Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад No20»
Публикация на тему:
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
Составила: воспитатель МБДОУ ДСNo20
Никулина Е.И.
«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,
частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья.
Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм
поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье
воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из
детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не
рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на
разных возрастных этапах играет семья.
Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение
семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и
формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на
результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей
начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его
социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая и
др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования
ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития
эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных
норм и эталонов, правил поведения и т.д.
Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит
эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка
сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может
обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.
Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без
семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и
сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача
педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую,
воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно
значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного
процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет
целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет
педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные
слова при общении с родителями.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании
у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для
дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и
формировании направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо
организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном
направлении.
Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение
психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.
Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению
семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает
от близких ему людей.
Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из
детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных
возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится
проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором
основывается вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы
судим, что правильно, а что нет.