриотический флешмоб «День Победы», акция
«Бессмертный полк»).
Таким образом, считаю, что будущее нашей страны зависит от степени
готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические
вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система патриотического воспитания нуждается в
совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе
образования связана с выявлением и сохранением накопленных традиций
патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием
новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий
повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных
системах.
Патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда
воспитательных
и
социальных
проблем.
Молодое
поколение
во
многом
определяет
направленность
идущих процессов
в
стране,
возможность
социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение
-
это
в
перспективе
трудовой
и
экономический
потенциал,
от
которого
зависит развитие общества или его упадок.
Своеобразие современного этапа развития нашего государства,
противоречивость
социальных
отношений,
расслоение
общества,
недостаточное
внимание
взрослых
к
проблеме
социального
развития
молодежи
требуют
сегодня
глубокого
переосмысления
по
отношению
к
подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных
позиций.
Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у
подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные
методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на
происходящее?
Почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто
говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что
происходит рядом.
Сегодня перед Россией стоит множество проблем:
забываются традиции и обычаи своего народа;
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе;
4
наблюдается снижение уровня культуры населения;
отсутствую в системе образования компетентные программы по
вопросам гражданско-патриотического воспитания;
основная масса выпускников школ после получения
профессионального образования предпочитают оставаться в
больших городах и не возвращаются в провинцию;
у большинства Россиян утрачено представление о семейных
ценностях.
Кроме повышения патриотического сознания у школьников
патриотическое воспитание позволит интенсивнее вовлечь детей в
исследовательскую деятельность :
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что будет способствовать развитию
аналитических способностей детей;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Подростковый возраст - это период существенных изменений и
преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых
каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте
ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться,
не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в
своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет
значительно труднее и потребуется неизмеримо более высоких душевных и
физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он
знает и помнит и то, что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт
постоянно определяет его действия и поступки.
Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой
Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию
гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей
страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к
деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и
дальнейшего процветания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург:, 1999. — С.
476-505.
Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы.
М.: Народное образование, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.
5
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш.
Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.
Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр
«Академия», 2004.
6