Напоминание

Основные понятия по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста


Авторы: Степанова Евгения Викторовна, Евгения Викторовна Степанова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №147
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Основные понятия по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные понятия по проблеме

формирования математических представлений

у детей дошкольного возраста

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному

развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому

развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает

получение

ими

математических

представлений,

определяющих

формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего

мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает

трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей

задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к

математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в

занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и

быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

Теория и методика формирования математических представлений

представлена исследованиями А. В. Белошистой,

А. М. Леушина, З. А.

Михайловой, Е. И. Щербакова и других известных специалистов в этой

области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, Т. И. Ерофеевой, Б. Н.

Никитиным, К. В. Шевелевым и др. разработана система занимательных

задач, дидактических игр, игр-развлечений детей дошкольного возраста,

направленных

на

эффективное

формирование

у

них

математических

представлений.

В

психолого-педагогической

литературе

термин

«формирование»

весьма тесно связан исключительно с личностью человека. При этом под

формированием понимается не только некая заключительная, последняя фаза

придания окончательной формы, а длительный во времени процесс.

Например, под формированием понимается процесс целенаправленного

педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него

определенных качеств личности – знаний, навыков, мировоззрения и т.д.

Формирование – придание определённой формы, законченности чему-

либо; сложение, образование, развитие.

Таким

образом,

формирование

углубляет

феномен

развития,

подразумевая множество внешних влияний. Формировать – это значит

влиять на личность, обучать, воспитывать так, чтобы развилось какое-то

конкретное качество.

Процесс формирования знаний и навыков состоит из нескольких

этапов:

1

этап:

восприятие

нового

знания,

формирование

первичных

представлений.

2 этап: осмысление нового материала, углубление и закрепление

представлений.

3. этап: глубокое и прочное овладение знаниями, применение их в

практической деятельности.

В. П. Беспалько

выделяет следующие этапы формирования новых

понятий и представлений:

1 этап – восприятие и понимание новой информации;

2 этап – узнавание, когда обучающийся выполняет действие, опираясь

на подсказку;

3

этап

воспроизведение,

когда

обучающийся

самостоятельно

воспроизводит информацию в типовых ситуациях;

4 этап - использование знаний обучающимися в нетиповых ситуациях;

5 этап – творческий этап, когда обучающийся создает новую

информацию на основе сформированных им знаний и представлений.

В

«Большом

психологическом

словаре»

под

представлением

понимается – наглядный, воспроизведенный образ предмета или явления,

который возникает на основе прошлого опыта путем воспроизведения в

памяти или воображении.

ФОП

ДО

требует,

чтобы

процесс

освоения

элементарных

математических

представлений

был

привлекательным,

ненавязчивым,

радующим. Формирование элементарных математических представлений

является целенаправленным процессом передачи, усвоения и овладения

знаниями, приемами и способами интеллектуальной деятельности, которые

предусмотрены программным требованием. Основной целью является не

только подготовка к успешному овладению математики в школе, но также

всестороннее развитие детей.

Рассмотрим

сущность

понятия

«представление».

Большая

психологическая энциклопедия дает следующее определение:

Представление – это наглядный образ предметов, сцен и событий,

возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения,

может носить обобщённый характер. Представления относятся к прошлому

и возможному будущему.

Представления непосредственно предшествуют процессу мышления и

возникают на основе восприятия и ощущения. Главную, особую роль

представлениям в процессе обучения отводил И. Гербарт. Он считал, что вся

психическая жизнь создается на основе представлений. Эффективность

обучения полностью зависит от содержания, которым должны овладеть

учащиеся, от тех представлений, которые должны у них сформироваться.

В практике представления являются основой для формирования

понятия. Термин «представления» имеет неполное значение, обозначающий

неполное знание.

Таким образом, представления – это некие образы, воссозданные при

помощи памяти или воображения без непосредственного воздействия на

органы чувств, которые определяют успешность процесса мышления и

формирования понятий. Следовательно, на основе представлений, в том

числе и математических, формируются и математические понятия.

Согласно

Федеральной

образовательной

программе

дошкольного

образования, к четырем годам ребенок должен проявлять элементарные

представления о величине форме и количестве предметов; уметь их

сравнивать по этим характеристикам. К пяти годам – владеть порядковым и

количественным счетом, использовать математические представления для

познания

окружающего

мира.

К

шести

годам

ребенок

использует

математические представления, как способ и средство познания мира,

владеет счетом, способен к произвольным умственным действиям и

логическим операциям анализа.

Математические представления, которые формируются при помощи

эмпирического способа познания, на основе чувств называют элементарными

математическими представлениями: число, величина, счет, множество,

геометрическая фигура, простейшие вычисления.

Содержание математических представлений – это объем и характер

представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в

процессе организации разных видов деятельности.

Содержание математического развития ребенка отражено в программах

дошкольного

образования,

и

условно

его

можно

разделить

на

три

направления:

представления

и

понятия;

зависимости

и

отношения;

математические действия.

Следовательно, формирование математических представлений – это

процесс, имеющий своей целью передачу знаний и приемов мыслительной

детальности, которые подготовят дошкольника к успешному изучению

математики в школе, а также и всестороннее развитие ребенка.

ФОП

ДО

определят

целевые

ориентиры

на

этапе

завершения

дошкольного

образования

и

одной

из

целей

является

владение

элементарными представлениями в области математики:

формирование

представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических

фигурах,

пространстве,

времени,

математических

зависимостях

и

отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами

их познания



В раздел образования