Напоминание

"Организация летнего отдыха обучающихся в учреждении дополнительного образования"


Авторы: Кошкина Ольга Сергеевна, Васильева Марина Георгиевна
Должность: методисты
Учебное заведение: МАОУДО "Дворец детского (юношеского) творчества" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация летнего отдыха обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Организация летнего отдыха обучающихся

в учреждении дополнительного образования»

Цель

методиста

повысить

компетентность

педагогов

через

знакомство

с

методикой

организации

летнего

отдыха

обучающихся

в

учреждении дополнительного образования.

Цель

для

участников

ознакомиться

с

методикой

организации

летнего отдыха обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

1.

Познакомить участников с понятием «творческая смена»;

2.

Изучить должностную инструкцию воспитателя;

3.

Изучить основные этапы проведения творческой смены;

4.

Научить применять полученные знания в работе.

Прогнозируемый результат:

участники семинара познакомятся с понятием «творческая смена»;

изучат должностную инструкцию воспитателя;

изучат основные этапы проведения творческой смены;

научатся применять полученные знания в работе.

Методы работы: активный, интерактивный.

Формы работы: обсуждение.

Приемы: работа в группах, рефлексия.

Методическое оснащение мероприятия:

Материально – техническое оснащение:

ноутбук, мультимедийный проектор, флипчарт,

белая бумага, ручки, маркеры, блокнот для флипчарта.

Дидактическое обеспечение:

мультимедийная презентация,

раздаточный материал.

Ход семинара

Организационный момент

Добрый

день,

уважаемые

участники

семинара.

Мы

методисты

Кошкина О.С. и Васильева М.Г. Сегодняшняя наша тема: «Организация

летнего отдыха обучающихся в учреждении дополнительного образования».

Учреждения

дополнительного

образования

-

это

внешкольные

учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье

и

школе

осуществить

гармоничное

развитие

личности

с

учетом

способностей, интересов и дарований. В течение всего года мы проводим для

детей разные конкурсы, мероприятия. А еще в прекрасное летнее время мы

проводим и летнюю творческую смену.

И правда - провести смену, быть воспитателем – это нелегкий труд.

Поэтому

очень

важно

знать

методику

организации

летнего

отдыха

обучающихся. При этом важно учитывать и то, что творческая смена в

учреждении дополнительного образования имеет свои особенности. Правда?

Основная часть

И

чтобы

рассмотреть

нашу

тему

наиболее

полно,

мы

сегодня

познакомимся с понятием творческая смена, основные этапы проведения

творческой смены и попробуем применить полученные знания на практике.

Итак, коллеги! Что же такое творческая смена? (ответы педагогов)

Творческая смена – одна из интереснейших и важнейших форм работы с

обучающимися во время каникул. Как вы думаете, какова ее цель? Конечно

же, цель каждой смены может быть разной. Но все эти цели объединяет

нечто общее – создание комфортных и безопасных условий для активного

отдыха

обучающихся,

для

раскрытия

нового

и

развития

имеющегося

творческого потенциала детей и подростков в пространственно-временных

рамках смены.

Как

мы

знаем,

любая

деятельность

регламентируется

законодательством. И нам необходимо знать нормативно-правовую базу, в

нашем случае организации летнего отдыха.

Помимо

этого

работу

воспитателя

регламентирует

«Должностная

инструкция

воспитателя»

(Приложение

1

раздается

всем

участникам).

Ознакомьтесь

с

ней,

пожалуйста.

И

особо обратите

внимание на

пункт

«Ответственность». Конечно же, вы все это уже знаете. Но на всякий случай,

чтобы вы могли освежить свои знания.

Организационный период (I этап)

Организация

жизнедеятельности

творческой

смены

(дежурство,

планирование работы, определение графика работы кружков и студий),

проведение мероприятий по формированию отрядных детских коллективов,

подготовка и открытие смены.

Основная цель

этого

периода —

адаптация ребѐнка к

условиям

и

особенностям смены. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели

узнают

об

их

интересах,

определяют

лидера,

дают

детям

возможность

проявить себя.

Советы на организационный период воспитателю:

до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст

возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);

лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;

индивидуальные беседы проводите только наедине;

больше

отрядных

дел

это

главный

фактор

формирования

коллектива;

больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

дисциплина

главное

условие

благополучного

пребывания

в

центре.

Именно

поэтому,

особенно

в

оргпериод,

требуйте,

чтобы

чѐтко

выполнялись

все

законы,

нормы,

режим

дня,

санитарно-гигиенические

правила.

1.

Основной период

(II этап – выполнение поставленных перед сменой задач)

Конечно же, мы все знаем, что летний творческий интенсив имеет свой

план мероприятий. Важно находить новые формы работы, проводить новые

мероприятия.

Творческий интенсив состоит из 2 смен по 10 дней.

Время пребывания в нем детей с 8.30 до 14.30.

8.00-8.30 – встреча детей

8.30-8.45 – зарядка

8.45-9.30 – общая линейка, завтрак

9.30-13.00 – работа по плану дня

13.00-13.30 – обед

13.30-14.30 – работа по плану дня, отрядное время

14.30 – уход детей домой

День начинается с зарядки, затем выезды и мероприятия по плану дня.

Программа интенсива пишется с нуля, новая под каждую смену

Мероприятия

уникальные,

современные

(когда

готовимся,

учитываем вкусы детей к музыке, фильмам).

2.

Итоговый период (III этап)

Подведение

итогов

работы

лагеря

во

время

смены,

проведение

заключительных дел и мероприятий (закрытие смены).

Для детей:

погружение в образовательную среду учреждения (дети знакомятся

с вожатыми, которые работают у нас преподавателями

дополнительного образования, влюбляются и приходят к ним

обучаться вокалу, рисованию, хореографии);

смена формы и сферы общения (помимо очевидной пользы наш

интенсив подарил детям яркие эмоции и новые знакомства! Это было

круто!);

новые знания, умения навыки (дети разучивают новые песни, танцы,

учатся выступать на сцене, т.е. выходят из зоны комфорта)

практико-ориентированный характер деятельности; (мастер классы

по рисованию цветным шоколадом, росписи имбирных пряников, по

лепке из воздушного пластилина);

новая социально-коммуникативная среда (летние творческие

интенсивы не только для обучающихся учреждения, но и для всех

желающих детей.

Для родителей:

организованный содержательный досуг в каникулярное время в

условиях города.

Родители очень довольны, что много выездов и экскурсий, так как

родители не смогут в столько новых мест сводить сами.

2-х разовое питание (плюс свежие фрукты, своя выпечка, сладости)

Бюджетная цена (по сравнению с остальными в 2-3 раза дешевле)

Возможность опробовать, готов ли ребенок к поездке в загородный

лагерь.

Для педагогов:

работа в условиях повышенного творческого развития, креативности;

расширение педагогических компетенций;

приобретение спектра методико-практических умений и навыков,

обеспечивающих как минимум способность модифицировать свою

многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создать

принципиально новую - краткосрочную.

Заключение

Уважаемые коллеги.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием творческая смена,

изучили должностную инструкцию воспитателя, изучили основные этапы

творческой смены, применили полученные знания в работе и ознакомились с

методикой

организации

летнего

отдыха

обучающихся

в

учреждении

дополнительного образования.

Приложение 1

Должностная инструкция воспитателя

1.

Общие положения

1.1.

Воспитатель планирует и организует жизнедеятельность детей в смене.

1.2.

Помогает

начальнику

смены,

старшему

методисту

в

организации

воспитательного процесса.

1.3.

Подчиняется непосредственно начальнику смены и старшему методисту.

1.4.

Педагог

воспитатель

назначается

и

освобождается

от

должности

начальником смены по согласованию с администрацией смены.

2.

Квалификационные требования

2.1. Должен иметь высшее или средне-специальное образование.

2.2. Должен

знать

действующие

законодательства

по

вопросам

деятельности

детских оздоровительных лагерей.

2.3. Должен

знать

возрастную и

специальную

педагогику

психологию

детей

и

подростков.

2.4. Должен уметь владеть методикой по вопросам обучения и воспитания детей и

подростков.

2.5. Воспитатель должен иметь опыт работы в детских лагерях.

3.

Основные обязанности

3.1.

Проводит повседневную работу по организации отдыха и воспитания детей и

подростков в своем отряде.

3.2.

Должен

знать

индивидуальные

особенности

детей

и

подростков,

их

интересы, способности.

3.3.

Организует выполнение режима дня в своем отряде.

3.4.

Организует досуг, вовлекая детей и подростков своего отряда в участии в

мероприятиях смены.

3.5.

Обеспечивает

соблюдение

правил

охраны

жизни,

здоровья

детей

и

подростков

при

проведении

различных

мероприятиях,

экскурсий,

туристических

походов.

3.6.

Оказывает методическую и организационную помощь старшему педагогу в

работе смены.

3.7.

Обязан присутствовать на ежедневных планерках.

3.8.

Обязан знать правила оказания первой медицинской помощи.

4.

Ответственность

4.1.

Несет ответственность за жизнь, здоровья детей и подростков своего отряда в

соответствии с действующим законодательством.

4.2.

Несет

ответственность

за

жизнь

и

здоровье

детей

и

подростков

в

пути

следования и во время проведения экскурсий.

4.3.

Несет

ответственность

за

предупреждение

и

преодоление

негативных

явлений в детской среде.

4.4.

Несет ответственность за создание мер по безопасности жизнедеятельности

детей и подростков.

4.5.

Вожатый (воспитатель) несет ответственность в соответствии с действующим

законодательством,

за

применение

недопустимых

методов

в

общении

с

детьми,

связанных с физическим или психическим насилием над личностью подростков.

4.6.

За

невыполнение

или

ненадлежащее

выполнение

данной

инструкции,

положения

творческих

смен

учреждений,

правил

внутреннего

распорядка,

законных

распоряжения

директора,

начальника

лагеря,

старшего

методиста,

вожатый

(воспитатель)

несет

юридическую

ответственность

в

порядке,

установленным

действующим законодательством.

5.

Права

5.1.

Вожатый (воспитатель) имеет право на создание благоприятных условий для

своей профессиональной деятельности.

5.2.

Имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.3.

Имеет

право

запрашивать

и

получать

в

соответствии

с

действующим

законодательством

информацию,

необходимую

для

выполнения

своих

служебных

обязанностей.



В раздел образования