Напоминание

"Маркеры буллинга"


Автор: Корнилова Наталья Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Весьегонская СОШ"
Населённый пункт: Весьегонск
Наименование материала: статья
Тема: "Маркеры буллинга"
Раздел: среднее образование





Назад




Корнилова Н.П.

педагог-психолог

МБОУ «Весьегонская СОШ»

Маркеры буллинга. Как понять, что ребенка травят в школе?

Буллинг –

одна из самых обсуждаемых проблем современной школы.

Подростковая

жестокость

существовала

и

раньше

(стоит

вспомнить

известное произведение Железникова «Чучело»), но о ней тогда говорили

гораздо меньше. В последнее время интернет пестрит сообщениями о

детской жестокости, дети выкладывают в сеть ролики об издевательствах над

более слабыми сверстниками. Задача педагогов и родителей — вовремя

распознать буллинг.

Маркеры буллинга:

1. Нежелание ребенка ходить в школу. Речь идет не о разовой ситуации, а о

систематическом отказе посещать учебное заведение. Все дети периодически

не хотят идти в школу – сказывается и усталость, и несделанное домашнее

задание, и конфликты с одноклассниками. В ситуации с буллингом ребенок

не

хочет

посещать

учебное

заведение

всегда,

вне

зависимости

от

обстоятельств.

2. Нежелание разговаривать о школе. Дети много времени проводят в

школе, поэтому логично ждать от них рассказов о ней и об одноклассниках.

Особенно красноречивы младшие школьники. Если вдруг ребенок перестал

рассказывать о школьной жизни, на вопросы отвечает с неохотой или вовсе

отмалчивается, то стоит насторожиться.

С подростками сложнее, так как они нередко отличаются скрытностью, но их

можно разговорить вопросами об отношениях с одноклассниками. Мир

чувств и отношений – это мир тинейджеров, и в школу они ходят не ради

новых знаний, а ради нового чувственного опыта. Если подросток замкнулся

в себе и начал прогуливать школу, стоит дойти до школьного психолога и

узнать, как обстоят дела в классе.

3.

Соматические

проявления

страха. Признаками

страха

являются

соматические проявления: энурез, частые болезни, приступы болей в животе,

которые проходят сразу, как только принимается решение не отправлять

ребенка в школу. Стоит обратить внимание на рисунки ребенка — в каких

тонах и с каким настроением он рисует школу.

4. Снижение успеваемости. И младшие школьники, и подростки не

способны думать об учебе, если они ежедневно подвергаются травле.

Безусловно, помимо буллинга есть масса причин, по которым дети плохо

учатся, но и отбрасывать мысль о том, что школьника могут травить, не

стоит. Речь идет не о паре двоек, которые школьник нахватал в конце

четверти, а о систематической неуспеваемости, особенно, если раньше

проблем с оценками не было.

5. Заниженная самооценка ребенка. Чувство вины – отличительная

особенность детей — каждый винит себя в том, что с ним случилось. В

случае буллинга школьник считает, что заслужил такое отношение к себе,

что агрессоры в чем-то правы. Нередко от жертв травли можно услышать

такие слова, как «я ничтожество», «я не достоин счастья», «моя жизнь

ужасна». Вообще, любой человек, регулярно слышащий в свой адрес

оскорбления, в какой-то момент верит, что это не оскорбления, а правда.

Говоря о буллинге, важно помнить, что травля не имеет ничего общего с

обычными конфликтами, возникающими между школьниками. Все ссорятся

и мирятся, все учителя повышают голос на нерадивых учеников.

Буллинг же – явление абсолютно другое: это умышленное систематическое

регулярное насилие (физическое или моральное), и в этих отношениях

участники находятся в неравных отношениях – агрессор всегда наделен

властью. Говоря о насилии, важно понимать, что не только толчки, пинки и

удары можно относить к насильственному поведению – у жертв буллинга

может не быть ни одного синяка, ведь моральное насилие физических следов

не оставляет. Насмешки, троллинг, оскорбления, унижения, отвержение,

игнор, угрозы – все это является психологическим насилием.

Профилактика буллинга – задача школьного психолога.

Выявление буллинга – общая задача и школьной психологической службы,

и педагогического состава, и родителей. Как только у вас появились

подозрения о травле ребенка, надо прийти к классному руководителю или

школьному психологу и задать интересующие вас вопросы.

Чем раньше будет обнаружена травля, тем меньше будут последствия у всех

участников буллинга. Если проблему не замечать, последствия могут быть

катастрофическими – от колумбайна до суицида.



В раздел образования