Напоминание

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста


Автор: Анна Александровна Косенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Д/с 8 "Василёк"
Населённый пункт: город Мариинск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в сложное время.

Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и произошла переоценка

жизненных ценностей. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому

взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.

В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и

во

взаимоотношениях

между

людьми.

Одним

из

характерных

проявлений

духовной

опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из

духовных

ценностей

народа.

Очевидна

проблема воспитания

патриотизма,

которая

приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной

важности.

В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский,

А.С. Макаренко,

В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в

дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к

родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в

исследование

данной

проблемы

внесли

Л.А.

Кондрыкинская,

Н.Г.

Комратова,

Е.Ю.

Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из

решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-

России.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим

традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина.

В

педагогическом

аспекте

под

патриотическим

воспитанием

понимается процесс

формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и

вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким –

маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в

целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими

событиями, географическим,

естественно-природоохранным

колоритом

и

особенностями

родного

края.

Работу

по

патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.

Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость

педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы

поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Мы – воспитатели и должны вместе с родителями работать над патриотическим воспитанием

подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет

человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в предметно – наглядной,

активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это

создает у него более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы. Доступны

ли малышам первые чувства гражданственности и патриотизма? Я работаю в детском саду

много лет и, исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный

ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и близким, родному поселку, родной

природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое рождается в познании, а

формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотическое воспитание − как

одно из направлений социально личностного развития детей − я считаю важной частью своей

педагогической деятельности. Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость

и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому то, что

усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты

характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом

дальнейшего развития личности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к

истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Очень важно, чтобы дети как можно раньше

поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм –

это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще

краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А

для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо

своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм,

применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во

всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При

этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя

частью окружающего мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде

всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими

впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он

связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так,

чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми

Цель моей педагогической деятельности − формирование духовно нравственного отношения и

чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Воспитания уважения к труду;

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и

близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в

условиях семьи и детского сада.

Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений,

получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом,

детский сад, город, край, страна; труд людей, традиции. Работу по патриотическому

воспитанию я начала с создания в группе для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь,

каждый день ребенка в детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями,

веселыми играми. Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным

домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками.

Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому

близкому в семье человеку – маме. Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно

переходя от малого к большему − детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая

фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов

семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье

как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать

основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы

постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Малыши принимают свой дом

таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к

Родине. Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы

жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к садику

связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя

хозяевами. Для этого я организовала экскурсии по детскому саду, познакомила с сотрудниками.

В младшем возрасте круг интересов детей выходит уже за пределы родного дома и детского

сада. С родителями они гуляют по улицам родного поселка, ездят загород, отдыхают в разных

местах родной страны. В садике участвуют в различных праздниках, с удовольствием

знакомятся с работой родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной

жизни. И моя задача, как воспитателя углубить и развивать его. Хочется также отметить, что

народное творчество – это тоже патриотическое воспитание. В процессе работы я знакомила

детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, использовала

наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия

труда и т.д.). В этом помогает музей - изба русского быта в образовательном учреждении.

Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного

края. Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных,

дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по патриотическому воспитанию с детьми

младшего возраста я провожу в игровой форме. Формирование патриотических чувств у детей

дошкольного возраста, проходит в тесной связи с семьёй. В группе созданы условия для

всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все

уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим

видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация

пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют

свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-

ролевой игры. Я оформила презентации: - «Жизнь в детском саду» - «Моя семья» - Презентация

«Родина» - Презентация группы - Современные образовательные технологии - «Домашние

животные» - «Здоровый образ жизни» - «Я-семья-род-народ» - Сюжетно-ролевая игра -

«Предметно-развивающая среда в группе» - «Уголок патриотического воспитания» В группе

оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представлены различные экспонаты:

колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельскохозяйственных машин; альбом профессий и т.д.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный

материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края,

достопримечательностей родного города. В книжном уголке выставлена детская и

художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш

город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши

родители» (профессии). Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как

активными участниками педагогического процесса.

Совместно с родителями моих воспитанников,

я стараюсь учить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости,

внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой,

способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных

ценностей.



В раздел образования