Автор: Бердникова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Детство" СП - №185 "Золотое зёрнышко"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Мелкая моторика как психическое явление"
Раздел: дошкольное образование
Мелкая моторика как психическое явление
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук
и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных
движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень
мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика- это тонкие и точные движения пальцев. Их
развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства
видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских
пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой
моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров
головного мозга.
Общая моторика - это
двигательная деятельность, которая
осуществляется за счет работы крупных мышц тела.
Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой
моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все
же их многое объединяет.
Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает
точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и,
соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой
зависимости от состояния развития его мышления.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с
полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за
моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи
детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием
моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками,
тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет
развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют
память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой
моторике и необходимости ее развивать.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети
всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает
проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно
величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают
основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как
артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о
существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и
развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша
говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими
свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и
потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную
тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев,
сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие
детей.
В
устной
речи
любого
народа
можно
встретить
короткие
стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например,
известная всем «Сорока-Ворона», «Ладушки» и др.
Подавляющее большинство исследований посвящено
формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как
вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного
изучения. Но решение этой задачи представляет большой интерес в свете
научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой
моторики, выявления корреляции между степенью развития движений руки и
уровнем речевого развития.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев
оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению
М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры
головного мозга».
В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков
доказали, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую
моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы
активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Двигательные импульсы
пальцев рук влияют на формирование “речевых” зон и положительно
действуют на кору головного мозга ребенка, когда ребёнок производит
ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях
головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как
следствие – развитие речевых функций.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют
процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет
выполнять
упражнения,
сопровождая
их
короткими
стихотворными
строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы
мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте
важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать
условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами
развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в
основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга,
развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой
моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой
информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш.
Для многих первоклассников обучение письму — самая большая
проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к
быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма. Опыт
показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических
заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено
выполнение сложно координированных движений руки, не сформировано
зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты
зрительная память и зрительно-моторная координация.
Можно по-разному объяснить, зачем мелкая мускулатура рук и пальцы
ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов,
которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие
блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга,
обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти,
развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
«Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его
надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М.М. Кольцовой:
«систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным
средством повышения работоспособности головного мозга». Родителей и
педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие
ребенка в дошкольном возрасте. Здесь важно не упустить время, сделать все
необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что,
если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному
школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М.
Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а
умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит,
чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие
интеллекта идет параллельно с развитием руки, и все более тонких движений
пальцев.
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в
структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения
человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.
В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с
полутора до 2-х лет – иначе может закрепиться неправильный навык, могут
угаснуть потенциальные способности.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности –
руки, является общая неготовность большинства современных детей к
письму или проблем с речевым развитием. В дошкольном возрасте важна
именно подготовка к письму, а не обучение ему. В младшем и среднем
дошкольном возрасте работа сводится к развитию возможности управлять
своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем
дошкольном возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими
умениями .
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых
– общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению
навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем
школьного обучения.
И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как
результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и
мышечными
изменениями
в
процессе
активного
взаимодействия
с
окружающей средой».
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его
физического
и
психического
развития.
Чем
выше
его
двигательная
активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего
возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять
особое внимание.
Таким образом, развитие мелкой мускулатуры рук, формирование и
совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев играет огромную роль.
Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла
необходимость
уделять
большое
внимание
умению
детей
управлять
движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста.
Младший
дошкольный
возраст
характеризуется
высокой
интенсивностью
физического
и
психического
развития.
Повышается
активность
ребенка,
усиливается
ее
целенаправленность;
более
разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и
мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых
важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид
деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия
ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят
существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас
слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые
выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства
предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о
разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и
др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются
особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по
внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые
представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование
мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны
процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики
является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.
Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто
необходимо для овладения письмом.
Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики
должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу
нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно
выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые
важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,
координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры
головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с
пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для
его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика,
координация
движений
–
ключевые
понятия
для
периода
раннего
дошкольного возраста.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с
развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры
головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко
от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к
моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,
такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на
формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев
рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку
пальцев
ребенка
уже
с
десятимесячного
возраста.
Систематические
упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения
работоспособности коры головного мозга.
В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно
чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда
малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для
развития речи этот период — возраст от полутора до трех лет. Именно тогда
ребенок
овладевает
основными
средствами
языка,
на
котором
осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,
формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам
жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев
рук взрослого человека.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала
его
действия
неловки,
неумелы,
негармоничны.
Моторные
навыки
развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим
темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно
создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры
и
упражнения,
способствующие
развитию
координации
и
совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и
делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир,
брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру,
в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их
в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть
ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
Третий год жизни ребенка – завершающий период раннего детства. В
этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь
характерные
для
первых
двух
лет.
Тело
ребенка
становится
более
пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это
период активного совершенствования качества движений, которыми овладел
малыш на предыдущих этапах. Более кардинальными становятся движения
рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка
находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может
почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест
ложкой и вилкой; пьет из чашки держа ее одной рукой. Он начинает владеть
карандашом. Причем карандаш удерживается пальцами, запястье при этом
прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое.
Если рисунок ребенка до двух лет трудно назвать рисунком, это скорее
каракули, то рисунок ребенка третьего года жизни обладает сходствами с
изображенным объектом. В частности, в два с половиной года дети могут
вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга –
головы различаются мелкие детали – глаза, нос, рот.
На четвертом году жизни ребенка постепенно хаотичные восприятия,
накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться
и упорядочиваться.
Таким образом, изучив особенности развития детей раннего и
младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что развитие мелкой
моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие
движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела
к периферии – развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти
и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. На
протяжении раннего возраста у ребенка происходит развитие восприятия и
зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается
ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, тип
хватания – кулаком, щепотью, указательным и большим пальцами вместе.
Дифференцируются движения пальцев.