Напоминание

"Мелкая моторика как психическое явление"


Автор: Бердникова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Детство" СП - №185 "Золотое зёрнышко"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: "Мелкая моторика как психическое явление"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мелкая моторика как психическое явление

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий

нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук

и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется

термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных

движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень

мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика- это тонкие и точные движения пальцев. Их

развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства

видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских

пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой

моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров

головного мозга.

Общая моторика - это

двигательная деятельность, которая

осуществляется за счет работы крупных мышц тела.

Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой

моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все

же их многое объединяет.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает

точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и,

соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой

зависимости от состояния развития его мышления.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с

полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за

моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи

детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием

моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками,

тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет

развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют

память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой

моторике и необходимости ее развивать.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети

всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно

величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают

основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как

артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о

существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и

развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша

говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,

но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими

свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное

восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и

двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и

потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную

тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев,

сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие

детей.

В

устной

речи

любого

народа

можно

встретить

короткие

стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например,

известная всем «Сорока-Ворона», «Ладушки» и др.

Подавляющее большинство исследований посвящено

формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как

вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного

изучения. Но решение этой задачи представляет большой интерес в свете

научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой

моторики, выявления корреляции между степенью развития движений руки и

уровнем речевого развития.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев

оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению

М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры

головного мозга».

В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков

доказали, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую

моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы

активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Двигательные импульсы

пальцев рук влияют на формирование “речевых” зон и положительно

действуют на кору головного мозга ребенка, когда ребёнок производит

ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях

головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как

следствие – развитие речевых функций.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют

процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки

находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся

дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать

смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет

выполнять

упражнения,

сопровождая

их

короткими

стихотворными

строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится

контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как

он учится запоминать определённые положения рук и последовательность

движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно

ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная

речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные

трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких

координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы

мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного

восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте

важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать

условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,

развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно

подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в

основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга,

развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики –

один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой

моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это

оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой

информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах

карандаш.

Для многих первоклассников обучение письму — самая большая

проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к

быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма. Опыт

показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических

заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено

выполнение сложно координированных движений руки, не сформировано

зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты

зрительная память и зрительно-моторная координация.

Можно по-разному объяснить, зачем мелкая мускулатура рук и пальцы

ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов,

которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие

блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга,

обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти,

развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

«Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его

надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М.М. Кольцовой:

«систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным

средством повышения работоспособности головного мозга». Родителей и

педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие

ребенка в дошкольном возрасте. Здесь важно не упустить время, сделать все

необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.

Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что,

если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному

школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М.

Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а

умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит,

чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие

интеллекта идет параллельно с развитием руки, и все более тонких движений

пальцев.

Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в

структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения

человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.

В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с

полутора до 2-х лет – иначе может закрепиться неправильный навык, могут

угаснуть потенциальные способности.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности –

руки, является общая неготовность большинства современных детей к

письму или проблем с речевым развитием. В дошкольном возрасте важна

именно подготовка к письму, а не обучение ему. В младшем и среднем

дошкольном возрасте работа сводится к развитию возможности управлять

своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем

дошкольном возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими

умениями .

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до

поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых

– общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению

навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем

школьного обучения.

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как

результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и

мышечными

изменениями

в

процессе

активного

взаимодействия

с

окружающей средой».

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его

физического

и

психического

развития.

Чем

выше

его

двигательная

активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего

возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять

особое внимание.

Таким образом, развитие мелкой мускулатуры рук, формирование и

совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев играет огромную роль.

Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла

необходимость

уделять

большое

внимание

умению

детей

управлять

движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста.

Младший

дошкольный

возраст

характеризуется

высокой

интенсивностью

физического

и

психического

развития.

Повышается

активность

ребенка,

усиливается

ее

целенаправленность;

более

разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и

мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых

важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят

существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в

отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид

деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия

ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят

существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас

слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые

выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства

предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о

разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и

др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются

особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по

внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые

представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование

мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны

процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики

является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.

Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто

необходимо для овладения письмом.

Обычно

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,

внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики

должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу

нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно

выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые

важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,

координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры

головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с

пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в

которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для

его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика,

координация

движений

ключевые

понятия

для

периода

раннего

дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с

развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической

точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры

головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко

от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к

моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,

такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто

предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на

формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только

тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев

рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку

пальцев

ребенка

уже

с

десятимесячного

возраста.

Систематические

упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения

работоспособности коры головного мозга.

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно

чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда

малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для

развития речи этот период — возраст от полутора до трех лет. Именно тогда

ребенок

овладевает

основными

средствами

языка,

на

котором

осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,

формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам

жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев

рук взрослого человека.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала

его

действия

неловки,

неумелы,

негармоничны.

Моторные

навыки

развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим

темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно

создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры

и

упражнения,

способствующие

развитию

координации

и

совершенствованию двигательных навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и

делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир,

брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру,

в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их

в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть

ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

Третий год жизни ребенка – завершающий период раннего детства. В

этот период замедляются интенсивный физический рост и развитие, столь

характерные

для

первых

двух

лет.

Тело

ребенка

становится

более

пропорциональным, стройным, движения – точными. Третий год жизни – это

период активного совершенствования качества движений, которыми овладел

малыш на предыдущих этапах. Более кардинальными становятся движения

рук, пальцев. Предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка

находятся в постоянном движении, в работе. На третьем году ребенок может

почти самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно ест

ложкой и вилкой; пьет из чашки держа ее одной рукой. Он начинает владеть

карандашом. Причем карандаш удерживается пальцами, запястье при этом

прямое, а предплечье с кистью двигается как единое целое.

Если рисунок ребенка до двух лет трудно назвать рисунком, это скорее

каракули, то рисунок ребенка третьего года жизни обладает сходствами с

изображенным объектом. В частности, в два с половиной года дети могут

вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга –

головы различаются мелкие детали – глаза, нос, рот.

На четвертом году жизни ребенка постепенно хаотичные восприятия,

накопленные за предыдущие три года жизни, начинают систематизироваться

и упорядочиваться.

Таким образом, изучив особенности развития детей раннего и

младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что развитие мелкой

моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие

движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела

к периферии – развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти

и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. На

протяжении раннего возраста у ребенка происходит развитие восприятия и

зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается

ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, тип

хватания – кулаком, щепотью, указательным и большим пальцами вместе.

Дифференцируются движения пальцев.



В раздел образования