Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Театральная деятельность в детском саду».
Раздел: дошкольное образование
«Театральная деятельность в детском саду».
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя
в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через
образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно
связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный
строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к
духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия
развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать
персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у
детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние
человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в
различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно
уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,
мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов
Содержание театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет
воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны
выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую
функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного
возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом
какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой,
движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная среда должна не только обеспечивать совместную
театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды,
обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Возрастные и полоролевые особенности;
Театр и родители?!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -
длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие
родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются
равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов
текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная
работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному
и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у
детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые
участвуют в театрализованных постановках.