Автор: Бабикова Галина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 "Звёздочка", село Мурзицы
Населённый пункт: Г.о.г. Кулебаки, село Мурзицы
Наименование материала: Конспект развлечения на праздник Троицы
Тема: "Троицу весело встречаем"
Раздел: дошкольное образование
1
Номинация Лучший авторский сценарий мероприятия
направленного на духовно-нравственное воспитание в
православных традициях.
«Праздник Троицы в детском саду».
Бабикова Галина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение д/с №8 «Звёздочка»,
структурное подразделение «Детский сад, село Мурзицы»
2024 г.
2
Пояснительная записка.
Целью мероприятия является повышение эффективности духовно-
нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам
православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности
и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.
Задачи:
Познакомить детей с народным праздником Троицей.
Приобщить детей к истокам православной культуры через
сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций
русского народа.
Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на
основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Создать условия для творческой деятельности.
Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к
природе, родному краю.
Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного
возраста от 5 до 7 лет.
Актуальность Очень важно рассказывать детям о Святой Троице с самого
маленького возраста, поскольку христианское мировоззрение и образ жизни
закладываются в сознании именно тогда. Праздник Святой Троицы или
Пятидесятницы имеет важное значение в христианском богословии и вере,
3
поэтому желательно донести его основополагающие истины до сознания
детей.
Троица является одним из важнейших праздников верующих людей, а также
относится к числу самых любимых и долгожданных праздничных дней в
народе.
Этот праздник приурочен к великому событию – схождению духа святого на
учеников Иисуса Христа в трех ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа.
Троица для христиан является воплощением радости, несет освобождение
человеческой души от грехов, негативных мыслей.
Основные положения
Пятидесятница — это 50 день после Пасхи. В Библии этот день крайне точно
описан — ученики Христа вместе молились и Дух Святой сошел на них в
виде языков огня. Именно тогда впервые проявилась третья Божья личность
— Дух Святой.
Для христианства Троица является основополагающим фактором, именно
вера в то, что Христос, Дух и Отец являются ипостасями Одного Господа
делают христианство истинной религией. Но как рассказать детям о Святой
Троице, чтобы им было это понятно?
Догмат, который определяет основные положения этого, является до конца
непонятным человеку. При этом он самый таинственный и слегка
противоречивый, ведь человеческое сознание не может воспринять его
логически, но именно он отличает христианскую веру от прочих религий
(иудаизм, ислам).
4
Догмат имеет три положения:
Бог тройственен и заключается в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух.
Эти Лица — Бог, но не разные, а по сути своей единый.
У каждого из Них есть свои, личностные свойства.
Каждое Лицо обладает своими свойствами, и они есть суть божественные. В
Троице мы имеет три Божественных Лица, каждое из которых имеет свои
личностные качества и при этом составляют единое целое — нашего Бога.
Праздник Пятидесятницы отмечает сошествие Духа Святого на учеников
Христа. Несмотря на то, что явление Троицы произошло во время Крещения
(когда от Господа на Христа сошел голубь — Дух), именно Пятидесятница
является важным праздником. Поскольку тогда третья ипостась Господа —
Дух Святой взаимодействовал с человеком напрямую. До этого такого не
происходило.
Современным детям трудно донести эти догматы, поэтому за помощью я
обратилась к нашему батюшке, который доступным языком объяснил
значение праздника детям.
Вместе с воспитанниками мы посетили наш Никольский храм в праздник
Святого Духа, где поговорили с батюшкой, поставили свечи, приложились к
иконам. Дети были под большим впечатлением от общения со
священнослужителем.
После окончания службы мы отправились на сбор цветов, для плетения
венков. И провели празднование Троицы в детском саду.
5
Предварительная работа: Беседа «Троица»-значение праздника для
православных христиан, украшение плаката с изображением иконы
Троица цветами из цветной бумаги, заучивание наизусть песни
«Берёзка», заучивание стихов, русско-народных игр, экскурсия в
Никольский храм села Мурзицы, сбор полевых цветов, плетение венков.
Место НОД в программе дошкольного образования: проведение
непосредственной образовательной деятельности «Троица» отражается в
реализации
парциальной
программы
«С
чистым
сердцем»,
которая
направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое
развлечение.
Предполагаемый результат: Умение детей эмоционально выражать
чувство любви к природе, ценить её красоту, неповторимость, хрупкость
через, доступные детям, творческие проявления. Дать элементарные знания
детей об истории, быте русского народа, о празднике Троица. Пробуждение
интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
Место проведения: участок на территории детского сада
Оборудование: берёзка, веночки, ленточки, деревянные ложки, ведерки,
красный платок, фонограммы русских народных песен, плакат с
изображением иконы «Троица» украшенный детьми, столы, стулья,
самовар, чай, сладости.
Действующие лица: Дети и воспитатели в народных костюмах,
6
Сценарий
«Праздник Троицы в детском саду».
Ход мероприятия:
Под русскую народную плясовую музыку дети выходят на участок
Ведущая 1: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Ведущая 1: Много солнца, много света,
Что за время года? Это…
Дети: Лето!
Ведущая 1: Молодцы, ребята! Правильно. Вот и пришло наше лето.
Красное лето, теплое.
Ребята, а вы знаете, какой православный праздник празднуется в начале
лета?
Дети: Троица!
Ведущая 1:Говорят, на Троицу земля - именинница. В этот день землю не
пашут, не копают, отдыхает Земля – матушка! Символом расцветающей
природы в России была и остается береза.
Ведущая 1: Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Красны девицы и молодцы в хороводе стоят.
Для тебя, березонька, плясать хотят.
Дети исполняют хоровод вокруг березки под песню «Во поле берёза
стояла».
7
Ведущая 1: Играть любите? (Да) тогда поиграем в игру «Ручеёк»
ИГРА «РУЧЕЕК»:
Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки,
поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится
водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и
выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у
кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать.
Ведущая 2: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые, нарядные! Я
услышала шум в лесу и поспешила на веселый смех.
Я к вам пришла не с пустыми руками, в моей корзинке лежат ленточки
для березки, платочки, самодельные куколки и кукушка.
Давайте нарядим нашу красавицу. (Дети вместе с воспитателями
украшают берёзку).
Ведущая 2: Гости дорогие, а я много русских народных игр знаю, давайте
вместе с вами поиграем и повеселимся!
ИГРА «ЖМУРКИ»:
Выбирается водящий («жмурка») по считалочке или по желанию, ему
завязывают платком глаза, далее все его раскручивают несколько раз
вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.
Все разбегаются и звенят колокольчиками. Водящий должен поймать и
опознать игрока. Если он правильно опознал, то они меняются местами.
ИГРА «ГОРЕЛКИ»:
Дети становятся парами в колонну и держаться за руки. Впереди
колонны находится водящий с красным платочком в руке, он смотрит
8
вперед, рука поднята вверх. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней
паре в колонне отпускают руки и бегут вдоль колонны вперед, один
справой стороны, другой - слевой. Их задача - выбежать вперед, схватить
платочек у водящего и встать перед ним. Кто первый, тот становится
водящим и берет красный платок, а тот, кто проиграл, встает в пару с
предыдущим водящим.
ИГРА «ЗАРЯ- ЗАРЯНИЦА».
Дети встают в круг, берут по одной ленточке и водят хоровод с такими
словами:
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты расписные,
За водой пошла и ребят нашла.
На последнем слове водящий дотрагивается до ребёнка и они вместе
бегут по кругу, кто быстрее добежит, встанет в круг и возьмет ленту, тот
и победил, проигравший остается за кругом, становится водящим.
Ведущая 1: Ребята, а вы знаете, что существуют ещё традиции
связанные с этим народным праздником.
9
В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болеть;
бросали в реку или колодец мелкую монетку - на счастье; ребятишки в
деревне пели и кричали заклички, «зелёные» колядки; девушки
загадывали желание и «кумилися».
Ведущая 2: С давних пор существовал такой обычай, девичий обряд –
кумление. Подружки целовали друг друга под березовой аркой, клялись
друг другу в верной дружбе и дарили подарки. После этого дружба их
становилась крепкой, они никогда не ссорились.
Ведущая 1: А сейчас мы с вами смастерим красивую арку из березовых
веточек, украсим ее ленточками и покумимся.
Ведущая 2: Девочки, выбирайте себе подругу по сердцу, приготовьте
подарки, которые мы сделали своими руками и вставайте парами.
Встаете под березовую арку и говорите такие слова:
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Весело дружить.
Три раза обнимаетесь и дарите друг другу подарки.
Девочки дарят друг другу заранее приготовленные открытки, а мальчики
с воспитателем накрывают на стол.
Ведущая 1: Ребята, а мы с вами будем петь потихоньку песенку:
Кумушка – голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
10
Ты мне — кумушка,
Я тебе — голубушка!
Еще тебе подрасти,
да побольше расцвести!
Ведущая 2: Ребята как мы с вами весело и душевно провели время, а
завершим мы наш праздник по традиции сладким чаепитием, за которое
поблагодарим наших мам.
Спасибо нашим мамочкам за вкусное угощение!