Авторы: Степанова Евгения Викторовна, Евгения Викторовна Степанова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №147
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Основные понятия по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Основные понятия по проблеме
формирования математических представлений
у детей дошкольного возраста
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному
развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому
развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает
получение
ими
математических
представлений,
определяющих
формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего
мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает
трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей
задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к
математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в
занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и
быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Теория и методика формирования математических представлений
представлена исследованиями А. В. Белошистой,
А. М. Леушина, З. А.
Михайловой, Е. И. Щербакова и других известных специалистов в этой
области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, Т. И. Ерофеевой, Б. Н.
Никитиным, К. В. Шевелевым и др. разработана система занимательных
задач, дидактических игр, игр-развлечений детей дошкольного возраста,
направленных
на
эффективное
формирование
у
них
математических
представлений.
В
психолого-педагогической
литературе
термин
«формирование»
весьма тесно связан исключительно с личностью человека. При этом под
формированием понимается не только некая заключительная, последняя фаза
придания окончательной формы, а длительный во времени процесс.
Например, под формированием понимается процесс целенаправленного
педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него
определенных качеств личности – знаний, навыков, мировоззрения и т.д.
Формирование – придание определённой формы, законченности чему-
либо; сложение, образование, развитие.
Таким
образом,
формирование
углубляет
феномен
развития,
подразумевая множество внешних влияний. Формировать – это значит
влиять на личность, обучать, воспитывать так, чтобы развилось какое-то
конкретное качество.
Процесс формирования знаний и навыков состоит из нескольких
этапов:
1
этап:
восприятие
нового
знания,
формирование
первичных
представлений.
2 этап: осмысление нового материала, углубление и закрепление
представлений.
3. этап: глубокое и прочное овладение знаниями, применение их в
практической деятельности.
В. П. Беспалько
выделяет следующие этапы формирования новых
понятий и представлений:
1 этап – восприятие и понимание новой информации;
2 этап – узнавание, когда обучающийся выполняет действие, опираясь
на подсказку;
3
этап
–
воспроизведение,
когда
обучающийся
самостоятельно
воспроизводит информацию в типовых ситуациях;
4 этап - использование знаний обучающимися в нетиповых ситуациях;
5 этап – творческий этап, когда обучающийся создает новую
информацию на основе сформированных им знаний и представлений.
В
«Большом
психологическом
словаре»
под
представлением
понимается – наглядный, воспроизведенный образ предмета или явления,
который возникает на основе прошлого опыта путем воспроизведения в
памяти или воображении.
ФОП
ДО
требует,
чтобы
процесс
освоения
элементарных
математических
представлений
был
привлекательным,
ненавязчивым,
радующим. Формирование элементарных математических представлений
является целенаправленным процессом передачи, усвоения и овладения
знаниями, приемами и способами интеллектуальной деятельности, которые
предусмотрены программным требованием. Основной целью является не
только подготовка к успешному овладению математики в школе, но также
всестороннее развитие детей.
Рассмотрим
сущность
понятия
«представление».
Большая
психологическая энциклопедия дает следующее определение:
Представление – это наглядный образ предметов, сцен и событий,
возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения,
может носить обобщённый характер. Представления относятся к прошлому
и возможному будущему.
Представления непосредственно предшествуют процессу мышления и
возникают на основе восприятия и ощущения. Главную, особую роль
представлениям в процессе обучения отводил И. Гербарт. Он считал, что вся
психическая жизнь создается на основе представлений. Эффективность
обучения полностью зависит от содержания, которым должны овладеть
учащиеся, от тех представлений, которые должны у них сформироваться.
В практике представления являются основой для формирования
понятия. Термин «представления» имеет неполное значение, обозначающий
неполное знание.
Таким образом, представления – это некие образы, воссозданные при
помощи памяти или воображения без непосредственного воздействия на
органы чувств, которые определяют успешность процесса мышления и
формирования понятий. Следовательно, на основе представлений, в том
числе и математических, формируются и математические понятия.
Согласно
Федеральной
образовательной
программе
дошкольного
образования, к четырем годам ребенок должен проявлять элементарные
представления о величине форме и количестве предметов; уметь их
сравнивать по этим характеристикам. К пяти годам – владеть порядковым и
количественным счетом, использовать математические представления для
познания
окружающего
мира.
К
шести
годам
ребенок
использует
математические представления, как способ и средство познания мира,
владеет счетом, способен к произвольным умственным действиям и
логическим операциям анализа.
Математические представления, которые формируются при помощи
эмпирического способа познания, на основе чувств называют элементарными
математическими представлениями: число, величина, счет, множество,
геометрическая фигура, простейшие вычисления.
Содержание математических представлений – это объем и характер
представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в
процессе организации разных видов деятельности.
Содержание математического развития ребенка отражено в программах
дошкольного
образования,
и
условно
его
можно
разделить
на
три
направления:
представления
и
понятия;
зависимости
и
отношения;
математические действия.
Следовательно, формирование математических представлений – это
процесс, имеющий своей целью передачу знаний и приемов мыслительной
детальности, которые подготовят дошкольника к успешному изучению
математики в школе, а также и всестороннее развитие ребенка.
ФОП
ДО
определят
целевые
ориентиры
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
и
одной
из
целей
является
владение
элементарными представлениями в области математики:
формирование
представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах,
пространстве,
времени,
математических
зависимостях
и
отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами
их познания