Автор: Балтаева Оьга Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п. Духовницкое Саратовской области
Наименование материала: распространение педагогического опыта
Тема: Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация духовно – нравственного воспитания в детском саду
Слайд 1 (на заставке)
(2) «Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об
истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям
детства - это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные
напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. (3) Воспитание
чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической
задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или
безнравственным. (4) То, какие нравственные качества разовьются у
ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих
его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями
обогатят. (5)
Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а
ежедневная
работа,
направленная
на
воспитание
толерантности,
любви к своей семье, родному краю. Это
процесс долговременный,
предполагающий (6) внутреннее изменение каждого участника, который
может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а
гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой
деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
(7) «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в
его
сердце
и
в
памяти
навсегда
сохранятся
образы,
в
которых
воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
(8)
Суть
этого
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
посеять
и
взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье,
природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
1
(9)
Наша
работа
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
планируется в соответствии с «Основной образовательной программой
дошкольного образования».
(10) С учётом данной программы мы выбрали нужные ориентиры
для
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания
детей,
поставили
перед
собой
задачи:
научить
детей
гордится
своими
корнями, своей родословной, историей своего народа, любить Родину
такой, какая она есть! (11)
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая
история
и
культура,
терпение,
доброта,
щедрость,
милосердие,
стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и
традиций
русского
человека. (12)
Так
как
привычки
и
ценности,
заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия
жизненно важных решений в будущем.
Целью нашей работы является:
1.
Изучение
истории,
культуры,
природно-экологического
своеобразия родного края, России.
2.
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине,
к семье, матери.
В нашем детском саду созданы
необходимые условия для
организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
(13) Это, например, наша гордость мини-музей «Русская изба», где
дети получают возможность не только рассматривать, (14) но брать в
руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них.
(15) Здесь мы знакомим детей с народным фольклором. (16) Также есть
Экспозиция,
посвящённая
Великой
отечественной
войне, (17)
где
2
представлены письма с фронта наших земляков, награды, фотографии
и многое другое. (18) Экскурсии в мини музей помогают пробудить в
детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые
помогут стать достойным человеком и гражданином своей Родины. (19)
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него
человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа,
страны. (20) В оформлении мини-музея активное участие принимали
работники детского сада и родители…
(21)
В каждой группе оформлены патриотические уголки,
зоны
патриотического
воспитания, (22)
где педагоги проводят
образовательную деятельность…
(23) Для достижения цели по духовно-нравственному воспитанию
у нас в ДОУ используются следующие формы работы:
(24) Непосредственно организованная деятельность
(25)
Совместная деятельность педагогов с детьми в
режимных моментах.
Самостоятельная деятельность детей.
Данные
формы
работы
мы
реализуем
через
следующие (26)
мероприятия:
Православные праздники: «Пасха», (27) «Покровская ярмарка»,
«Масленица», «Праздник народных игр», (28) «Посиделки» и др.
(29) Конкурсы;
чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
3
(30)
беседы на нравственные, духовные, патриотические темы
(«Начала мудрости», «50 уроков о добрых качествах», (31) «Помоги
ближнему», «Мой дом – Россия» и др.);
(32) образовательные проекты («Письмо другу»);
рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
(33) использование в работе презентации;
(34) продуктивная деятельность, выставки «Рождество» и «Пасха»,
«День рождения книжки», (35) «Берегите всё живое»
Большое значение мы придаём экскурсиям.
(36)
Экскурсии
к
мемориалу
воинской
славы, (37)
в наш
районный
музей
знакомят
детей
с
героическим
прошлым
нашего
народа,
дают
благодатную
почву
для
воспитания
достойного
гражданина страны, патриота своей Родины. (38)
Экскурсии в храм
развивают
такие
качества
как
доброта,
терпение,
милосердие,
дисциплинируют детей.
(39) Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек
начинается с его отношения к матери. В День матери
в
группах
ежегодно
проходят
посиделки
с
мамами
и
бабушками.
(40)
Малыши радуют своих мам трогательными стихами и песнями и,
конечно, дарят поделки, изготовленные с любовью своими руками.
Ребёнок,
который
бережно
и
с
любовью
относится
к
матери,
несомненно, такие же чувства проявит и к своей Родине.
Празднование
Дня
матери
никогда
не оставляет
равнодушным ни детей, ни мам.
4
(41)
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию мы
используем
интегрировано,
что
позволяет
заинтересовать
детей,
мотивировать организованную образовательную деятельность.
.
У детского сада – своя миссия: прежде всего, чтобы дети были
счастливы и здоровы. (42) Чтобы каждый день пребывания малышей в
детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы
общение
становилось
уроком
человеческого
достоинства
и
взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного
интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.
Считаю,
что
только
при
условии
совместной
работы
педагогов,
детей
и
родителей можно достичь наиболее эффективных результатов.
(43)
Воспитатель
для
дошкольника
–
первый
человек
после
родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий
его
кругозор,
формирующий
его
взаимодействие
в
человеческом
социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и
будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого
профессионализма и огромных душевных сил.
(44)
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В
первую
очередь
мы
сами
должны
стать
носителями
духовно-
нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
И своё выступление хочу закончить следующими словами
Л. Н.
Толстого
«Из всех наук, которые человек может и должен знать,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и
как можно больше добра»
5