Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни


Автор: Подоляко Лариса Петровна
Должность: Заместитель заведующего
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Машенька"
Населённый пункт: г Ершов, Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

здоровьесберегающих

технологий как предпосылку

.

здорового образа жизни

Подготовила заместитель руководителя

МДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 2 «Машенька» г. Ершова

Саратовской области»

Подоляко Л.П.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и

укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной

образовательной среды, осуществление комплекса психолого -

педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В

соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых

средств и методов повышения эффективности физкультурно-

оздоровительной работы , создание оптимальных условий для

всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. И конечно я

стала задумываться на вопросами:

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом

способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как

привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь

подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и

счастливую жизнь?

.

Одним из приоритетных направлений работы я определила

формирование представлений о здоровом образе жизни, а для этого

необходимо внедрение новых инновационных подходов в

образовательный процесс. Стала строить педагогический процесс таким

образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли

пути для самостоятельного оздоровления.

Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями

современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою

работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых

задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло меня наметить цель

и описать использование инновационных технологий в моей

педагогической работе.

.

Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию

здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья

ребенка – дошкольника.

Задачи:

1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и

умственно работоспособности;

2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие

психоэмоционального напряжения;

3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;

4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;

5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы

закаливания в повседневной жизни :

-

умывание прохладной водой,

-

проветривание помещений,

-

правильно организованная прогулка,

-

физические упражнения,

-

проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом

воздухе

Антропометрия –

это, прежде всего,

совокупность

измерительных

мероприятий,

направленных на

определение

соответствия

физического

развития каждого

ребёнка нормам при

условии ведения

здорового способа

жизни, наличия

достаточных

физических

нагрузок.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе

с детьми:

Она проводится для всех возрастных групп. Можно использовать

спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов),

звуки природы

.

Релаксация

Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой

ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое

удобное время).

Пальчиковая гимнастика

Она используется для снятия зрительного напряжения. Проводится

ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию

статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её

проведения использую наглядный материал.

Гимнастика для глаз

Она проводится в игровой форме. Проводится после интенсивных физических

упражнений , как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию. От

правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы

ещё слабы, поэтому необходима система упражнений.

Дыхательная гимнастика

Гимнастика после сна.

Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели

на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего

воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку,

на животе, сидя.

Это – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения

точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье,

прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе

улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является

профилактикой простудных заболеваний. Он проводится в игровой форме

ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы

на занятиях.

Точечный массаж

Растирание тела сухой рукавицей.

Это мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза

снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее

воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее

кровообращение, нормализующее обмен веществ.

Ингаляции с растительными

маслами являются хорошим

средством для профилактики

ОРВИ. Эфирные масла, которые

испаряет аппарат убивают

всевозможные бактерии.

Особенно удобно проводить

ингаляции с помощью

специальных приборов для

ингаляций.

Ингаляции

Среди широкого комплекса

оздоровительных мероприятий,

наряду с физическими

упражнениями, в нашем

дошкольном учреждении

применяется и массаж.

Массаж позволяет укреплять

иммунную, сердечно-сосудистую и

дыхательную системы, устранять

недостатки в развитии костно-

мышечного аппарата, содействует

нормальному психическому и

эмоциональному развитию ребенка.

Массаж

В процессе организации работы профилактической и коррекционной

направленности в условиях ДОУ особое внимание уделяю профилактике и

коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов

осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они

имеют наибольший удельный вес.

Для этого использую следующие виды деятельности , в которых проводится

профилактика плоскостопия:

Утренняя гигиеническая гимнастика.

Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

Свободная двигательная деятельность.

Физкультурные мероприятия.

Бодрящая гимнастика.

Составила картотеку игр по профилактике плоскостопия

.

состоящей из пособий и

предметов,

способствующих

массажу стопы. Дети

занимаются босиком,

идут в быстром темпе

по дорожке и плавно

переходят на бег (1-

1.5мин.) и снова

переходят на

спокойную ходьбу с

дыхательными

упражнениями. Это

способствует развитию

выносливости,

координации движений,

формированию стопы и

укреплению организма

детей.

Профилактика плоскостопия на массажной дорожке,

Дошкольный возраст является

решающим в формировании

фундамента физического и

психического здоровья. Важно на

этом этапе сформировать у детей

базу знаний и практических

навыков здорового образа жизни,

осознанную потребность в

систематических занятиях

физической культурой и спортом.

Исходя из актуальности этой темы и изучения литературы по данной теме,

я разработала цикл оздоровительно-познавательных занятий для детей

каждой возрастной группы, направленный на формирование основ

здорового образа жизни.

Используются следующие методические приёмы: 

рассказы и беседы воспитателя; заучивание

стихотворений; моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных,

предметных картинок, плакатов;  сюжетно-ролевые

игры; дидактические игры;  игры

тренинги

Все знаем, что приучив ребенка к

гигиене полости рта с раннего

возраста, в дальнейшем может быть

меньше проблем. Но, как это сделать?

Как можно привить у ребенка умение

и привычку чистить зубы и следить за

полостью рта. Конечно, сразу же

невозможно получить результат, но

постепенно получиться. Итак, как

помочь малышу приобрести эту

привычку, для этого можно

использовать несколько способов

Игра «Делай как я»

Игра "Учим игрушки чистить зубы»

Одной игры и одного занятия для решения проблемы с чисткой зубов,

конечно, недостаточно. Переходим на следующий этап -

упражняемся в чистке зубов на любимых игрушках.

Для начала можно делать это вместе. Предложить идею. Такая игра

хороша тем, что ребенок в ней из воспитуемого становится

воспитателем. Пусть малыш выстроит всех своих мишек и кукол в

очередь в ванную и каждому хорошенько почистит зубы. Эта игра,

как прелюдия к вечернему туалету. Сначала мы собираем спать всех

кукол, чистим им зубы, умываем. А после сами дети начинают

чистить свои зубы и все это доходит естественным образом.

Игра "Делай, как я"

Дети страшные повторюшки! Подражать взрослым – их любимая игра.

Попробуйте встать вместе с ребенком перед зеркалом и чистить зубы вместе.

Пусть малыш повторяет ваши движения, пытается копировать.

Для усиления эффекта можно купить одинаковые щетки и одинаковую пасту.

Чистить зубы сладкой детской пастой взрослому не очень приятно. Но для пользы

дела можно и потерпеть. Главное, чтобы в процессе чистки зубов для ребенка

появилось что-то интересное, новое, забавное.

Еще один способ – чистить зубы друг другу. Придется позволить ребенку

поковырять щеткой у вас во рту. Главное, чтобы при этом он открыл свой рот и

дал вам возможность почистить ему зубы. Совместная чистка перед зеркалом

хороша еще тем, что дает возможность ребенку заглянуть в свой рот.

Познакомьте его с зубками, поприветствуйте их. Заодно и почистите.

Кроме упомянутых игр, есть и еще несколько способов превратить ежедневную

чистку зубов в интересную для ребенка игру. Но обратите внимание на время

чистки. Знайте, что не обязательно устраивать чистку прямо перед отходом ко

сну. Если ребенок активно сопротивляется, не стоит создавать дополнительный

стресс перед сном. Чистку зубов можно перенести, скажем, на время после ужина.

Как видите, все эти способы можно использовать и Вам с вашими детьми. А, также

думаю, что и у Вас есть что - то интересное и Вы можете поделиться с другими

Игра - главное условие по формированию у

детей дошкольного возраста привычки к

здоровому образу жизни. В игры любят играть

все дети. В ходе игры дети усваивают правила

поведения, правила гигиены.

Питание, как известно, является одним из факторов,

обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно

высокий уровень сопротивляемости его организма к

заболеваниям.

Принципы организации питания:

· Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

· Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых

веществ.

· Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих

сбалансированность рациона.

· Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов,

направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также

высокие вкусовые качества блюд.

· Учет индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в

состоянии здоровья.

· Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки

культуры приема пищи.

· Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных

коллективах (безопасность питания).

Результаты мониторинга таковы……

Снижено количества наиболее часто встречающихся в

дошкольном детстве заболеваний.

У детей сформированы навыки личной гигиены,

желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем

воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать

свои результаты по освоению основных видов

движений, испытывать чувство радости и удовольствия

от состояния быть здоровым)

Улучшили психоэмоциональное состояние

дошкольников.

2.Произошло коренное совершенствование системы

физического воспитания в ДОУ.

3.Повышено заинтересованность работников детского

сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Спасибо за внимание!



В раздел образования