Напоминание

"Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"


Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад No20»

Публикация на тему:

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

Составила: воспитатель МБДОУ ДСNo20

Никулина Е.И.

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,

частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья.

Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм

поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье

воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из

детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не

рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на

разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение

семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и

формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на

результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей

начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его

социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и

др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования

ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития

эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных

норм и эталонов, правил поведения и т.д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит

эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка

сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может

обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.

Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без

семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и

сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит:

«Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача

педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного

процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет

целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет

педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные

слова при общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании

у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для

дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и

формировании направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо

организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном

направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.

Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению

семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает

от близких ему людей.

Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из

детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных

возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится

проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором

основывается вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы

судим, что правильно, а что нет.



В раздел образования