Напоминание

"Социализация детей инофонов средствами игровых технологий"


Автор: Румянцева Ольга Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО - Центр детского творчества
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей инофонов средствами игровых технологий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социализация детей инофонов средствами игровых технологий

С каждым годом в школьных учреждениях увеличивается количество детей,

для которых русский язык не является родным. Всех учащихся-мигрантов

можно разделить на две группы: - учащиеся-билингвы - это учащиеся, в

семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке.

Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине.

Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным. К тому же в

школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся

коммуникабельны, они свободно говорят на русском языке, пишут грамотно,

не

испытывают

затруднений

в

использовании

официально-делового,

публицистического, научного стилей речи.

Учащиеся - инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали.

Учащиеся - инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком

они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне.

При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых

ими слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на

родном языке. В школе учащиеся - инофоны вынуждены общаться с

учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление

языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.

Поступающие в школу такие дети в подавляющем большинстве плохо

владеют русской речью. Даже хорошо говорящие на своем (не русском)

языке дети попадают в тяжелейшие условия адаптации к условиям

школьного учреждения: когда они не могут высказать свои потребности,

когда обращенная к ребенку речь педагога непонятна ему. Поэтому, от того

насколько быстро эти обучающиеся освоят, хотя бы, понимание русского

языка, зависит успешность их пребывания в образовательном учреждении.

В

настоящее

время

существует

социальный

запрос

на

организацию

специального

обучения

русскому

языку

как

неродному

с раннего возраста. Перед педагогами образовательных учреждений встала

проблема обучения детей, прибывающих из стран ближнего зарубежья.

Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей-

мигрантов в детских садах, школах, других образовательных учреждениях.

Обучение детей-мигрантов с помощью традиционных методик не приносит

желаемого результата, что обусловлено отсутствием у детей элементарных

навыков владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не

могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и

родители, которые также либо совсем не владеют русским языком, либо

владеют на очень низком уровне.

Все это предопределило актуальность данной проблемы и необходимость

систематизации

педагогической

деятельности

по

обучению

детей-

инофонов навыков коммуникации с другими участниками образовательного

процесса.

Ведущим видом деятельности младших школьников является игра. Именно

игра сильнее всего влияет на развитие всех психических функций ребенка, в

том числе и на его речь. Поэтому мной и была выбрана программа игровой

деятельности «Игровой коллектив «Клаксон»» как средство социализации в

детском коллективе через воспитание гражданской позиции, так как жить в

обществе и быть свободным от общества нельзя.

В “Словаре по социальной педагогике” (Л.В. Мардакаев) “социализация

- это процесс становления личности. В процессе такого становления

происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта,

культуры, присущих данному обществу." Сущность социализации состоит в

том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к

которому он принадлежит.

Игровые технологии дают возможность ребенку включиться в практическую

деятельность в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение опыта

безопасного поведения.

Детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме

информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.

Цель стартового

уровня

данной

программы - создание

условий,

содействующих

социализации

и

адаптации

обучающихся-мигрантов к

жизни в обществе, формирование и развитие творческих способностей

обучающихся средствами игры.

Задачи:

Обучающие:

- пополнить словарный запас обучающихся,

- познакомить с современными игровыми технологиями,

Развивающие:

- развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, к

самопознанию, саморазвитию, здоровому образу жизни.

- развивать внимание, память, мышление в процессе игры, быстроту реакции.

- развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты и обобщать

результат, анализировать и делать выводы, выделять главное, излагать мысли

логически верно.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся культуру взаимоотношений,

- способствовать воспитанию чувства взаимопомощи и взаимовыручки,

- учить детей приёмам бесконфликтного общения,

- стимулировать общение детей друг с другом,

- воспитывать умение выслушивать мнение товарища.

Программа рассчитана на младших школьников (7-10 лет). Формирование

учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального

отбора, по возрастному принципу – младшие школьники. Главным условием

является желание ребенка заниматься данным видом творчества.

На занятиях в объединении «Клаксон» мною проводятся: различные игры.

Дидактические игры: «О чём говорит светофор», «Мы спасатели», «Сложи

картинку». Игры-эстафеты: «Вперед, пожарные!» «Красный, желтый,

зеленый». «Ловишки».

Интеллектуальные игры – викторины: «Огонь и вода», «01», «Я правила

знаю и их соблюдаю»..

Предпочтение отдаю сюжетно-ролевым играм

и игровым программам.

Провожу игровые программы «Дорожный патруль», «Образцовый пешеход»

и квест-игру «Страна правил дорожного движения»

.

Каждый обучающийся в ходе игры может «играть роль» пешехода, водителя,

регулировщика, пожарного и т.д.

На примере игры – кругосветки «Планета безопасности», которую я провожу

в период итоговой аттестации можно проследить формирование всех

универсальных учебных действий. Игра разработана для обучающихся 7-

8 лет. В начале игры дети делятся на команды и выбирают командира. В ходе

игры им предстоит пройти 10 станций, чтобы собрать карту планеты

Безопасности. Для проведения игры приглашаю социальных партнеров.

Инспектор ГИБДД – Санникова Наталья Сергеевна встречает детей

на станции «Перекресток», а старший терапевт 9 детской городской

больницы – Мележко Людмила Александровна – на станции «Медицинская»,

на станции «Защити себя сам» - обучающиеся встречаются с инспектором

пожарно-спасательной части № 7 ФГКУ 1 отряд ФПС Свердловской

области – Ваганова Юлия Викторовна и т.д.

На каждой станции отслеживаются такие умения, как работа в команде,

работа в парах, умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к

мнению товарищей, выполнять точно задания.

Выполняя задания на станции «Медицинская» обучающиеся показывают

свои знания о лекарственных травах, видах травм и перевязок.

На станции «Защити себя» - дети показывают свои знания и умения

действовать при пожаре в команде.

На станции «Лабиринт» - есть возможность показать свои личные

способности в ловкости и скорости и т.д.

По итогу игры анализирую деятельность каждого обучающегося. В ходе

игры

прослеживается

формирование

коммуникативных,

личностных,

регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Эффективными методами и средствами в работе с детьми - инофонами,

способствующими развитию данных компетентностей считаю: игровые и

проблемные ситуации, игровые тренинги, дидактические игры на развитие

познавательных

процессов,

логические

задачи

и

задания,

чтение

и инсценировки, слушание и заучивание стихов, рассказов, речевые игры.

Так как в объединении «Клаксон» обучающие с разным языковым уровнем

владения русским языком, на первом этапе возникла необходимость

использования коллективной формы работы. Достоинство такой формы

работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой

деятельности на занятии: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь

допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими обучающимися

(коллективные ответы на рифмованные загадки).

Дидактические игры, используемые на занятиях, были наглядными и

словесными. С помощью наглядных игр я расширяла словарный запас

обучающихся,

привлекая

игрушки,

предметы,

различный

печатный

наглядный материал. Словесные игры зачастую строились без опоры на

предметную наглядность. Их целью было - закрепление уже известной

лексики и развитие умственной деятельности, формирование навыков

говорения в соответствии с поставленной перед обучающимися игровой

задачей.

Сюжетно-ролевые

игры

дают

возможность обучающимся познакомиться правилами поведения на улице, в

школе, в общественном месте; знакомят их с такими профессиями как

регулировщик, инспектор ГАИ, водитель, врач, пожарный и т.д., а также учат

работать в паре либо в команде.

Для реализации данной программы не нужны, какие то особенные условия.

Для проведения дидактических и словесных игр я использую обычный

учебный кабинет, а для проведения сюжетно-ролевых игр, игр - эстафет -

спортивный зал.

Использую на занятиях настольные печатные игры, карточки с загадками,

ребусами и кроссвордами, пазлы по теме занятия и спортивный реквизит:

кегли,

кольца,

обручи,

скакалки,

маленькие

пластмассовые

мячики, кольцебросы.

Создана игротека интеллектуальных, сюжетно-ролевых и игровых программ.

ДООП «Игровой коллектив «Клаксон» имеет стартовый уровень, срок

реализации один год. Мною эта программа успешно реализуется в течение 5

лет.

Показателями успешной социализации обучающихся, в процессе освоения

данной программы, является сформированность следующих универсальных

учебных действий:

- личностные результаты (готовность и способность к самореализации и

самообразованию, развитие осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам, формирование коммуникативной компетентности в

образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности);

- предметные результаты (сформированность коммуникативных навыков,

знание правил работы в группе, умение вести конструктивный диалог,

ознакомление с игровой терминологией);

- метапредметные результаты:

* регулятивные УУД (постановка цели и ее достижение, постановка

художественно-творческих задач, умение совместно с педагогом и другими

обучающимися давать объективную оценку деятельности товарищей);

* познавательные УУД (добывать новые знания: изучать литературу,

находить ответы на вопросы, используя ИКТ, преобразовывать информацию

из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания);

* коммуникативные УУД (уметь слушать и понимать высказывания

собеседника, учиться способам совместной деятельности в группе, находить

компромиссы, выручать друг друга и помогать).

В

рамках

реализации

программы

обучающимися

были

разработаны

социально-значимые

проекты:

«Добрая

дорога

детства»,

«Школа светофорных наук», «По безопасным дорогам в XXI век». В работе

над

проектами обучающиеся

научились

работать

с

литературным

материалом,

выступать на

сцене,

создавать листовки

и

буклеты

для

водителей. Они были участниками автопробега «Осторожно, на дороге

дети!».

Формой

представления

результатов

освоения

программы

«Клаксон»

обучающимися-мигрантами является участие в конкурсах и фестивалях

различного уровня. Обучающиеся были участниками и призерами в

творческих конкурсах и конкурсах проектов:

школьный – «Добрая дорога детства», «Огню дорогу преградим, «Забава»,

«Безопасное колесо», конкурс сочинений «Пешеходов надо любить»;

районных – игровых программ «Забава», в рамках фестиваля «Город друзей»;

конкурс проектов по ПДД, конкурс агитбригад, конкурс эссе «Что такое

безопасность?»;

Всероссийских (онлайн) – викторина «Огонь – друг или враг», викторина

«Безопасность».

По наблюдениям классных руководителей, обучающиеся объединения

«Клаксон»

проявляют

активность

на

уроках, пополнился их словарный

запас, они увереннее и спокойнее участвуют в групповой работе, посещают

внеклассные

мероприятия. Обучающиеся научились

самостоятельно

выполнять

творческие

задания. Появилось

взаимопонимание

со

сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий

является одной из форм социализации обучающихся-мигрантов объединения

«Клаксон».

Считаю, что дополнительная общеобразовательная программа «Игровой

коллектив «Клаксон» может быть использована в работе с детьми

мигрантами

не

только

педагогами

дополнительного

образования,

но

педагогами-организаторами и учителями начальной школы.

Список литературы

Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с

Российской школой // Вопросы образования. Журнал. 2012 - № 1.,

С. 176-187.

Александрова Т.В., Алексеева Е.Е. , Костина Л.М. , Крюкова В,И.,

Щедрецова Н.А. “Учимся дружить и сотрудничать” (рабочая тетрадь для мл.

школьников Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,

2018).

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

ЗасыпкинВ.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Актуальные проблемы

обучения детей мигрантов // Вестник Сургутского государственного

педагогического университета. – 2012. – № 2.

Корнеева Е. Н. Нестандартные дети. Ярославль, 2017.

Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в

современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журнал

. 2012 - №5. С. 87-92.



В раздел образования