Автор: Анна Александровна Косенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Д/с 8 "Василёк"
Населённый пункт: город Мариинск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в сложное время.
Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и произошла переоценка
жизненных ценностей. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому
взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.
В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и
во
взаимоотношениях
между
людьми.
Одним
из
характерных
проявлений
духовной
опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из
духовных
ценностей
народа.
Очевидна
проблема воспитания
патриотизма,
которая
приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной
важности.
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский,
А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в
дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к
родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в
исследование
данной
проблемы
внесли
Л.А.
Кондрыкинская,
Н.Г.
Комратова,
Е.Ю.
Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из
решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-
России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим
традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,
родство, Родина.
В
педагогическом
аспекте
под
патриотическим
воспитанием
понимается процесс
формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и
вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким –
маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в
целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими
событиями, географическим,
естественно-природоохранным
колоритом
и
особенностями
родного
края.
Работу
по
патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость
педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы
поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Мы – воспитатели и должны вместе с родителями работать над патриотическим воспитанием
подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет
человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в предметно – наглядной,
активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это
создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы. Доступны
ли малышам первые чувства гражданственности и патриотизма? Я работаю в детском саду
много лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный
ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному поселку, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а
формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотическое воспитание − как
одно из направлений социально личностного развития детей − я считаю важной частью своей
педагогической деятельности. Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость
и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому то, что
усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты
характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом
дальнейшего развития личности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Очень важно, чтобы дети как можно раньше
поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм –
это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще
краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А
для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо
своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм,
применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во
всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При
этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя
частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или
безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде
всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими
впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он
связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так,
чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми
Цель моей педагогической деятельности − формирование духовно нравственного отношения и
чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Воспитания уважения к труду;
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и
близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в
условиях семьи и детского сада.
Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений,
получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом,
детский сад, город, край, страна; труд людей, традиции. Работу по патриотическому
воспитанию я начала с создания в группе для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь,
каждый день ребенка в детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями,
веселыми играми. Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным
домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками.
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому
близкому в семье человеку – маме. Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно
переходя от малого к большему − детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая
фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов
семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье
как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать
основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы
постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Малыши принимают свой дом
таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к
Родине. Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы
жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к садику
связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя
хозяевами. Для этого я организовала экскурсии по детскому саду, познакомила с сотрудниками.
В младшем возрасте круг интересов детей выходит уже за пределы родного дома и детского
сада. С родителями они гуляют по улицам родного поселка, ездят загород, отдыхают в разных
местах родной страны. В садике участвуют в различных праздниках, с удовольствием
знакомятся с работой родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной
жизни. И моя задача, как воспитателя углубить и развивать его. Хочется также отметить, что
народное творчество – это тоже патриотическое воспитание. В процессе работы я знакомила
детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, использовала
наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия
труда и т.д.). В этом помогает музей - изба русского быта в образовательном учреждении.
Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного
края. Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных,
дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по патриотическому воспитанию с детьми
младшего возраста я провожу в игровой форме. Формирование патриотических чувств у детей
дошкольного возраста, проходит в тесной связи с семьёй. В группе созданы условия для
всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все
уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим
видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация
пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют
свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-
ролевой игры. Я оформила презентации: - «Жизнь в детском саду» - «Моя семья» - Презентация
«Родина» - Презентация группы - Современные образовательные технологии - «Домашние
животные» - «Здоровый образ жизни» - «Я-семья-род-народ» - Сюжетно-ролевая игра -
«Предметно-развивающая среда в группе» - «Уголок патриотического воспитания» В группе
оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представлены различные экспонаты:
колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельскохозяйственных машин; альбом профессий и т.д.
Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный
материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края,
достопримечательностей родного города. В книжном уголке выставлена детская и
художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш
город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши
родители» (профессии). Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как
активными участниками педагогического процесса.
Совместно с родителями моих воспитанников,
я стараюсь учить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости,
внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой,
способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных
ценностей.