Напоминание

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.


Автор: Бубенчикова Зульфия Васильевна
Должность: учитель географии и истории
Учебное заведение: МКОУ "Хаилинская средняя школа"
Населённый пункт: село Хаилино, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Раздел: среднее образование





Назад





Автор статьи: учитель географии Бубенчикова Зульфия Васильевна.

Место работы: МКОУ «Хаилинская средняя школа».

Тема: Формирование гражданско-патриотического воспитания

учащихся в общеобразовательной школе.
Основным назначением работы с подрастающим поколением является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и условия для индивидуального выбора образа жизни, научить делать этот выбор и находить способы реализации. В формировании и развитии личности учащихся школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое спо собствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Перед нами стоит задача создания необходимых условий, не снижая уровня образования, включить во все направления учебно-воспитательного процесса воспитание патриотизма. Сегодня школа может стать реальным средством воспитания патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития, но только в том случае, если будет создана система, способная это реализовать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны ведь государство - сильно своим народом. 1
Таким образом, патриотизм направлен на воспитание у подрастающего поколения чувства любви и гордости за родное Отечество. Через проведение нравственно-исторических и патриотических мероприятий (волонтерского движения, школы патриота, военно-шефских встреч, акций, флешмобов, лекций) уважение к историческим традициям, к большой и малой Родине, формирование чувства сопричастности к историко-культурному наследию страны и региона, профилактику фальсификации истории в современном информационном пространстве. Основной целью патриотического воспитания является создание условий для формирования у школьников чувства верности своему Отечеству, а также уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей страны, воспитание гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны. Разработка и апробация модели школы как центра гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников. Это изменит отношение детей к истории своей страны, способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь
.
Поставленная цель реализовывается через следующие задачи: - Организация воспитательных мероприятий, направленных на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, искусство и литература, природа, человечество. - Организация коллективной творческой деятельности ученического самоуправления, ориентированная на патриотизм и духовно-нравственные ценности. - Пополнение материально – технической базы учебно-воспитательного процесса школы. - Использование новых информационных технологий как возможность реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания. Целенаправленная организация этого пространства на о снове информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности. Организация гражданско – патриотического воспитания в школе – это сложный управленческий и технологический процесс, в котором, все содержательные компоненты этого процесса переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно строить его, вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

2
Зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему, а через эту искру разжечь костер духовности, патриотизма, нравственности – одна из первостепенных задач школы. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения является патриотическое воспитание. Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. Таким образом, совместная работа педагогического коллектива, учащихся, ориентирована на решение следующих задач: - содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю; уважительного отношения к истории своей страны. - формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры; - формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы. Создания условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития детей. Работа реализуется через:  работу педагогов;  образовательный процесс;  взаимодействие с семьями учащихся;  волонтерское движение;  информационно-просветительскую работу;  воспитательные мероприятия;  акции;  изучение истории и культуры через учебный процесс (уроки истории, обществознания, музыки, ОРКС, ИЗО, литературы)  изучение государственной, краевой, районной символики и атрибутики; 3
 оформлены стенды с символикой и портретами правителей, неделя истории и обществознания, тематические классные часы, краеведческая работа, сбор материалов о героях войны.  Вахта памяти ко Дню Победы (акция «Спасибо за Победу!», митинг, выставка книг о ВОВ, патриотический флешмоб «День Победы», акция «Бессмертный полк»). Таким образом, считаю, что будущее нашей страны зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система патриотического воспитания нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Проблема модернизации патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах. Патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Молодое поколение во многом определяет направленность идущих процессов в стране, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение - это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит развитие общества или его упадок. Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций. Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на происходящее? Почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом. Сегодня перед Россией стоит множество проблем:  забываются традиции и обычаи своего народа;  не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе; 4
 наблюдается снижение уровня культуры населения;  отсутствую в системе образования компетентные программы по вопросам гражданско-патриотического воспитания;  основная масса выпускников школ после получения профессионального образования предпочитают оставаться в больших городах и не возвращаются в провинцию;  у большинства Россиян утрачено представление о семейных ценностях. Кроме повышения патриотического сознания у школьников патриотическое воспитание позволит интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность : - поиск материала к внеклассным мероприятиям; - подготовка презентаций и выступлений, что будет способствовать развитию аналитических способностей детей; - самостоятельности в поиске информации и принятии решений. Подростковый возраст - это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит и то, что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
 Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург:, 1999. — С. 476-505.  Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004.  Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004. 5
 Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 6


В раздел образования